Главная » Шалом, «Хабад» и «еврейский ренессанс»

Шалом, «Хабад» и «еврейский ренессанс»

Роль российской еврейской диаспоры в продвижении образа России на мировой арене

В современном мире существует множество центров влияния, формирующих многополярную систему взаимоотношений между государствами. Одним из инструментов все увереннее становится народная дипломатия, осуществляемая через коммуникацию этнических диаспор.

Из многочисленных общин России особенно выделяется еврейская, которая переживает в настоящий момент подобие ренессанса. Усилия раввината и поддержка со стороны государственной власти способствовали началу возрождения еврейской культуры и традиций на территории России, утерянных за годы репрессий Советской власти. Укрепление диаспоры оказывает положительный эффект на уровень взаимодействия с другими общинами по всему миру, тем самым продвигая образ страны средствами народной дипломатии.

Восстановление и современное состояние еврейской диаспоры России

Еврейская диаспора России, уже восстановившая многое из утраченного за ХХ век, все еще находится на этапе длительного возрождения. Основным достижением по праву считается укрепление основополагающих институтов иудаизма. В настоящее время в России успешно функционирует множество различных общин, под эгидой которых строятся синагоги и культурные центры, продвигающее религиозное образование, а также образ жизни, соответствующий основным канонам иудаизма.

Начало возрождения диаспоры пришлось на последние годы существования Советского Союза. В те времена в РСФСР в глубоком подполье действовало небольшое количество иудейских организаций. Однако «гласность» и фундаментальные изменения внутренней политики сделали возможным их постепенную легализацию. За три года до развала СССР начали официально функционировать Еврейская культурная ассоциация (ЕКА) и Московское еврейское культурно-просветительское общество (МЕКПО). Годом позже, в 1989-м, в Москве прошел первый всесоюзный съезд евреев, который привлек внимание представителей диаспоры и сделал возможным появление первой полноценной организации, занимающейся координацией деятельности общин, – ВААД СССР.

Формат создания и работы ВААД в итоге оказал существенное влияние на дальнейшее развитие еврейских общин в новой России и других независимых республиках бывшего СССР. К тому времени основные институты еврейской жизни были полностью уничтожены и подавлены усилиями атеистической пропаганды и системного тоталитаризма. Среди евреев сохранилось лишь немного знаний об основных канонах, традициях и культурных ценностях иудаизма. Слишком многое оказалось забытым и невостребованным в повседневной жизни.

Деятельность ВААД, просуществовавшей вплоть до последних дней советского строя, хотя и была направлена на воссоздание жизни диаспоры, но совпала с массовым отъездом евреев в Израиль и другие страны (отчасти поспособствовав ему) сразу после 1991 года. В условиях бушующего экономического кризиса, политического хаоса и состояния идеологического поражения в противостоянии с Западом цели по восстановлению еврейской жизни в России ставились в надежде на грядущие десятилетия, а реальность была крайне суровой для созидательной деятельности.

Многие годы политики государственного атеизма оставили ужасающее наследство для новых лидеров диаспоры. На повестке была тяжелейшая работа по возрождению культурных и религиозных ценностей. Диаспора находилась в разрозненном состоянии, а уровень владения ивритом и идишем был практически нулевым. Предстояло не только восстановить институты иудаизма, но и провести масштабную образовательную программу в условиях нехватки преподавательских кадров и отсутствия искреннего интереса со стороны этнических евреев.

В начале девяностых годов деятельность еврейских организаций, а также координация жизни диаспоры находились на крайне низком уровне. Многие евреи не видели своего будущего в стране и предпочитали воспользоваться любой возможностью для отъезда. В результате за двадцать с лишним лет, начиная с 1989 г., из России в один только Израиль уехало, по разным данным, более 322 тыс. евреев. Крупнейшая волна эмиграции пришлась именно на первое десятилетие после развала СССР.

Многие из этнических евреев-эмигрантов не придерживались, да и не были знакомы с многими канонами иудаизма. Мало кто был готов соблюдать религиозные законы кашрута, традиции и культурные нормы. Подобное не осталось незамеченным среди куда более религиозных евреев в Израиле. В результате многие из вновь прибывших воспринимались как атеисты или русские, но не как иудеи.

