Константин Сонин: Мы можем обустроить российскую науку сами
И Россия, и наука будут всегда, и, если не обустроить российскую науку самим, нам же и будет трудно жить и работать
После бурных событий лета и протестов академической общественности подписание президентом закона о реформе Российской академии наук прошло тихо. Между тем реформа только начинается. Принятый закон позволяет, по существу, оставить все в точности как было: если основную роль в руководстве агентством, которое будет создано для управления имуществом академии, будет играть президиум РАН, в институтах и не заметят никаких изменений. Даже насильственное объединение трех академий (РАН, РАМН и РАСХН), самый, на мой взгляд, странный элемент реформы, может не иметь практических последствий (например, если они будут де-факто разделены внутри большой академии). С другой стороны, принятый закон позволяет построить управление российской наукой так, как это сделано, например, во Франции или Германии. Однако именно что позволяет — никакой гарантии того, что произойдет движение в положительную сторону, закон не дает. Результат будет зависеть от усилий российских ученых — и особенно жалко, что огромный запас желания что-то менять и энтузиазма ведущих исследователей уже израсходован: то, как закон писался (неизвестно как) и принимался (как спецоперация), сделало многих потенциальных бенефициаров реформы ее противниками. Но никто не снимет с нас ответственности за конечный результат — и Россия, и наука будут всегда и, если не обустроить российскую науку самим, нам же и будет трудно жить и работать.
Совет по науке при Минобрнауки, составленный по замыслу из ведущих ученых по разным направлениям, и общественный совет при том же министерстве предложили по итогам совместной работы общий план устройства агентства, которое будет управлять академической собственностью. Основная задача — сделать так, чтобы ученые сами выбирали, кому и как заниматься исследованиями, и в то же время так, чтобы общество (через государственные органы) могло наблюдать, оценивать и корректировать этот процесс. План предусматривает создание сената, часть членов которого назначается исполнительной властью, а часть избирается РАН. Кроме того, предлагается модель института новой академии и процедура открытия и закрытия лабораторий по итогам независимого аудита, в котором рекомендуется использовать ведущих ученых вне зависимости от их национальности и места работы. Вообще, аудит будет по предложению двух советов основной функцией агентства — органа исполнительной власти, управляющего имуществом. Именно с помощью этого аудита общество будет контролировать расход бюджетных денег на науку.
Ученые, надо надеяться, понимают, что человек, ответственно произносящий слова «аудит» и «экспертиза», всегда осознает, что за реальным аудитом чего бы то ни было следуют реальные увольнения, сокращение финансирования и закрытие лабораторий и институтов. Иначе в чем, собственно, аудит? Вот с этой оговоркой можно констатировать, что мы все-таки движемся вперед.