Home » Не Сабантуем единым

Не Сабантуем единым

Татарский народ в диалоге культур и цивилизаций

Внешние связи Татарстана начали развиваться после принятия Декларации о государственном суверенитете (1990) и Конституции республики (1992). После подписания в 1994 г. договора между Москвой и Казанью о разграничении полномочий внешняя деятельность Татарстана была узаконена, она резко активизировалась и стала значимым фактором в жизни не только республики, но и России. Вслед за первоначальными шагами определились основные направления внешней деятельности, появились полномочные и торговые представительства в различных государствах, а в Казани открылись консульства и представительства зарубежных стран.

Параллельно активизировались татарские общины и выстроилась целая сеть автономий и общественных организаций по национальному признаку. Они возникли в Российской Федерации, Центральной Азии, Синьцзяне, Австралии, США и Канаде. В Центральной Азии диаспора весьма значительная, особенно в Узбекистане (около 500 тыс.) и Казахстане (более 300 тыс.). В Европе татарские общины, как правило, немногочисленны, кроме румынских, финских и польско-литовских татар; тем не менее благодаря сплоченности и активности они стали заметным явлением в культурной жизни своих стран. В большинстве стран местные власти тесно сотрудничают с татарскими общинами. Татарский язык в Европе признан коренным, а татарская культура поддерживается Брюсселем. Татары за рубежом, кроме татарского и языка страны пребывания, также, как правило, владеют еще и русским, что облегчает общение с россиянами. Татарская диаспора за рубежом состоит из выходцев из разных регионов России, и они поддерживают отношения не только с Казанью, но и с территорией происхождения их предков. Для них прародина отнюдь не только Татарстан, но и вся Россия. Татарстан, в свою очередь, в соответствии со ст. 14 Конституции РТ обязался поддерживать татарскую культуру.

Татарские общины в Европе объединены в «Альянс татар Европы», тесно сотрудничающий с МИД России в рамках программы поддержки соотечественников. Со стороны некоторых организаций высказывались обвинения в адрес «Альянса татар Европы» в том, что это объединение якобы является проводником линии российского МИДа, однако финансовая поддержка касается исключительно культуры. В то же время татарские организации финансируются и некоторыми странами Евросоюза, опять-таки в плане культуры. В целом татары соблюдают нейтралитет, что помогает им находить общий язык с носителями самых различных взглядов. К тому же в некоторых странах татары живут не одну сотню лет, и их позиция хорошо известна в государствах проживания. Координирующую роль всех общин выполняет Всемирный конгресс татар с центром в Казани.

У Татарстана как субъекта Федерации есть ряд преимуществ, благодаря которым он способен вносить вклад в успех внешней политики России. Татары – часть тюркского мира, и, хотя их численность не очень высока (около 7 млн), они контактируют практически со всеми тюркскими народами, особенно с казахами, узбеками, киргизами. Определенное влияние на турецкую культуру оказали татары во времена Ататюрка, когда ближайшими советниками президента страны были Юсуф Акчура и Садри Максуди – выходцы из Симбирской и Казанской губерний. Этот факт способствует установлению особых отношений с Турцией. Крепкие исторические связи у татар с Азербайджаном и уйгурами Синьцзяна. Близость тюркских наречий, общая история и сходная культура помогают сближению России через татар с тюркским миром. Следует заметить, что для тюрков характерен умеренный, толерантный ислам.

Задачи, стоящие перед татарским сообществом, сводятся к демонстрации в стране пребывания культурных ценностей татар, Татарстана и России. В частности, получил широкое признание праздник Сабантуй, который проводится не только в отдельных странах, но и в рамках Европы. Он не носит религиозного характера, а потому на него приходят люди самых разных национальностей и религиозных убеждений.

Взаимные выгоды диалога

Кроме культурной миссии на татарах лежит важная задача укрепления экономических связей. Татарстан довольно успешно развивается. Сегодня республика рассматривается как наиболее привлекательный инновационный регион России. Республика постепенно уходит от сырьевой зависимости, открывая новые нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. Машиностроение, авиастроение, судостроение, приборостроение составляют существенную долю поступлений в бюджет. Все большее место в экономике занимают IT-технологии, для чего построен город науки Иннополис и открыт в нем новый университет. Больше половины продукции идет на экспорт.

