Философией нового подхода должна стать во внутреннем плане -
стратегия улучшения жизни россиян на основе международных
(ООНовских) стандартов, а во внешнем - нацеленность на поиск
возможностей, прежде всего экономических, а не ответы на привычные
для ума, но часто мифические или преувеличенные, военно-политические
угрозы. Надо понять, что упускать возможности не менее опасно,
нежели неадекватно реагировать на военно-политические и
геостратегические вызовы. Другим элементом подхода должна стать
максимально возможная ориентация на будущее, политика должна
готовить нас к нему. Тем более что оно во многом уже наступило.
Прошлое же достанет нас и так. Необходимо жестко руководствоваться
национальными интересами, но постоянно помнить, что в наступающем и
наступившем мире многие из них существенно отличаются от тех, какими
были тридцать или даже десять лет тому назад (хотя некоторые базовые
интересы и остаются неизменными). Достаточно очевидно, что новый
подход к внешней политике, который был бы в большей степени
адекватен новому миру и новым российским интересам, требует прежде
всего не бюрократических мер - они понадобятся, но не так пока
важны, а изменений мышления внешнеполитической элиты страны. Для
этого необходимо, в частности, развернуть широкую внешнеполитическую
дискуссию, активизировать хотя бы на нескольких направлениях
исследования о современных международных отношениях. Они ныне
затухают из-за отсутствия финансирования и притока новых кадров.
Задача государства - выделить хотя бы небольшие средства для
создания фонда финансирования подобных исследований. Со своей
стороны, СВОП готов и дальше стимулировать соответствующую
дискуссию.
В дополнение к стратегии внутреннего экономического роста, одним из
источников которого должен стать прежде всего средний и малый
бизнес, необходимо разработать и начать претворять в жизнь
комплексную стратегию повышения конкурентоспособности и интеграции
России в мировое хозяйство.
Эта стратегия могла бы включать в себя, в частности, следующие
элементы.
На основе анализа национального потенциала и тенденций мирового
рынка определяются место страны в мировом хозяйстве и отрасли,
перспективные для экспорта.
Всеми возможными в данной конкретной ситуации средствами
экономической политики создаются условия для развития таких
отраслей.
Одновременно вырабатываются программы постепенного свертывания тех
отраслей, которые оказываются неспособными конкурировать с импортной
продукцией.
Таможенная защита национальной экономики в рамках такого курса
осуществляется выборочно: защищаются отрасли, которые имеют хорошие
перспективы, но еще не набрали силу, либо отрасли, быстрый крах
которых резко обострил бы социальную ситуацию.
В определенных случаях защита может потребоваться и тем отраслям,
которые переживают интенсивную модернизацию.
В других случаях, однако, конкуренция импорта должна служить
стимулом для модернизации.
Развитие получают рынки тех товаров, которые в стране не
производятся, а также тех товаров, производство которых способно
выдержать интенсивную иностранную конкуренцию.
«Зеленая улица» открывается импорту товаров, необходимых для
развития важных отраслей производства.
При определении импортной политики в отношении каждого товара
учитывается не только ситуация, сложившаяся в его производстве, но и
место этого товара в структуре национальной экономики, его
перспективы с точки зрения международного разделения труда.
Протекционистский режим в отношении определенных товаров преследует
конкретную цель и по мере достижения этой цели ослабляется.
При этом инвестиционная политика государства поощряет развитие тех
отраслей, которые способны стать «точками роста» и, в частности,
локомотивами экспорта.
В новом мире заведомо проигрышной является стратегия даже частичной
самоизоляции. Стратегия «накопления и сбережения сил» (накопления
национального богатства при сохранении культурной идентичности)
должна сочетаться с максимальным упором на расширение участия в
многосторонних институтах, прежде всего связанных с экономикой,
энергетикой, финансами, коммуникациями, борьбой с преступностью,
наркоманией и т.д.
Это в первую очередь ООН, «восьмерка» (в институциализации которой
Россия заинтересована), ОЭСР, ВТО, региональные экономические
организации, тесное взаимодействие с ЕС и даже с НАТО. При этом не
следует противопоставлять Совместный постоянный совет (СПС)
Россия-НАТО и ОБСЕ. Нельзя также допускать, чтобы СПС превратился в
дискуссионный клуб. Сотрудничество же с НАТО в силу его ограниченной
полезности нужно развивать только в случае, если оно не будет вести
к трате ресурсов или облегчать дальнейшее расширение Альянса.
Участие в старых и новых многосторонних форумах и организациях,
особенно невоенных, может осуществляться в условиях ограниченности
человеческих и финансовых ресурсов, частично, даже за счет
двусторонней дипломатии.
Вместе с тем требует крайней осторожности и детальной подготовки
вступление России в ВТО. В противном случае оно может нанести
существенный ущерб ряду формирующихся внутренних рынков и отраслей
хозяйства, вызовет резкий протекционистский откат и нанесет ущерб
необходимой для России интеграции в мировое хозяйство. Вообще
интеграция не должна превратиться в очередную «священную корову».
Подход к ней должен быть взвешенным, строго прагматичным и
осмотрительным.
Важнейшим элементом интеграции России в мировое хозяйство является
эффективное использование ее сырьевого и, прежде всего,
энергетического, потенциала. Только его эффективное использование
может дать необходимые средства для роста промышленности. Газ,
нефть, сырье - это наш «план Маршалла», данный нам природой.
Но для этого необходимо выстраивание комплексной энергетической
стратегии, предусматривающей обеспечение надежного доступа
российских энергоносителей, особенно газа, на внешние рынки, резкое
увеличение внимания к энергосбережению. Для этого можно использовать
предстоящую ратификацию Европейской энергетической хартии, а также
встречу по энергетике в рамках «восьмерки».
