Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Сергей Гуриев, Константин Сонин: Выход есть!

16.06.2015 – 18:56 Без комментариев

Сергей Гуриев, Константин Сонин

| Профиль

«Профиль» попросил ведущих независимых экономистов предложить меры для подъема экономики России

Борьба с коррупцией, интеграция в мировую экономику, защита прав собственности, приватизация и демилитаризация. Сергей Гуриев и Константин Сонин предлагают список мер для подъема экономики России.

Сергей Гуриев, профессор экономики парижской Школы политических наук (Sciences Po)

Все необходимые для роста экономики России реформы много раз описаны. Более того, они содержатся в программных статьях Владимира Путина 2012 года и его “майских указах”. Проблема в том, что власти движутся в прямо противоположном направлении. Поэтому, если говорить честно, то необходимы в первую очередь политические изменения.

1) Изменение внешней политики, переход от изоляции к сотрудничеству с иностранными партнерами и привлечению инвестиций

2) Отмена эмбарго на импорт продовольствия 2014 года.

3) Исполнение «майских указов” Владимира Путина, в том числе в части приватизации всех государственных активов (за исключением естественных монополий, оборонного сектора, природных ресурсов) до 2016 года.

4) Борьба с коррупцией, включая наиболее одиозные случаи в верхних эшелонах власти.

5) Масштабная амнистия предпринимателей и уголовное преследование сотрудников правоохранительных органов и судебной системы за злоупотребление служебными полномочиями с целью отъема активов.

Константин Сонин, профессор Высшей школы экономики

1) Смена правительства/увольнение коррумпированных руководителей.

Экономические последствия последних лет (нулевой рост с 2012 года, падение реальных зарплат, сравнимое в последние десятилетия только с 1998 годом) требуют смены правительства, включая экономический блок, не только по «компетентностным», но и по психологическим причинам. Требуется серьезное изменение экономического курса, а это невозможно без смены тех, кто за него отвечает. Речь не идет о структурных реформах – они невозможны без смены президента и парламента, но даже изменения в рамках текущей политики всегда лучше проводятся новыми вице-премьерами и министрами. То же самое относится к министрам и руководителям государственных корпораций, уличенных в коррупции, – никакая компетентность не может компенсировать последствия видимой, но не наказываемой коррупции.

2) Демилитаризация расходов и риторики.

Надо понимать, что военные расходы, даже если они не разворовываются, это расходы непроизводительные, отвлекающие ресурсы и материальные, и человеческие, от производительной деятельности. Сокращение, как минимум, вдвое по сравнению с запланированным на 2015–2020 годы военных расходов, позволило бы избежать сокращений в бюджетном секторе и повышения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

3) Снижение регуляторной нагрузки.

Важно отдавать себе отчет в том, что добавленная стоимость – то, что дает нам возможность жить лучше и дольше, создается в бизнесе. Сейчас он опутан огромным количеством регуляторных ограничений, зачастую противоречивых. Еще большую проблему создает вмешательство государственных органов – прежде всего, силовых структур – в производительную деятельность. Нужно снижать эту нагрузку и, одновременно сильнее подчеркивать ключевую роль бизнеса в развитии страны.

4) Снижение торговых барьеров/отмена контрсанкций.

Контрсанкции уже нанесли серьезный ущерб десяткам миллионов россиян – прежде всего, бедной половине общества. Именно у этой категории граждан большая часть расходов идет на еду. Но контрсанкции – лишь небольшой пример торговых барьеров, каждый из которых – налог, собираемый со всех россиян в пользу небольшой группы владельцев нескольких бизнесов.

5) Приватизация «Роснефти».

Как показали 2013–2014 годы, приватизация «Роснефти» нанесла большой ущерб российской экономике – ущерб, которого можно было бы избежать, если бы последовали советам экономистов, предупреждавшим о том, что создание нефтяной мегакомпании в период высоких цен на нефть сделает ее крайне уязвимой в тот момент, когда цены на нефть упадут. То, что «Роснефть» обращается к правительству за субсидиями, – дополнительный аргумент в пользу немедленной приватизации. Конечно, чтобы принести много денег в бюджет (и помочь компании справится с долговой нагрузкой) приватизация должна быть максимально прозрачной и с участием всех возможных покупателей. «Роснефть» – лишь один пример. Компаний, требующих приватизации, – множество.

Метки: , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>