Коренной перелом в жизни диаспоры внутри России созревал на протяжении десятилетий и стал возможен благодаря созданию организаций по консолидации еврейской жизни. Многие лидеры общины активно использовали удачные и не очень примеры деятельности ВААД, а также опыт в советском подполье, что позволило создать уверенный и прочный задел для начала возрождения иудейской жизни в стране.

Одной из ключевых организаций, способствующих началу объединения и восстановления диаспоры, стала Федерация еврейских общин России. ФЕОР была официально зарегистрирована на государственном уровне в 1999 г. и послужила главной платформой для объединения общин ортодоксального иудаизма по всей стране. Успех деятельности федерации ознаменован ее нынешним состоянием. Сегодня президентом организации является Александр Борода, награжденный совсем недавно Орденом дружбы лично из рук президента России Владимира Путина.

Под руководством Бороды в состав ФЕОР входят порядка 118 синагог и общинных центров различного масштаба. Организация уделяет большое внимание развитию сети образовательных учреждений. Совместно с ФЕОР функционирует более 150 учебных центров, включая несколько десятков общеобразовательных с еврейским этнокультурным компонентом, а также около сотни воскресных школ и 28 детских садов, где обучаются более 15 тыс. учеников.

Достижения организации стали возможными благодаря значительному вниманию к всестороннему развитию гуманитарных программ, направленных на увеличение взаимодействия внутри общины. В общей сложности программы ФЕОР охватывают свыше 120 тыс. человек по всей стране, что делает ее абсолютным рекордсменом среди других еврейских организаций. В тесном сотрудничестве с ФЕОР функционирует крупнейший в стране и один из ведущих в мировых масштабах еврейский деловой клуб Solomon.help, объединяющий тысячи известных и высокопоставленных представителей диаспоры. Платформа позволяет успешно налаживать взаимодействие между еврейским бизнесом и потребностью общины в благотворительности. В целом же в России существуют объединения еврейских религиозных общин трех ключевых направлений: традиционной раввинской ортодоксии («литовский» или «миснагедский» иудаизм), реформистский иудаизм и любавичский хасидизм («Хабад»). ФЕОР представляет интересы последнего направления, а община «Хабад» является самой многочисленной и влиятельной в России, объединяя свыше 200 различных иудейских общин.

Советское время оказало сильнейшее влияние на еврейскую идентичность, и достоверно определить истинное количество евреев в России довольно тяжело до сих пор. Согласно разнящимся данным, общая численность диаспоры в России варьируется между 500 и 750 тыс. человек. Цифры хоть и солидные, но не точные, поскольку далеко не все евреи охотно раскрывают собственную этническую принадлежность. Еврейство в России отличается глубокой приверженностью к светским традициям в обществе и политике, что накладывает соответствующий отпечаток на образ иудеев. Поэтому принадлежность к диаспоре в большинстве случаев определяется исключительно этнической составляющей, а не религиозной.

Еврейские общины в России крайне многообразны, а многие из иудеев являются потомками национально-смешанных браков, членов семей евреев и прошедших процедуру посвящения в иудаизм («гиюр»). Помимо евреев-ашкеназов существуют заметные объединения восточных еврейских этнических групп, преимущественно горских. В отдельных районах страны проживают представители субботников – потомков русских крестьян, принявших иудаизм в XVIII–XIX веках, а также караимов, крымчаков и прочих представителей диаспоры.

Несмотря на широкую географию расселения, по разным оценкам, около 60% диаспоры проживает в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Данная цифра может не отражать реальное состояние дел, поскольку, как упоминалось ранее, многие евреи не готовы раскрывать этническую принадлежность или ассоциировать себя с какой-либо общиной.

В стране также сохранились исторические центры расселения иудеев. В частности, многие горские общины до сих пор проживают на Северном Кавказе в таких городах, как Махачкала, Нальчик и Дербент. Несмотря на то что большое число горских евреев переселилось за последнее время в Москву и Пятигорск, жизнь общины продолжает развиваться в исторических местах расселения. Незначительные по численности общины бухарских, грузинских евреев также существуют в Челябинске, Екатеринбурге, Иркутске и других крупных городах страны.