В этих условиях важной задачей становится поиск рынков сбыта. Сегодня доля нефти и нефтепродуктов в структуре экспорта сокращается. Вместе с тем расширяется доля такой продукции, как каучук, полиэтилен, КамАЗы, вертолеты, морские суда, холодильники, медицинские инструменты и др. Расширение этого списка – важная задача внешней деятельности республики. Татарская диаспора помогает найти надежных партнеров и установить долгосрочные контакты. Международные связи непосредственно работают на продвижение товаров на внешние рынки, пополняя бюджет республики. Одновременно это вклад и в российский бюджет, ведь Татарстан – один из крупнейших доноров. Экономические связи республики с разными странами придают стабильность международным отношениям. При этом культурный фон служит повышению привлекательности Татарстана как надежного партнера.

Важным фактором, стимулирующим внешние связи, является потребность республики в высоких технологиях. В свободных экономических зонах открываются новые высокотехнологичные производства с иностранным капиталом, там появляются резиденты с мировыми брендами, как, например, «Форд», не просто собирающий, а производящий всю линейку легковых автомобилей, включая микроавтобусы. Это лучшая гарантия поддержки долгосрочных стабильных международных связей. Так, во время охлаждения турецко-российских отношений в связи со сбитым истребителем Татарстан всячески добивался смягчения ситуации, поскольку крупнейшие турецкие компании были резидентами свободной экономической зоны «Алабуга». Первые контакты с правительством Турции перед встречей Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина налаживала Казань. Без экономической составляющей международные связи весьма хрупки.

Важным экономическим фактором стал туризм, который развивается бурными темпами. Для гостей республики привлекательна не только история, но и смешение разнообразных культур. Казань – образец симбиоза религий и национальных традиций. Увидеть на территории Казанского кремля мечеть Кул-Шариф рядом с Благовещенским собором для многих оказывается само по себе удивительным. При этом любой может зайти и в мечеть, и в собор. Вообще в центре Казани в непосредственной близости расположены синагога, католический храм, церковь старообрядцев и даже православная церковь со службой на татарском языке. Для Европы, раздираемой религиозными противоречиями, «модель Татарстана» оказывается примером практической возможности диалога культур.

Международные конференции по диалогу культур и цивилизаций во всем мире проходят по одному сценарию – собираются именитые люди из самых разных стран, представляющих исламский мир, с одной стороны, и Запад – с другой. Как правило, все эти люди весьма интеллигентные, заведомо толерантные. Они быстро находят общий язык и в резолюциях, декларациях, коммюнике пишут призывы к взаимопониманию, но от этого конфликтов в мире меньше не становится. Татары на практике показывают возможность взаимодействия цивилизаций.

В 1990-е гг. Татарстан совместно с Гарвардским университетом проводил во Дворце мира в Гааге форумы под названием «Гаагская инициатива», где рассматривались конфликты на постсоветском пространстве и предлагались варианты выхода из сложившихся ситуаций. И хотя каждая ситуация отличается от другой и невозможно дать единый рецепт на все случаи, тем не менее сохраняет значение технология ведения переговоров, разработанная Татарстаном. Типичная ошибка переговорщиков состоит в том, что они предпочитают закрытый режим работы. Однако, когда компромисс достигается и обнародуются итоги договоренностей, в обществе могут возникнуть политические осложнения. Оппозиции кажется, что предали их идеалы, достижения, суверенитет. Причем упреки к переговорщикам слышатся с обеих сторон. Таким образом результаты договоренностей ставятся под сомнение.

Переговоры между Москвой и Казанью отличались тем, что они шли в открытом режиме, причем одновременно на трех уровнях: 1) министерском по конкретным проблемам; 2) между правительствами по поводу заключения соглашений; 3) на политическом уровне между президентами для выработки текста Договора о разграничении полномочий. Такой подход включал в переговорный процесс большое количество госслужащих, политиков, депутатов. При этом пресса освещала ход переговоров и достигнутые результаты. Поэтому окончательный текст Договора воспринимался не как сдача позиций, а как удачный компромисс сторон.

Ислам татарского извода

Для выполнения посреднической миссии в диалоге культур у татарского народа имеется уникальный опыт реформирования ислама (джадидизм). Сегодня в исламском мире доминирует иная точка зрения – ислам един для всех и не способен реформироваться. Плюрализм мнений клерикалами воспринимается как отступление от истинного, якобы чистого ислама салафитов (сподвижников Пророка). При этом одни мусульмане убивают других, полагая, что только они обладают истиной, а остальные – вероотступники. Выход из затянувшегося Средневековья в исламском мире невозможен без реформации. Татары демонстрируют принципиальную ее возможность.

