Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

Сергей Гуриев: Сегодня по всем мировым рынкам идут самые разные ударные волны

10.03.2020 – 17:03 Без комментариев

Сергей Гуриев

| «Эхо Москвы»

То, что будет завтра на рынке — очень трудно предсказуемый шок

А.Плющев― А сейчас, как было обещано, Сергей Гуриев, профессор Парижского университета Science Po у нас на связи. Доброе утро!

С.Гуриев― Доброе утро, Александр.

Т.Фельгенгауэр― Да, доброе утро! И здесь Татьяна Фельгенгауэр. Несколько оно у нас, вообще, доброе при таких раскладах?

С.Гуриев― Смотря что вас интересует в жизни. Вот я тут прочитал, что нефть стоит теперь дешевле, чем гель для обеззараживания рук, поэтому можно пользоваться нефтью. Поэтому, смотря какие у вас проблемы.

Т.Фельгенгауэр― Я подозреваю, что из-за коронавируса и из-за котировок всех жизнь моя в любом случае пострадает. Потому что, так или иначе, все эти цепочки приведут к тому, что ударит по моему карману, моему личному бюджету.

С.Гуриев― Вы знаете, я помню, один раз, когда подешевели цены на нефть и, естественно, в Европе и в России упали цены на бензин, в России они выросли, президент Путин сказал: «Мы решили, что нашим нефтепроизводителям так трудно приходится на внешних рынках, что мы бы им хотели помочь на внутреннем». Поэтому, я думаю, что вы правы, что вряд ли стоит ожидать снижения цен на бензин внутри страны.

А.Плющев― Это вот все как один говорят буквально, хоть бы один человек предсказал что-то иное. Но один все-таки пошел против мейнстрима. Мы сегодня все утро вспоминаем Константина Сонина. К сожалению, сам он не смог принять участие в нашей программе непосредственно, поэтому приходится цитировать его по Фейсбуку. Так вот он говорит, что в конечном-то итоге все было сделано правильно, потому что нечего, значит, входить в картели и, таким образом, определять цену на нефть. А самое главное, что Россия и не умела жить и справляться с высокими ценам на нефть, не говоря о том, что и с низкими-то плохо. С высокими в смысле, что сверхдоходы, видимо, не заставляли модернизировать экономику и всё такое. Что вы думаете по этому поводу?

С.Гуриев― В целом, конечно, экономисты считают, что конкуренция лучше, чем картель и сговор, и в целом это, конечно, правильно, и в целом Константин прав. И мы с ним даже вмести писали научные работы на эту тему, что для таких стран, как Россия высокая цена на нефть приводит, в том числе, и к созданию недемократических институтов. Но ровно сейчас, если вы спрашиваете, ударит ли это по вашему карману, ответ: ударит. Действительно, курс рубля снизится. Курс доллара и евро по отношению к рублю вырастет, импорт станет дороже. И в этом смысле то, что будет завтра на рынке, это будет очень такой трудно предсказуемый шок.

Сегодня по всем мировым рынкам идут самые разные ударные волны. Сейчас, например, беспрецедентно дорого стоят американские облигации. Если вы хотите купить 30-летние американские облигации, это будет меньше, чем 1 процентный пункт в год. Американское правительство может заимствовать деньги на 10 лет под процент существенно ниже инфляции. То есть все пытаются покупать не рубли, не рискованные валюты, а американские…

А.Плющев― Увеличивая тот самый пресловутый внешний долг американский.

С.Гуриев― Если американцы хотят снизить внешний долг, это плохое время. Лучше, наоборот повысить долг, потому что люди готовы доплатить американскому правительству за то, чтобы оно взяло у них взаймы и на 10 лет и на 30 лет.

А.Плющев― Хотел у вас немножко политического прогноза попросить. Потому что когда читаешь особенно людей, не связанных с экономикой, все вспоминают Советский Союз, когда там все было то же самое: сбитый корейский «Боинг», Афганистан, Олимпиада, и, в конце концов, цены на нефть упали — и всё, и до свидания Советский Союз. Можно ли ожидать чего-нибудь похожего сейчас?

С.Гуриев― На самом деле качество управления экономикой в Советском Союзе и в современной России принципиальное разные. Современное российское правительство гораздо более компетентное, чем позднесоветское. Сегодня создан Фонд национального благосостояния. Есть плавающий курс. Есть много вещей, которые российские экономические власти понимают гораздо лучше, чем позднесоветское правительство.

Т.Фельгенгауэр― А еще есть Игорь Иванович Сечин.

С.Гуриев― Да, есть Игорь Иванович Сечин, который решил наказать американцев, отобрать у них долю рынка. И надо сказать, правда, конечно, в том, что у американских сланцевых компаний издержки выше, чем у российских компаний, тем более, выше, чем у саудовских компаний, поэтому для американского нефтяного сектора — для штата Техас или для Северной Дакоты — это будет очень тяжелое время. Но в целом, конечно, если цены на нефть останутся на уровне 30, то через пару лет в российском суверенном фонде деньги кончатся. И тогда возникнут новые вопросы о том, кто за это заплатит: пенсионеры, школьники или топ-менеджеры «Роснефти»?

А.Плющев― Олег Вьюгин у нас дал другой прогноз: 3 года, но, в принципе, мне кажется, это, в общем…

С.Гуриев― Может быть, Олег Вьюгин давал прогноз позавчера?

А.Плющев― Нет, прямо вот только что.

С.Гуриев― Цены меняются в реальном времени.

А.Плющев― Минфин-то говорит — 5–6.

Т.Фельгенгауэр― Нет, 6–10.

А.Плющев― Ой, 6–10.

Т.Фельгенгауэр― Это очень большая разница. То есть Минфин сказал, что этот жирок — извините, я буду использовать это слово как Путин — на 6–10 лет. Вьюгин сказал, что какие 6–10?

С.Гуриев― Нет, Минфин точно читал ценовые показатели 2 дня назад. 6–10 лет, конечно, нет.

А.Плющев― Нет, они называли нынешние. Они сказали, что при цене 20–30 (20 или 25, там верх был 30), мы протянем с помощью ФНБ 6–10 лет.

С.Гуриев― Я думаю, что тогда они закладывают уже какое-то снижение пенсий в реальном выражении.

Т.Фельгенгауэр― И тут мы переходим к политической составляющей. Какое снижение пенсий?

С.Гуриев― Вы помните, как в 14 году цены на нефть упали, и премьер-министр Медведев сказал: «Денег нет, но вы держитесь» и пенсии не были проиндексированы. Может быть, у Минфина в голове какой-то такой сценарий.

А.Плющев― Приведет ли это к каким-либо политическим изменениям, потрясениям?

С.Гуриев― Я думаю, что если у вас снижаются пенсии, зарплаты учителей и врачей, вряд ли это приводит к повышение рейтинга президента.

А.Плющев― Понятно. Ну что, поблагодарим Сергея Гуриева из Парижского университета Science Po. Сергей Маратович, большое спасибо.

С.Гуриев― Спасибо Александр, спасибо Татьяна!

Т.Фельгенгауэр― Спасибо вам большое!

Метки:

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>