Диаспора получила особую мотивацию для развития в результате поддержки со стороны российского государства. К примеру, благодаря помощи сверху был открыт Еврейский музей и центр толерантности. Известно, что на его строительство было выделено почти 50 млн долларов, а Владимир Путин, по слухам, символично пожертвовал собственную месячную зарплату. Один из крупнейших в Европе и мире, комплекс служит весомым подспорьем для укрепления имиджа диаспоры внутри страны, а также в глазах мирового сообщества. Центр активно сотрудничает с Министерством культуры и Министерством экономического развития России, а также другими ведущими музеями в сферах реализации просветительских и выставочных проектов.

В целом нынешний «еврейский ренессанс» отражает устоявшийся тренд стабильного развития и возрождения ранее потерянных ценностей. Укрепление традиций иудаизма показывает, что российская диаспора процветает, а, следовательно, восстанавливает позиции на мировом уровне.

Особенности еврейской диаспоры в России и русскоговорящих евреев в Израиле

Согласно данным опроса Левада-Центра, в российском обществе не наблюдается четкой позиции по восприятию Государства Израиль, а также евреев в целом. Лишь три процента россиян видят в еврейском государстве врага или друга, а абсолютное большинство придерживается нейтральной позиции. Подобное отношение в целом способствует благополучию диаспоры, поскольку не создает предпосылок для роста антисемитизма или излишнего общественного внимания по отношению к иудеям.

Отличительная особенность диаспоры заключается в присущем ей этнонационализме. Для абсолютного большинства иудеев из России страна является и остается главной родиной, а за рубежом российские евреи в первую очередь считают себя россиянами или русскими. В то же время самоидентификация евреев из России не делает их изолированными. Наоборот, они поддерживают активное взаимодействие со многими зарубежными общинами, что открывает широкие возможности для народной дипломатии.

К примеру, российская диаспора регулярно проводит выездные и внутренние мероприятия, направленные на консолидацию ее ведущих представителей. Многие члены общины, среди которых – известные предприниматели, политики, деятели культуры и искусства, активно принимают участие в совместных путешествиях по Израилю в сопровождении ключевых религиозных деятелей, а также местных политиков и бизнесменов. Как правило, поездки отличаются насыщенными программами, это способствует расширению взаимодействия с Израилем, а также другими общинами со всего мира. Во время визитов организуются встречи с ведущими представителями деловых кругов еврейского государства. К примеру, подобная делегация недавно провела встречу с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху.

Нынешний тренд развития диаспоры, направленный на открытость, позитивно сказывается на восприятии российских евреев среди других международных общин. Одной из возможностей для увеличения взаимодействия видится сохранявшаяся связь между русскоговорящими гражданами Израиля и российской диаспоры. В еврейском государстве на данный момент проживает более 1,3 млн русскоговорящих; многие из них сохраняют тесные связи с Россией и оказывают существенное влияние на внутренние политические процессы еврейского государства. Внутри Израиля русскоговорящие отличаются от других общин необычной сплоченностью, формируя крупную электоральную базу для отдельных политиков. Многие из общины поддерживают Путина и его курс, что говорит об особом отношении к нынешней ситуации не только в России, но и на территории бывшего СССР.

Вместе с тем надо отметить, что многие израильтяне не признают русскоговорящих евреев в качестве иудеев. Во многих общинах внутри Израиля отмечают их приверженность светским традициям и остаточное (но сильное) влияние на них советского атеизма. Выходцы из бывшего СССР часто считаются атеистами или даже носителями православия, но не иудаизма. С одной стороны, подобное создает проблемы для ассимиляции в израильском обществе, а с другой – делает русскоговорящую общину более консолидированной, что позволяет объединяться и принимать судьбоносные политические решения в масштабах еврейского государства.

Воспитанные в советских традициях светскости, многие из русскоговорящих евреев отличаются от большинства израильтян в области соблюдения кашрута. В то же время они предпочитают голосовать за консервативных политиков, борющихся за сохранение и развитие еврейских традиций, но при жестком разделении политики и религии.

