Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Сергей Алексашенко: Факт считать планом!

Добавлено на 19.10.2016 – 09:22Без комментариев

Сергей Алексашенко

| Saleksashenko.com

«По отношению к ВВП расходы федерального бюджета снизятся с 19,8 процента в 2016 году до 18,5 процента в будущем году и 16,2 процента в 2019 году… все мы прекрасно понимаем: это непростая задача. Но мы считаем, что эта задача правильно сформулирована, и очень аккуратно собираемся двигаться по этому пути, не нарушая наших обязательств в социальной сфере перед гражданами России.» — такими словами описал президент Путин современную бюджетную политику России, выступая на форуме «Россия зовет!» К приведенным им данным следует добавить еще то, что в 2013-м и 2014-м годах расходы федерального бюджета к ВВП составляли 20% и 20,9%, соответственно.

Сжатие бюджетных расходов в условиях кризиса — процесс болезненный и, зачастую, неизбежный. Многим странам в моменты экономического спада или падения цен на основные сырьевые товары приходится сталкиваться с недостатком доходов в казне и делать непростой выбор между сокращением расходов и наращиванием госдолга. Не у всех стран такой выбор существует, так, если посмотреть на Украину, то наши соседи не могут при всем желании существенно увеличить дефицит бюджета и нарастить государственный долг просто потому, что сегодня емкость внутреннего рынка крайне незначительна и он не может дать Минфину больших денег по тем процентным ставкам, которые ему под силу обслуживать. Поэтому для Украины выбор формулируется по другому: сокращение расходов или финансирование дефицита за счет «печатного станка» и разгон инфляции.

России, в этом отношении, гораздо лучше: нашему Минфину не обязательно сокращать расходы бюджета, так как он может и на рынке денег занять (как у российских инвесторов, так и у иностранных), или активы какие-то продать (Башнефть, Роснефть и далее по списку), или использовать средства резервных фондов. Но он выбрал другую политику и получил поддержку правительства и президента в ее проведении — замораживание общей суммы расходов и перераспределение расходов между статьями по мере необходимости. (Мне такая политика кажется неправильной — я считаю, что столь сильное сокращение государственного спроса оказывает избыточное депрессивное давление на экономику и загоняет ее в стагнацию. Но о правильности или неправильности бюджетной политики российского Минфина я порассуждаю как-нибудь в другой раз; цель этой заметки в другом).

Когда у вас имеется общая сумма расходов и при этом какие-то из них должны обязательно расти, то какие-то другие обязательно будут сокращаться. В этом и состоит «бюджетный маневр» времен текущего кризиса — отобрать у одних, ради того, чтобы дать другим.

Президент Путин уверен, что при проведении такой политики социальные обязательства государства выполняются в полном объеме, что звучит более, чем странно. А как тогда быть с неполной индексацией пенсий в 2016 году после скачка инфляции в 2015-м? А как быть с тем, что у работающих граждан уже три года подряд конфискуются пенсионные накопления, которые им должны начисляться по закону? А как быть с приостановкой действия отдельных положений 24 федеральных законов в 2015-2016 гг., устанавливающих порядок индексации социальных выплат, пособий, компенсаций, денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей и иных выплат — а чтобы совсем было понятно, нужно сказать прямо: в 2015-2016 годах размеры указанных выплат, пособий и компенсаций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, не индексировались, как того требовали 24 закона.

Спорить нельзя: все эти действия были совершены на основании на основании законов, то есть правительство и президент, действуя по двум известным принципам 1) закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло, 2) Мое слово, что хочу, то и делаю! Хочу дам, хочу возьму обратно!, — то пропихивали через парламент законы, устанавливающие одни правила и объемы социальным выплат из бюджета, то заменяли их другими, отменяющими действие первых.

Конечно, к словам президента о полном выполнении социальных обязательств можно отнестись формально, по-бухгалтерски, заявив: что написано в законе про социальные обязательства, то и профинансировано; а то, что законы перед этим поменялись, так это другая история. Но мне эта история сильно напоминает практику, широко распространенную в Советском Союзе, где повсеместно звучал лозунг: «выполнение плана — долг, перевыполнение — честь!» и где в последний рабочий день каждого года директора предприятий, не справившихся с выполнением плана, сидели допоздна в своих кабинетах и ждали: придет или не придет заветная телеграмма от министерства, которая гласит: «Факт считать планом!» Ведь если ты получал такую телеграмму, то можно было считать, что жизнь удалась, а если не получал — то и должность потерять можно было.

И услышав от российского президента о ненарушении социальных обязательств государства при сокращении бюджетных расходов, я подумал: человек, придумавший ту, советскую телеграмму, был бы рад услышать, что его дело живет и побеждает при том, что и Советского Союза давно нет, и экономика в России давно перестала быть плановой.

Метки: , , , , , , , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>