Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » 2013 - Человек как главное достояние государства

Владимир Дворкин: Первый приоритет – образование. Второй – экология. Третий – технологии. Четвертый – безопасность.

Добавлено на 23.01.2014 – 16:54Без комментариев

Владимир Дворкин, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Нам надо привлечь высококвалифицированные кадры из-за границы для того, чтобы они нам разработали программы обучения наших учителей на всех уровнях.

Dvorkin_V_Z

Фото: http://vpk.name/

Начиная с 2008 года с началом кризиса мне пришлось видеть, слышать, читать лидеров ведущих стран, которые говорили о приоритетах, необходимых в эти кризисные годы. Я об этом повторяю с упрямством нетрезвого человека на всех таких публичных мероприятиях. И еще раз скажу совсем кратко. Первый приоритет – образование. Второй – экология. Третий – технологии. Четвертый – безопасность.

Наши успехи в области образования за кризисные годы вы все прекрасно знаете, я даже не буду касаться начальных этапов ЕГЭ, когда наши вузы заполнены безграмотными абитуриентами. Дело даже не в этом, не столько в этом.

Мне пришлось в течение примерно 50 лет заниматься исследовательской работой и наблюдать плавную деградацию учителей в Советском Союзе и тех, кто учит в вузах, в гражданских и военных. Мои субъективные наблюдения состоят в том, что начиная с конца примерно 70-х годов, с уходом профессорско-преподавательского состава из гражданских, военных вузов на смену им приходили люди совершенно другого уровня квалификации. Вместо профессуры с мировым именем на те же должности заведующих кафедр, начальников кафедр приходили только что защитившиеся среднего уровня кандидаты наук. И это сказывалось на образовании всех, кто в этих вузах учился. Я беседовал со многими такими учеными. Основная причина такого состояния вещей связана с катастрофическим обрушением генофонда страны за сто лет. И эта ситуация представляется необратимой в значительной степени.

«Но не той помощи, о которой Медведев говорил: создадим условия – и к нам хлынут ученые, профессура, нобелевские лауреаты. Это ерунда все. Нам надо привлечь высококвалифицированные кадры из-за границы для того, чтобы они нам разработали программы обучения наших учителей на всех уровнях»

Что можно сделать в этой ситуации? Посмотрим на наши футбольные клубы. Везде практически в качестве основных тренеров приходят иностранцы за большие деньги. И они каких-то успехов достигают. Я говорю это вот к чему. Поскольку мы сами не сможем справиться с повышением качества учителей, необходимо прибегать к помощи. Но не той помощи, о которой Медведев говорил: создадим условия – и к нам хлынут ученые, профессура, нобелевские лауреаты. Это ерунда все. Нам надо привлечь высококвалифицированные кадры из-за границы для того, чтобы они нам разработали программы обучения наших учителей на всех уровнях. И эти программы должны заключаться не только в том, что им должны лекции читать – это программы, которые связаны со стажировками в ведущих научных центрах, потому что учитель, профессор должен находиться на грани научного познания. Тогда он только что-то может вложить в своих учеников. И для этого нужны, безусловно, какие-то средства. Ждать от государства не приходится. Поэтому, может быть, для такой программы обучения учителей нужно находить фонды от каких-то крупных бизнесменов, заинтересованных в обучении преподавателей на всех уровнях. Иначе мы эту проблему не решим.

Общий тезис, который я слышал от наших очень высокопоставленных чиновников, совсем короткий: деньги есть, а работать некому. Везде некому работать на инженерных должностях, технических, высококвалифицированных рабочих не хватает. Может быть, нужно в сложившейся ситуации человек 20 научных западных лидеров привлечь для того, чтобы они такую программу разработали, и попытаться ее реализовать – программу обучения, воспитания профессорско-преподавательского состава на всех уровнях. Данная программа и решение вопроса подготовки преподавательских кадров мне представляется ключевым звеном.

Что же касается нашего ОПК, который должен быть движущей силой и должен обеспечивать конкурентоспособность – в самых передовых отраслях, где мы в Советском Союзе достигали успеха – в космической, ракетной областях – по уровню качества, совершенства военной техники, вооружения и гражданской техники уступали в разы, в лучшем случае мы отставали на 15-20%. И я могу это доказать цифрами. Поэтому ОПК никакой движущей силой, с точки зрения конкурентоспособности, в России быть не может.

«Наш ОПК не мог быть движущей силой в конкурентоспособности во времена Советского Союза, а уж теперь с нынешними кадрами тем более это невозможно»

Наш ОПК не мог быть движущей силой в конкурентоспособности во времена Советского Союза, а уж теперь с нынешними кадрами тем более это невозможно. Поэтому здесь нужно искать выход из создавшейся ситуации именно в повышении уровня тех, кто нас учит. Везде. Потому что деградация затронула все отрасли и школу тоже.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>