Нынешний министр обороны Авигдор Либерман и его партия Yisrael Beiteinu (третья в Израиле) является одним из самых влиятельных политиков еврейского государства. Львиную долю его электората составляют именно русскоговорящие евреи, и мало кто из израильских политиков получал столь серьезную поддержку со стороны общины за последнее десятилетие. Назначение Либермана на одну из ключевых должностей в стране означает, что Нетаньяху сумел договориться с русскоговорящей частью Израиля, а также признает их политическую мощь и воздействие на принятие самых важных решений в масштабах страны.

Несмотря на то что русскоговорящие евреи выделяются на фоне остальных общин, они не чувствуют какой-либо отдаленности или ущербности. Наоборот, переехав в Израиль, многие рассматривают страну не как промежуточное место по пути на Запад, а как долгосрочное место жительства для себя и последующих поколений потомков. Согласно данным израильского центрального бюро статистики, в 1990-е гг. в страну прибыло порядка 900 тыс. иммигрантов из независимых стран бывшего СССР, которые составили самый большой поток переселенцев с середины 50-х гг. прошлого века. Новая волна присоединилась к уже существовавшей общине из 170 тыс. советских евреев, переселившихся в страну в 1970-е годы. В результате сложилась одна из самых сплоченных и влиятельных общин внутри Израиля.

Общая численность русскоговорящих в еврейском государстве продолжает неуклонно расти. Количество приезжающих в страну евреев из стран бывшего СССР возросло на 53% в 2015 году. С января 2014-го по сентябрь 2016-го в Израиль прибыло около 38 тыс. русскоязычных репатриантов, из них свыше 45% из Украины и более 40% из России. Рост числа евреев, приезжающих из Украины, составил почти 20%, причиной чего стало удручающее положение дел в местной экономике и возросший антисемитизм. Количество же евреев, переехавших из России, увеличилось, по данным бюро, на 44%; основными причинами такого роста считаются экономическая нестабильность, а также конфликт между Россией и Украиной.

Согласно данным того же бюро статистики, 72% русскоговорящих евреев поддерживают связь только с другими русскоговорящими внутри Израиля. В то же время 85% считают Израиль своей родиной, а 96% видят будущее только в еврейском государстве.

Еще одной особенностью русскоговорящих является то, что, в отличие от представителей других еврейских общин, почти 20% трудятся в медицинской сфере при среднем показателе по стране в 10%. Многие заняты в IT-секторе и других отраслях, требующих высокой квалификации. В то же время, поскольку не все говорят на иврите, средний показатель бедности среди русскоговорящих евреев составляет 21% при среднем уровне по стране в 11%.

Большинство русскоговорящих привержены секулярному национализму, что поддерживает баланс и укрепляет стабильность на политической арене Израиля. С уверенностью можно сказать, что политическая система еврейского государства без общины была бы менее развитой и не столь богатой на политическое разнообразие. В отличие от многих политических сил в Израиле, русскоговорящие не готовы мириться со статусом Палестины в качестве государства и не согласны на какие-либо уступки в рамках предложенной системы международного решения о создании двух равноправных субъектов.

Данная позиция обуславливается несколькими факторами. В первую очередь советским опытом, когда мягкая позиция высшего руководства СССР по вопросам территориальной целостности в итоге привела к распаду страны. В результате община крайне негативно воспринимает возможность предоставления каких-либо уступок. Другая значимая причина таится в высоком уровне национализма, при котором сохраняется негативное отношение к палестинцам и их возможностям построить, а также управлять полноценным и мирным по отношению к Израилю государством. Бывший президент США Билл Клинтон некогда назвал русских евреев «основным препятствием к примирению с палестинцами», что вызвало изрядный скандал.

Многие выходцы из бывшего СССР продолжают сохранять тесные связи с Россией, а также активно интересуются внутриполитическими процессами на бывшей родине. В то же время становление диаспоры внутри России положительно влияет на образ далекой родины и открывает новые возможности для жизни на две страны.

Роль диаспоры в отношениях между Россией и Израилем

Современная положительная динамика в отношениях между Россией и Израилем строится на личных связях между отдельными представителями двух стран. Широко известно о теплых и доверительных отношениях между Путиным и Нетаньяху, что напрямую способствует развитию аналогичного взаимодействия на уровне бизнеса и других кругов общества.

