1. С момента подготовки и опубликования 27 мая 1994 г. в
«Независимой газете» тезисов Совета по внешней и оборонной политике
(СВОП) «Стратегия для России - 2» произошли крупные подвижки и в
мире, и в России, и в наших восприятиях.
В эти годы Россия продолжала искать свою новую роль в мировой
политике. Процесс этот еще далек от завершения. В стране лишь
складывается новая государственность, понимание целей и перспектив
развития, места и роли в современном мире. Поиски новой российской
самоидентификации, «новой русской идеи» не принесли и, возможно, не
могут принести реальных результатов.
В России вошли в моду дебаты о геостратегии, сильно напоминающие
дискуссии почти вековой давности или, по крайней мере, идеи
мыслителей времен ранней «холодной войны». Некоторые из них живы и
проповедуют эти идеи до сих пор к радости наших геостратегов.
2. Между тем весьма вероятно, что поиски цивилизационной
самоидентификации, к тому же навязываемые сверху, увлечение
геостратегией просто отвлекают интеллектуальные силы и внимание
политиков от гораздо более важных и насущных задач - от поисков
активной стратегии по адекватной и выгодной интеграции нашей страны
в мировое экономическое и информационное пространство, в новую
геоэкономику мира на основе здорового прагматизма, который только и
способен обеспечить рост экономики и выгодное включение страны в
клуб развитых государств.
3. Главный итог внутреннего развития предыдущих трех лет:
Россия в политическом плане сумела удержаться над безднами: не
«свалилась» в пучину гражданской войны, сохранила хрупкую
нарождающуюся российскую демократию, избежала соблазна тотальной
культурной «вестернизации» страны. Как и в лучшие периоды развития
России, мы с традиционной открытостью впитываем культурные импульсы
внешнего мира. Но одновременно началось возрождение российской
культуры, рост интереса к лучшему в русской и советской культуре.
4. Во внешнеполитическом курсе России произошли существенные
перемены - был успешно устранен крен в сторону проведения
исключительно прозападной внешней политики. Постепенно
результирующий вектор стал смещаться в сторону более равновесного
взаимодействия по всем азимутам при сохранении линии на создание
отношений стратегического партнерства с основными развитыми
государствами.
5. Хотя на западном направлении были достигнуты ощутимые успехи
в плане интеграции с ключевыми политическими и экономическими
институтами США и Западной Европы («большая восьмерка», Европейский
союз, НАТО, Лондонский и Парижский клубы и др.), не обошлось и без
разочарования политикой Запада, который, по существу, воспользовался
временной слабостью России для продвижения своих собственных, иногда
весьма узко и недальновидно понимаемых интересов. Запад начал
разыгрывать карту «геополитического плюрализма», поощряя новых
национальных лидеров к дистанцированию от Москвы. Эти действия и
особенно политика расширения НАТО, несмотря на протесты России, были
большинством общества восприняты как вероломство. Действиями Запада
разочарованы практически все, кроме маргинальных прозападников.
Одновременно формируется широкое согласие в пользу прагматической
политики взаимодействия и сотрудничества с внешним миром, в том
числе с Западом, там, где это выгодно и на условиях, благоприятных
прежде всего для России. В результате нынешнее разочарование может
оказаться более конструктивным, эффективным и выгодным, нежели
прежнее очарование.
6. До сих пор гигантские издержки реформ не принесли
существенных дивидендов. Крупнейшим провалом сегодняшнего
руководства, да и всей элиты является неспособность выработать и
претворить в жизнь эффективную и рациональную национальную стратегию
экономического роста.
7. Эта ситуация, однако, начинает меняться. За прошедшие годы в
России накоплен большой опыт и сохраняется интеллектуальный
потенциал, способный сформулировать долговременную перспективу
развития.
8. Авторы настоящих тезисов подтверждают основные положения
предыдущих документов СВОП («Стратегия для России - 1», «Стратегия
для России - 2», «Возродится ли Союз?» и др.). Тезисы не претендуют
на создание абсолютно нового всеобъемлющего политического документа.
Скорее предлагается для обсуждения относительно новый концептуальный
подход к внешнеполитической стратегии с упором на модернизацию пока
не столько самой внешней политики, сколько внешнеполитического
мышления.
9. Данные тезисы основываются на понимании того, что Россия (1)
продолжит развитие рыночных институтов; (2) будет следовать
демократическим путем развития, в рамках которого обеспечивается
верховенство права и закона; (3) останется многонациональным
федеративным государством, в котором продолжится поиск оптимальных
форм отношений и распределения властных полномочий между федеральным
Центром и регионами; (4) будет вести линию на то, чтобы занять
достойное и выгодное большинству россиян место в мировом сообществе.
10. Россия вступает в предвыборный период. Выборы 1999 и 2000
гг. во многом определят вектор развития страны - либо нынешняя
стагнация или даже понятное движение, либо страна ускорит
модернизацию, двинется к будущему. Данный документ призван в том
числе повлиять на идеологию претендентов на пост президента, на
дискуссию вокруг выборов. |