Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Сергей Караганов: «Одной из главных проблем в развитии Сибири является ее удалённость от рынков»

Добавлено на 03.04.2015 – 12:46Без комментариев

Сергей Караганов, Андрей Климов, Константин Косачев

| «Аргументы недели»

МИД Китая выступил с инициативой строительства китайско-монголо-российского экономического коридора, который будет проходить через весь евразийский континент и станет новой платформой для развития трех стран. Вопрос: «Давно пора?»

Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП):

«Почему Россия до сих пор не прокладывала такие коридоры?»

— Это давно назревшая идея, и меня удивляет, почему Россия до сих пор не прокладывала такие коридоры, причем не только через Монголию, но, скажем, и в районе соединения Казахстана, Китая и нашей страны? Ведь Чуйский тракт там, по сути, до сих пор не имеет дороги.

К сожалению, мы до сих пор не можем использовать те огромные возможности, которые предлагал нам этот рынок…

Да, конечно, хорошо, что мы начали что-то делать на Дальнем Востоке, но ведь совершенно понятно, что нам надо подключать к новым рынкам и нашу Сибирь, причем не только к рынкам китайским, но и других стран Южной Азии.

Ведь одной из главных проблем в развитии Сибири является ее континентальность, то есть удаленность от рынков. Так что идея создания китайско-монголо-российского экономического коридора очень позитивна, и я надеюсь, что ее рассмотрят и совместными усилиями из этого что-то получится.

А ведь создание такого коридора может быть делом всего лишь нескольких лет. У нас существуют вполне очевидные пути в построении коридоров такого рода.

Сейчас это может быть один коридор, а вообще нам нужно несколько, которые связывали бы не только Дальний Восток, но и Сибирь с поднимающимися рынками Юга.

Что касается Монголии, то это гораздо менее развитая страна, чем Россия. Но ведь Монголия получила просто огромные выгоды от того, что построила несколько дорог, которые теперь связывают её с Китаем. Таким образом, Монголия теперь имеет возможность продавать свои ресурсы.

Если говорить о продаже наших ресурсов, то нам, конечно, надо заниматься не только этим. Но это уже отдельный вопрос, который не относится к тому, что на Востоке называют «взаимосвязанность»…

 

Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам, доктор экономических наук:

«На азиатском направлении у нас традиционно был провал»

— В основе этого проекта с технической точки зрения лежат довольно реальные предложения. Речь идет о скоростной магистрали, которая должна связать западную часть европейской части России и Китай. Соответственно, этот путь затронет и Монголию.

Что ж, это отнюдь не новая тема, и ее иногда еще называют Шёлковый путь, а ему, как вы знаете, немало лет… То есть этот Шёлковый путь теперь хотят сделать на более высокой технической и технологической платформе.

У нас сегодня есть возможность работать с Китаем в рамках БРИКС и ШОС (а Монголию так или иначе все равно надо привлекать к большей работе с нами и с Китаем, нежели с Западом, что в интересах и самой Монголии, и России с Китаем). Так что я не вижу в этом предложении ничего того, что противоречило бы нашим интересам.

Другое дело, что надо посмотреть на эти предложения с сугубо прагматической и экономической точки зрения.

И, конечно, нужно определить, до какой степени это будет способствовать развитию наших конкретных регионов, через которые пройдет этот путь, и какими будут наши финансовые и другие обязательства, — и это будет уже кропотливой работой переговорщиков.

Что ж, чем больше будет таких транзитных коридоров между стратегическими партнерами, тем при прочих равных, конечно, лучше.

Мало того, хочу напомнить, что это будет не в ущерб и нашим отношениям с Европой потому, что у нас с европейскими странами как раз разветвленные, давние и многовариантные транспортные связи.

А вот на азиатском направлении после того, как построили транссибирскую магистраль (ну, и можно вспомнить БАМ, да и тот шел сугубо по нашей территории), у нас традиционно был провал.

Так что строительство китайско-монголо-российского экономического коридора, конечно, будет вызывать интерес и не вызывает каких-то глобальных, стратегических отторжений. Что ж, теперь надо работать, входить в детали…

У нас всегда будет возможность обсудить всё это с китайцами на высоком уровне, скажем, в рамках мероприятий, связанных и с празднованием Дня Победы, поскольку ожидается, что они приедут.

Россия и Китай тем более могут обсудить это во время мероприятий, связанных с саммитами ШОС и БРИКС в начале июля текущего года. Думаю, там, на уровне наиболее общих параметров этого проекта, можно будет посмотреть все выкладки.

Что ж, Китай – это соседнее государство, имеющее сегодня огромное значение и в политике, и в мировой экономике. Это государство, с которым нас связывают партнерские отношения по нескольким международным организациям – ООН, ШОС, БРИКС.

Так что предложение о строительстве китайско-монголо-российского экономического коридора, на мой взгляд, логично и не вызывает никакого отторжения.

 

Константин Косачев, председатель комитета Совета федерации по международным делам, кандидат юридических наук:

«Интерес к Китаю в России растет год от года»

— Китай является для России стратегическим партнером. Российско-китайские отношения  сейчас, на мой взгляд, находятся в кульминации. Никогда в истории они не были столь насыщенны и конструктивны.

Интерес к Китаю в России растет год от года и постоянно увеличивается. Мы надеемся, что и в Китае тоже растет интерес к России.

Я уверен в том, что это не просто культурно-туристический интерес, а понимание того, что наши страны объединяет действительно очень многое.

 

Метки: , , , , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>