В условиях политической системы России, когда решения принимаются оперативно и внутри узкой группы лиц, подобные взаимоотношения открывают огромное пространство для партнерства. Москва и Тель-Авив оперативно обмениваются между собой информацией военного или дипломатического назначения, что позволяет существенно увеличивать уровень координации во многих важных вопросах. Одним из самых наглядных примеров является образцовый уровень взаимодействия во время начала военной кампании российских ВКС в Сирии. Обе стороны заблаговременно информировали друг друга о грядущих планах, а лидеры оперативно разрешали возникающие спорные вопросы. В результате возможность столкновения и непонимания была практически нулевой, что является беспрецедентным примером двустороннего взаимодействия.

Личные и доверительные связи на уровне первых лиц также подпитываются схожими интересами. России и Израилю в равной степени важна борьба против исламского терроризма, а также сохранение светских режимов в регионе. Кремль относится к Тель-Авиву как к независимому игроку, который не будет полностью проамериканским или пророссийским, а отстаивает исключительно собственные интересы.

Израиль – одна из немногих стран, ориентирующихся на Запад, которая не поддержала антироссийские санкции несколько лет назад и не присоединилась к соответствующему голосованию в ООН. Более того, большое количество местных товаров, технических или сельскохозяйственных, из Иудеи и Самарии, подлежащих особой маркировке в Европейском союзе, успешно реализуется на территории России, тем самым заменяя попавшие под контрсанкции европейские продукты.

Поскольку у Владимира Путина сохраняются теплые и доверительные отношения с главным раввином России Берл Лазаром, а у того – с Нетаньяху и Либерманом, можно с уверенностью заявить, что президент России более чем осведомлен о внутренней политике Израиля и роли русскоговорящей общины. Подобное работает и в обратную сторону. Тесные связи российского раввината и многих бизнесменов с деловыми кругами Израиля помогают влиятельным фигурам еврейского государства получать объективную картину о векторе развития России и соответственно подстраивать собственные планы для работы на постсоветском пространстве.

Однако, несмотря на глубину взаимодействия, отношения между Россией и Израилем не являются системными и не отражают интеграции между ключевыми институтами двух государств, что делает их уязвимыми в долгосрочной перспективе. К примеру, какие бы отношения ни прослеживались между действующими лидерами США и Израиля или представителями ведущих деловых кругов, партнерские связи продолжат оставаться частью местных политических и бизнес-систем.

Широко известно, что любой кандидат в президенты Соединенных Штатов будет обречен на провал в гонке без поддержки со стороны АИКОС (Американо-израильский комитет по общественным связям). К примеру, во время избирательной кампании 2016 г. Хиллари Клинтон и Дональд Трамп в обязательном порядке получили одобрение со стороны АИКОС, прежде чем вступили в финальную стадию. Влияние Израиля и еврейских деловых кругов в США чрезвычайно обширно – от Уолл-стрит до Голливуда, что наделяет диаспору беспрецедентным инструментом воздействия. Израиль широко опирается на крупные еврейские общины в Америке, которые также оказывают влияние на внутриполитические процессы и в еврейском государстве. Уровень народной дипломатии при подобном круговороте крайне высок.

В глазах многих в Израиле Америка являет собой успешный символ хорошего отношения к евреям и ценностям иудаизма, что в равной степени приносит пользу американскому обществу и диаспоре. В глазах же США Израиль – единственное развитое государство на Ближнем Востоке, которое следует американской системе развития и поддерживает демократическую форму правления. В результате вне зависимости от качества взаимоотношений между лидерами отношения системно стабильны, что способствует сохранению долгосрочного тренда на позитивное взаимодействие.

Заявлять же, что позитивная динамика нынешних отношений между Россией и Израилем сохранится, если в обеих странах неожиданно поменяется руководство и, как следствие, политический курс, преждевременно. Если 15 лет назад мало кто мог предвидеть, что уровень двустороннего взаимодействия достигнет таких высот так скоро, есть вероятность, что все может обратиться вспять столь же быстрыми темпами.

Начало работ по созданию системного подхода к двусторонним отношениям задало бы уверенный посыл для долгосрочного развития. Однако подобное не представляется возможным, отчасти из-за нехарактерной новизны нынешнего взаимодействия. Широко известно, что СССР был одним из основных оппонентов еврейского государства в регионе и даже был близок к открытой войне с Тель-Авивом. Поскольку многое из нынешней политической стратегии Кремля в регионе заимствовано из советского прошлого, стратегическое партнерство с Израилем по всем стандартам является новеллой.