В 1804 г. богослов Курсави провозгласил открытие «врат идж-тихада» (свободомыслия). С тех пор выросла целая плеяда блестящих богословов, давших современное толкование многим кораническим категориям: джихад, отношение к христианам и иудеям, роль женщин в обществе и т.д. На идеях джадидизма выросла вся современная татарская культура, терпимая к многообразию мнений, открытая к знаниям, воспитывающая трудовую этику, что во многом определяет экономические успехи татар. Джадидизм позволил выстроить такую систему образования, которая к началу ХХ в. покончила с неграмотностью, причем без поддержки государства. Образованными стали не только юноши, но и девушки. Советский период прервал естественное течение исламской мысли, а после перестройки началось проникновение в татарский мир фундаментализма. Несмотря на определенный вес малообразованных клерикалов, их влияние сказывается только на небольшой части общества, да и то в плане выполнения ритуалов. Основная масса народа сохранила приверженность традициям джадидизма как органической части нашей культуры. Татары, где бы они ни жили – будь то Россия, Казахстан, Узбекистан, Синьцзян, Финляндия, Польша, Румыния, Австралия, Турция и т.д. – везде демонстрируют терпимый, открытый ислам.

Радикализм, фундаментализм инкорпорирует в свою среду тех, кто оторвался от своих этнических корней. Именно в этих социальных группах террористы ищут новобранцев. Средневековый ислам, который подается как истинный, утверждает, что нет никаких наций, народов, этносов, есть только мусульмане, которые должны служить Аллаху. Став шахидами, они якобы попадут в рай. Для фундаменталистов в принципе невозможен рай на земле, а потому якобы незачем заниматься процветанием своего народа и страны.

Утверждение о том, что ислам един, – всего лишь уловка для продвижения своей собственной трактовки. В исламе десятки направлений: шииты и сунниты, которые, в свою очередь, делятся на ханафитов, маликитов и т.д. и т.п. С фундаментализмом можно бороться не путем самой «правильной» трактовки Корана, а путем признания плюрализма в исламе. На практике самым сильным средством против фундаментализма оказываются национальные традиции. Только национальные чувства в принципе могут оказаться сильнее религиозных и стать фактором, противостоящим фундаментализму. Человек, забывший свое происхождение, становится легкой добычей радикалов.

Ислам на территории Татарстана был добровольно принят в качестве государственной религии в мае 922 г. в древнем городе Болгар, который вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там проходят встречи российских исламских лидеров с иностранными гостями, там же строится при поддержке президента Владимира Путина Исламская духовная академия, призванная продолжить российские традиции ислама в противовес радикальным течениям. Эта площадка дополняется ежегодным экономическим форумом мусульманских стран «Казань-саммит». Все эти мероприятия в совокупности позволяют республике выполнять заметную роль во внешней политике страны. Татары как часть исламского мира могут внести свой вклад в диалог культур и цивилизаций, будучи образованными как европейцы и знающими тонкости Востока. Группа стратегического видения «Россия – исламский мир» при МИД РФ, возглавляемая президентом РТ Рустамом Миннихановым, призвана находить точки соприкосновения между Россией и мусульманскими странами. Одна из задач этой организации состоит в создании в России практики исламского банкинга. В условиях санкций против России со стороны Запада приток исламских инвестиций стал бы хорошей альтернативой.

Татарский участок евразийского пути

У татар есть свое место и на евразийском пространстве. Евразия не как географическое, а как культурное явление не могла бы состояться без весомого вклада тюркского компонента. Евразия – симбиоз русского, тюркских и финно-угорских народов. Определение Евразии через противостояние суши с морем, чем грешат некоторые современные евразийцы, не несет ничего позитивного. Даже чисто исторически не было такого противостояния. Сухопутные торговые пути всегда имели свое продолжение на море. Торговля Золотой Орды с Генуей и Венецией через черноморские порты была значима не только для империи, но и для Европы, поскольку первой статьей экспорта была пшеница, столь там необходимая. Представлять Евразию как арену борьбы континентальных стран с морскими державами – верх нелепости.