В целом внешняя политика должна расчищать дорогу для отечественного
бизнеса. Но и национальный капитал, если он хочет опираться на всю
мощь государства, должен стать «более национальным» в смысле
реальной готовности к поддержке даже общих усилий российской
политики по укреплению внешнеполитических позиций государства.
Необходимо и инициирование создания международной организации по
борьбе с торговлей наркотиками и наркоманией. Отсутствие такой
организации является странным анахронизмом мировой политики.
Экономизация стратегии не означает полного отказа от опоры на
военную силу, особенно в случае России. Если мир входит в
постиндустриальную цивилизацию, то большинство государств на южной и
юго-западной перифериях России все больше отстает от этой
цивилизации. Ситуация будет сохраняться нестабильной еще долгие
годы. Не ушла угроза сепаратизма и в самой России. В этой связи
России стоит поставить вопрос об устаревшем характере принципа права
наций на самоопределение вплоть до отделения и приоритетности
принципа территориальной целостности при максимальном уровне
самоуправления автономий.
Военная сила в ограниченных размерах, как и адекватные возможности
антитеррористических операций, необходима. Вот почему наряду с общим
реформированием Вооруженных Сил нужно продолжить создание
(воссоздание) новых эффективных элитных соединений, способных
регулировать потенциальные конфликты, сдерживать сепаратистские и
фундаменталистские силы. Должны быть воссозданы эффективные
антитеррористические силы. Их необходимо встраивать в остро
необходимую систему международного сотрудничества по борьбе с
терроризмом.
Россия вынуждена будет сохранять опору на ядерное оружие - в
политических и опосредованно в экономических целях (для обеспечения
общеполитической и психологической поддержки российского бизнеса
лучше представлять ядерную - почти первоклассную державу, нежели
державу третьеклассную).
Оно бесполезно с военной точки зрения, но позволяет в ситуации
длительной исторической слабости сохранять дополнительные
политические козыри для широкого торга. Без ядерного оружия Россия в
обозримом будущем не сможет претендовать на весомый голос ни среди
крупнейших держав, ни - в растущей степени - в крупнейших
международных институтах. Для этого наряду с его сокращением
потребуется определенная модернизация стратегического ядерного
потенциала.
Вместе с тем надо избегать наметившегося контрпродуктивного усиления
военно-политической опоры на ядерное оружие (в т.ч. и концепции
применения его первыми). Одновременно необходимо стимулировать
усилия по поиску совместно с другими ядерными державами новой
концепции ядерного оружия, усилению сотрудничества в этой сфере,
сближению и координации ядерных доктрин, трансформации, а в
перспективе и преодолению доктрины ядерного сдерживания.
Назрела, видимо, необходимость существенной корректировки политики в
отношении стран бывшего СССР. Все мы испытываем глубокое сожаление
по поводу распада нашей бывшей родины. Но это сожаление или попытки
сгладить участие в этом распаде не должно вести к невыгодному курсу,
либо к псевдоинтеграции за российский счет, либо к бумажной, «галочной», бюрократической интеграции. Мы поддерживаем основные
выводы доклада СВОП «Возродится ли Союз?» и подчеркиваем, что
вектором российской политики в отношении стран бывшего СССР должен
стать упор на двусторонние отношения при жестком отстаивании
национальных экономических интересов. Многосторонняя дипломатия в
СНГ должна дополнять, а не заменять двустороннюю дипломатию.
Учитывая низкий и пока понижающийся уровень интеграции в СНГ, стоило
бы, возможно, временно понизить уровень встреч, перевести их на
рабочий, министерский уровень, проводя встречи на высшем уровне
только тогда, когда в этом есть назревшая необходимость. Одной из
задач внешней политики продолжает оставаться защита прав
русскоязычного населения и русского языка в новых независимых
государствах.
Целесообразно начать менять и концептуальный подход к интеграции.
Она должна строиться не сверху, а снизу - на основе поддержки
интеграции рынков отдельных товаров, услуг, создания
транснациональных финансово-промышленных групп (отечественных ТНК с
участием предприятий стран СНГ), обмена долгов на собственность.
Именно поддержка сотрудничества и интеграции на этом уровне должна
стать главной составляющей политики госорганов.
Перспективным является также продолжение и наращивание
сотрудничества в таких очевидных областях, как транспорт,
энергетика, связь, таможенное дело, борьба с преступностью,
торговлей наркотиками и т.д.
Стратегия взаимодействия с основными центрами требует большой
четкости. Но, видимо, время для нее еще не пришло. Существует немало
аргументов в пользу равнения на экономико-стратегический союз с
Западной Европой, с ЕС. Но для него необходимо активное встречное
движение. Европейский союз пока, несмотря на позитивную динамику
отношений с Россией, не идет на стратегическое сближение,
довольствуясь своей ближайшей периферией. Проблема Сибири требует
взаимодействия со всеми основными политическими центрами и
источниками финансовых ресурсов и капитала. Необходимо сохранить и
максимально расширять крайне выгодные в политическом отношении
партнерские связи с США. Между тем в них нарастают элементы взаимной
подозрительности и непонимания. (СВОП планирует подготовить
специальный доклад о российско-американских отношениях.) Очевидна
целесообразность развития дружественных отношений с Китаем.
Вероятно, Россия обречена на некоторый период стратегической
неопределенности, выгодной в среднесрочной перспективе ориентации на
тактические альянсы. Этот период может закончиться как
стратегическим примыканием к одному из центров, так и выработкой
стратегии осмысленного многостороннего партнерства и балансирования.
Вместе с тем относительная слабость России делает второй выбор
потенциально ненадежным и даже опасным. |