Несмотря на будущую неопределенность, отношения между двумя странами продолжают развиваться, что способствует укреплению взаимосвязей между еврейскими общинами. Русскоговорящие евреи играют существенную роль в построении доверительных отношений на уровне народной дипломатии. Интересно, что если Израиль и еврейская диаспора в США играют существенную роль в политической жизни Вашингтона, то еврейская диаспора в России и русскоговорящие евреи в Израиле оказывают схожее влияние на политику Израиля.

К примеру, российские евреи не могут лоббировать интересы Израиля в Москве и не готовы делать подобное, поскольку первоочередной родиной для них является Россия. В Израиле же община невольно способствует введению пророссийского компонента в политический курс еврейского государства, ярким примером может служить нынешняя роль Либермана, известного дружеским отношением к Кремлю. «Еврейский ренессанс» внутри России, а также экономическая и политическая стабильность вкупе с новой консервативной идеологией Кремля встречают широкую поддержку в местной общине.

Связь между российской диаспорой и Израилем позволяет улучшать взаимодействие первой с общинами по всему миру. Постепенное приобщение к ценностям Израиля, а также неизбежная интеграция в местное общество протекает попутно со знакомством с представителями из других стран. Не секрет, что, даже переехав, многие продолжают тесно общаться с прежними общинами. К примеру, прибывшие в Израиль из США продолжают поддерживать и использовать наработанные контакты. В результате община внутри России способна выстраивать активные коммуникации с Америкой через русскоговорящих в еврейском государстве. При подобном раскладе Израиль способен послужить проводником по налаживанию общения в мировом масштабе. В данном случае взаимодействие может проходить как на бытовом уровне, так и среди всевозможных деловых и политических кругов.

Отношения между русскоговорящими евреями и диаспорой в России таят множество возможностей для дипломатии. Израиль лучше всех понимает реалии и трудности, с которыми сталкивается современный Ближний Восток. Несмотря на враждебность со стороны многих арабских стран, еврейское государство продолжает оставаться верным сторонником светских режимов и противником исламизма, а также оппонентом переписывания границ в регионе. Израиль превосходно чувствует тектонические изменения, которые происходят на Востоке, что служит залогом эффективности регионального внешнеполитического курса. Действия российских ВКС в Сирии, а также расширение количества военных баз показывают, что Кремль рассчитывает на долгосрочное присутствие. В этом деле израильские навыки могут оказаться крайне полезными.

Долгосрочные и союзнические отношения с Соединенными Штатами делают невозможной открытую передачу информации между основополагающими политическими кругами России и Израиля напрямую. Взаимоотношения же на уровне общин, среди деловых или религиозных кругов могут послужить одним из основных каналов коммуникации, что не только укрепит уровень взаимодействия между странами в области геополитики, но и увеличит значимость российской диаспоры при принятии решений касательно большой стратегии Кремля на Ближнем Востоке.

Россия – один из мировых центров еврейской жизни

Хотя Израиль остается основным центром еврейской жизни в мировом масштабе, российская диаспора продолжает уверенно укреплять собственные позиции. Современная Россия предстает в качестве одного из ключевых центров распространения движения любавичского хасидизма, именуемого «Хабад» (акроним слова «мудрость»). Данное направление призывает к служению иудаизму при помощи интеллектуального постижения секретов и мудростей Торы, а также к исполнению священных обязанностей с особым эмоциональным подходом.

Любавичский хасидизм обрел особую популярность усилиями последнего лидера Менахем-Мендла Шнеерсона, внесшего существенную лепту в популяризацию и распространение движения на территории бывшего СССР, а также среди общин Восточной Европы. Оставшаяся после него исследовательская библиотека является одной из ключевых реликвий «Хабада» и свято почитается последователями по всему миру.

«Хабад», по признанию многих, – самое популярное и быстрорастущее направление в современном иудаизме. Его представители проживают на всех континентах, а общее их число колеблется в районе шестизначных цифр. В отличие от консервативного или, наоборот, либерального направлений, любавичскому хасидизму удается успешно совмещать воедино ключевые аспекты обоих, что позволяет привлекать самых разносторонних представителей в его ряды.