Татарстан представляет собой Евразию в миниатюре, где можно увидеть смешение культур, ориентированное на общее благо. С учетом географического положения республики, где сходятся сухопутные, водные, железнодорожные и воздушные пути, Казань можно позиционировать как один из центров интеграции евразийского пространства. Планируемое строительство высокоскоростной железной дороги Москва–Казань и сооружение транспортного коридора «Европа – Западный Китай» еще более укрепят посредническую функцию республики на евразийском пространстве. Можно много рассуждать о роли евразийской интеграции, но без современных автобанов и логистических центров Евразия как экономическое и культурное явление не может состояться в принципе.

Для повышения эффективности внешних связей Татарстану нужно преодолеть предвзятое отношение к татарам. В мировом сознании остался затаенный страх перед татарами, порожденный нашествием Бату-хана (в русской традиции принято написание «хан Батый». – Ред.) на Европу. К сожалению, даже в самой России не преодолены стереотипы о татарах как завоевателях и разрушителях. В музеях охотно показывают, как «полчища» татар жгут Святую Русь, и мало кто знает, что Бату основал 110 городов, освободил от налогов православные монастыри, а «татарская дань» составляла всего лишь 10%. Золотая Орда признавала все религии и культуры равными, а потому сумела установить мир на огромной территории. Непредвзятое исследование показывает, что в истории не было антагонистического противостояния татар и русских, о чем так любят писать публицисты. Борьба внутри Орды и затем Российской империи шла не по этническим, а по политическим мотивам. Исключением является период насильственной христианизации, начатый Петром и остановленный Екатериной II, объявившей о веротерпимости.

Историю на только Азии и России, но даже Восточной Европы невозможно понять без татарского фактора. Ведь вся Восточная Европа находилась или в составе Золотой Орды, или в статусе ее протекторатов. Причем это влияние отнюдь не было отрицательным. Так, в Литве и Польше татарские воины охраняли границы государств, участвовали в Грюнвальдской битве, за что им установлен памятник в Гданьске. Ордынская политика не предполагала ассимиляции чьей-то культуры или борьбы с какой-либо религией, она всем позволяла развиваться по избранному пути. На то время Золотая Орда была несравненно более развитой, нежели европейские государства, а капитализм в Генуе и Венеции возник благодаря торговле с Ордой через колонии в портах Причерноморья. Донести правду о татарах до широкой общественности существенно важно для формирования привлекательного имиджа народа.

Потенциал раскрыт не полностью

Наряду с достижениями татар и Татарстана во внешних связях существует также нереализованный потенциал. Прежде всего бросается в глаза отсутствие долгосрочных проектов, определяющих место татар в международной жизни. Существуют резолюции различных форумов, а также концепции, которые состоят из общих фраз и ими, как правило, не руководствуются.

Правительство Татарстана делает акцент на экономической стороне внешних связей, и это вполне оправданно. Культурная составляющая всего лишь сопровождает серьезные переговоры, как некое украшение или экзотический фон. Мероприятия международного масштаба далеко не всегда увязаны друг с другом. Жизнь идет от одного суперпроекта к другому, не являющемуся продолжением предыдущего. Они весьма значимы – это тысячелетие Казани, Универсиада, Россия–2018 и т.д. Однако чемпионаты проходят, а жизнь требует целостного взгляда на место татар и Татарстана в международных делах. Среди мероприятий татарских общин стал доминировать Сабантуй, причем он явно заорганизован и потерял народный характер. В международной деятельности татар много призывов и мало аналитики. Татары больше думают о своих внутренних проблемах, нежели о миссии в международных делах.

К сожалению, не учитываются современные тенденции в молодежной среде, которая вся погрузилась в Интернет и живет виртуальным сообществом, причем весьма активным. Молодежь ищет свои пути в этом мире, не очень считаясь со «стариками», создает свои организации, что приводит к возникновению разрыва между поколениями.

Несмотря на некоторые просчеты, Татарстан и весь татарский мир за прошедшие четверть века приобрели бесценный опыт работы с зарубежными странами, осознали свою миссию в диалоге культур, определили свои сильные и слабые стороны, выстроили не только сеть татарских организаций по всему миру, но и нашли формы их взаимодействия с государственными органами Татарстана, а также МИДом России. Все это позволяет вносить свой весомый вклад во внешнюю политику страны.