Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Стратегия для России. Некоторые тезисы для доклада СВОП

Опубликованные 19 августа 1992 г. в «Независимой газете» тезисы заставили московское политическое сообщество впервые заговорить о СВОП. Была сделана заявка на то, чтобы стать серьезным интеллектуальным центром, предлагавшим реалистическую, «нереваншистскую» альтернативу проводившейся Россией политики бездумного равнения на Запад и сдачи всех позиций, даже если о такой сдаче не просили.

Введение

1. С момента подготовки и опубликования 27 мая 1994 г. в «Независимой газете» тезисов Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) «Стратегия для России - 2» произошли крупные подвижки и в мире, и в России, и в наших восприятиях.

В эти годы Россия продолжала искать свою новую роль в мировой политике. Процесс этот еще далек от завершения. В стране лишь складывается новая государственность, понимание целей и перспектив развития, места и роли в современном мире. Поиски новой российской самоидентификации, «новой русской идеи» не принесли и, возможно, не могут принести реальных результатов.

В России вошли в моду дебаты о геостратегии, сильно напоминающие дискуссии почти вековой давности или, по крайней мере, идеи мыслителей времен ранней «холодной войны». Некоторые из них живы и проповедуют эти идеи до сих пор к радости наших геостратегов.

2. Между тем весьма вероятно, что поиски цивилизационной самоидентификации, к тому же навязываемые сверху, увлечение геостратегией просто отвлекают интеллектуальные силы и внимание политиков от гораздо более важных и насущных задач - от поисков активной стратегии по адекватной и выгодной интеграции нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство, в новую геоэкономику мира на основе здорового прагматизма, который только и способен обеспечить рост экономики и выгодное включение страны в клуб развитых государств.

3. Главный итог внутреннего развития предыдущих трех лет: Россия в политическом плане сумела удержаться над безднами: не «свалилась» в пучину гражданской войны, сохранила хрупкую нарождающуюся российскую демократию, избежала соблазна тотальной культурной «вестернизации» страны. Как и в лучшие периоды развития России, мы с традиционной открытостью впитываем культурные импульсы внешнего мира. Но одновременно началось возрождение российской культуры, рост интереса к лучшему в русской и советской культуре.

4. Во внешнеполитическом курсе России произошли существенные перемены - был успешно устранен крен в сторону проведения исключительно прозападной внешней политики. Постепенно результирующий вектор стал смещаться в сторону более равновесного взаимодействия по всем азимутам при сохранении линии на создание отношений стратегического партнерства с основными развитыми государствами.

5. Хотя на западном направлении были достигнуты ощутимые успехи в плане интеграции с ключевыми политическими и экономическими институтами США и Западной Европы («большая восьмерка», Европейский союз, НАТО, Лондонский и Парижский клубы и др.), не обошлось и без разочарования политикой Запада, который, по существу, воспользовался временной слабостью России для продвижения своих собственных, иногда весьма узко и недальновидно понимаемых интересов. Запад начал разыгрывать карту «геополитического плюрализма», поощряя новых национальных лидеров к дистанцированию от Москвы. Эти действия и особенно политика расширения НАТО, несмотря на протесты России, были большинством общества восприняты как вероломство. Действиями Запада разочарованы практически все, кроме маргинальных прозападников. Одновременно формируется широкое согласие в пользу прагматической политики взаимодействия и сотрудничества с внешним миром, в том числе с Западом, там, где это выгодно и на условиях, благоприятных прежде всего для России. В результате нынешнее разочарование может оказаться более конструктивным, эффективным и выгодным, нежели прежнее очарование.

6. До сих пор гигантские издержки реформ не принесли существенных дивидендов. Крупнейшим провалом сегодняшнего руководства, да и всей элиты является неспособность выработать и претворить в жизнь эффективную и рациональную национальную стратегию экономического роста.

7. Эта ситуация, однако, начинает меняться. За прошедшие годы в России накоплен большой опыт и сохраняется интеллектуальный потенциал, способный сформулировать долговременную перспективу развития.

8. Авторы настоящих тезисов подтверждают основные положения предыдущих документов СВОП («Стратегия для России - 1», «Стратегия для России - 2», «Возродится ли Союз?» и др.). Тезисы не претендуют на создание абсолютно нового всеобъемлющего политического документа. Скорее предлагается для обсуждения относительно новый концептуальный подход к внешнеполитической стратегии с упором на модернизацию пока не столько самой внешней политики, сколько внешнеполитического мышления.

9. Данные тезисы основываются на понимании того, что Россия (1) продолжит развитие рыночных институтов; (2) будет следовать демократическим путем развития, в рамках которого обеспечивается верховенство права и закона; (3) останется многонациональным федеративным государством, в котором продолжится поиск оптимальных форм отношений и распределения властных полномочий между федеральным Центром и регионами; (4) будет вести линию на то, чтобы занять достойное и выгодное большинству россиян место в мировом сообществе.

10. Россия вступает в предвыборный период. Выборы 1999 и 2000 гг. во многом определят вектор развития страны - либо нынешняя стагнация или даже понятное движение, либо страна ускорит модернизацию, двинется к будущему. Данный документ призван в том числе повлиять на идеологию претендентов на пост президента, на дискуссию вокруг выборов.

Содержание

Введение
Россия в современном мире
Российская внешняя политика: некоторые результаты и проблемы
Некоторые предложения

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012