Движение пользуется особой популярностью у многих представителей деловых кругов России, США и стран Запада благодаря светской составляющей. В частности, приверженцы «Хабада» широко представлены на самом высоком уровне в ключевых американских сообществах. Так, нынешний старший советник президента Трампа, Джаред Кушнер, является одним из ярых сторонников движения. Со стороны же России можно выделить таких представителей, как Роман Абрамович, других ведущих бизнесменов, деятелей искусств, представителей государственной власти.

В настоящее время часть библиотеки Шнеерсона экспонируется в Еврейском музее и центре толерантности, что делает Россию одним из основных центров движения, а Берл Лазара – одной из ключевых религиозных фигур. Примечательно, что единственный оставшийся потомок Шнеерсона, носящий фамилию Гинзбург и проживающий в Америке, не раз заявлял о намерениях получить российское гражданство. В ответ президент Путин публично объявил о готовности его предоставить при официальном запросе, но дальше заявлений со стороны потомка дело пока не доходило.

Распространение «Хабада» может стать одним из основных каналов дипломатического взаимодействия между Россией и ведущими представителями деловых кругов США, Израиля, а также общин по всему миру. Если за рубежом представителей российской еврейской диаспоры воспринимают как «младших братьев» из-за атеистического советского прошлого и характерной светскости, то в формате общения между представителями хабадских общин россияне предстают прежде всего основоположниками движения. Это делает их потенциальными проводниками коммуникаций и сотрудничества с другими общинами в рамках «Хабада». Учитывая, что среди высокопоставленных членов АИКОС множество сторонников этого движения, более подходящую платформу для налаживания взаимоотношений с Западом представить сложно.

Иными словами, российская община «Хабада» имеет все шансы стать одним из ключевых рычагов продвижения интересов России за рубежом, потенциально способным оказывать непосредственное влияние на принятие судьбоносных решений в самых влиятельных странах мира.

Роль российской диаспоры в новых мировых политических реалиях

Тектонические изменения в геополитике и массовая миграция мусульманского населения, вызванные хаосом на Ближнем Востоке, оказывают существенное влияние на рост антисемитизма в странах Европы. Рост числа последователей радикального исламизма оказывает прямо пропорциональное влияние на исход евреев из ключевых стран континента. К примеру, во Франции в 2011–2012 гг.
проживало более 450 тыс. представителей диаспоры, а к 2016 г. оттуда уехали 40 тыс. с лишним (по данным AFP – некоторые авторитетные представители диаспоры считают, что много больше).

Массовый отъезд иудеев не сулит будущему континента ничего хорошего и рискует нанести сокрушительный удар по западным ценностям либеральной демократии и толерантности. В то же время открытость России к еврейской диаспоре, а также программа поддержки и защиты на государственном уровне являет собой уникальное событие в исторической перспективе.

Впервые Россия не изгоняет и не притесняет евреев, а наоборот, служит одним из основных центров иудейской жизни в глобальном масштабе. Наличие же в стране части библиотеки Шнеерсона, вкупе с планами по строительству новых общинных центров и прочей поддержкой, открывает широчайшие возможности для укрепления международного престижа и продвижения «мягкой силы». Более того, пока во всем мире наблюдается обострение взаимоотношений между мусульманами и евреями, Россия служит образцом построения межкультурного диалога и гармонии.

Пожалуй, нигде в мире не наблюдается столь тесного общения между еврейскими и мусульманскими общинами, как в России. Широко известно о превосходных отношениях между ФЕОР и Советом муфтиев России. Недавно Александр Борода публично выразил поддержку идее создания религиозного телевидения, изначально исходившей от мусульман. Благополучие еврейской диаспоры в России оказывает положительное влияние на международный имидж страны и ее глобальное позиционирование в качестве центра религиозной и межконфессиональной дружбы.

Не секрет, что Россия до сих пор имеет один из самых негативных образов среди лидирующих мировых держав. В западных СМИ нередки стереотипно нелестные описания России, рассчитанные на массовое восприятие. В условиях же исхода евреев из более толерантной Европы и успеха диаспоры в России у Москвы появляется уникальный шанс для улучшения имиджа в глазах мирового сообщества. Новый образ будет более действенен при наличии активной и интегрированной в мировые процессы еврейской общины, способной на собственном примере средствами народной дипломатии транслировать благоприятное состояние дел внутри России.

В практике российской дипломатии существуют примеры, когда представители отдельных общин уже играли значительную роль в продвижении позитивного имиджа страны за рубежом. За последние годы руководитель Чечни Рамзан Кадыров и президент Татарстана Рустам Минниханов стали ключевыми проводниками образа России в некоторых странах Ближнего Востока. Именно благодаря их усилиям о стране узнали как о части исламского мира, а о российском обществе – как об открытой среде для развития мусульманских общин.

Эти достижения особенно очевидны при детальном анализе результатов частых визитов обоих лидеров в страны региона, в особенности Персидского залива. Помимо заключенных договоренностей о сотрудничестве и добытых инвестиционных проектах, поездки неуклонно побуждают всесторонний интерес к России на бытовом уровне и активно освещаются в местных СМИ. Данные о постоянно растущем туристическом потоке в Россию из стран Магриба являются одним из основных доказательств. К примеру, рост числа туристов в Россию из ОАЭ и Катара продолжает существенно возрастать каждый год на протяжении последних 5 лет. Благодаря усилиям Кадырова во многих странах Залива также теперь проходят показы чеченской моды. В результате российские мусульмане предстают в совершенно ином виде, что является серьезным ударом по местным общественным стереотипам.

Еврейская диаспора имеет все шансы стать схожим проводником при построении народной дипломатии не только с Израилем, но и с Западом. Распространение консервативных движений по защите ценностей христианства и иудаизма во многих странах Европы создает некий задел для построения диалога в религиозной сфере. Поскольку религиозные деятели оказывают существенное влияние на жизнь и функционирование еврейского общества, их роль при передаче информации трудно переоценить. Коммуникации в данном случае могут происходить как на уровне раввинов, так и других представителей диаспоры.

Роль еврейской молодежи в народной дипломатии России

Еврейская молодежь также может стать ценным агентом влияния в рамках народной дипломатии. Широко известно, что молодое поколение россиян более интегрировано и лучше ориентируется в процессах глобализации. Оно также более мобильно и открыто для общения со сверстниками из других стран, что открывает широкие перспективы с прицелом на будущее.

Основным препятствием в достижении гармонии в международных отношениях зачастую являются стереотипы и банальное невежество, которое со временем перерастает в политическую повестку. Бороться с подобными негативными устоями нужно начинать именно на уровне молодежи, когда мировоззрение еще находится на стадии формирования.

К примеру, после окончания Второй мировой войны тысячи студентов из Франции и Германии вовлекались в двусторонние обменные программы с целью восстановления доверительных взаимоотношений на общественном уровне. Подобное практикуется до сих пор и в США. Государственный департамент щедро спонсирует обменные программы, призванные познакомить и приобщить к жизни в Америке. Тысячи молодых людей ежегодно посещают США, приобретая существенные знания о местных нравах и попутно впитывая отдельные особенности американской культуры.

Российская дипломатия уже длительное время уделяет самое пристальное внимание развитию коммуникаций среди молодежи на международном уровне. Примеры деятельности таких организаций, как «Росмолодежь», говорят об особом отношении к данному виду дипломатии со стороны государства. Однако российская еврейская молодежь пока общается со сверстниками из других стран в основном в рамках программ, поддерживаемых всевозможными еврейскими организациями, связанными с израильским правительством или американскими общинами.

Одной из таких программ является «Тиглит». Благодаря ей молодые евреи могут бесплатно попасть в Израиль на несколько недель, чтобы ближе познакомиться с исторической родиной в компании сверстников со всего мира. Нечто подобное возможно реализовать при участии еврейских общин со всего мира с поддержкой российской стороны. Это неизбежно увеличит уровень взаимопонимания между общинами и, следовательно, положительно повлияет на международный имидж России и идеально впишется в стратегию народной дипломатии.

Д.И. Фроловский – журналист-международник, эксперт по Ближнему Востоку.