1.1. Выборы в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. и отставка
президента Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г. символизируют собой вступление страны
в завершающую стадию политической трансформации, которая включает в себя:
- формальное избрание главы государства, обладающего всей полнотой
конституционных полномочий Президента РФ;
- завершение уже начавшейся реорганизации «партии власти» в широком смысле слова
как относительно формализованного механизма прямой и обратной связи Центра
федеральной власти с другими центрами разных уровней и с различными группами
общества;
- обновление политической элиты, влияющей на принятие стратегических решений, а
также всего политического класса, определяющего «правила игры» и общий стиль
политического режима;
- возможно более или менее радикальную смену структурных основ политического
режима и общественного строя.
1.2. Если первые три изменения естественны и в том или ином объеме
неизбежны при любом избрании нового главы государства, то возможное четвертое
отнюдь не является, как принято говорить, «штатным» и связано с особенностями
ситуации, в которой находится в настоящее время Россия. При этом характер смены
режима, если она произойдет, во многом будет определяться не только уже
объявленными или прогнозируемыми намерениями главных действующих лиц, не только
виртуальными «императивами» политики, экономики или общественного сознания, но и
тем, каким конкретно образом, при участии каких политических сил и лиц
произойдут первые три изменения.
2.1. В 1991-1996 гг. в России сложился и пока что существует политический
режим, который можно условно назвать «незрелой демократией» или, если угодно, «недодемократией».
Некоторые авторы, применительно к российской повседневности, называют его «режимом ГАИ» - чем-то средним между правовым порядком и режимом произвола. Это
- переходный от позднего, «застойного» тоталитаризма строй, в основу которого
положена идея предоставления или возвращения гражданам основных личных и
политических прав и свобод и создания таких институтов, которые позволяли бы это
делать. Однако от развитой демократии такой строй отличается как отсутствием
целого ряда важнейших для последней институтов, так и наличием многого «лишнего»
для нее, того, что считается «реликтовым» или «злокачественным».
Новые демократические институты начинают возникать или возрождаться после
долгого перерыва еще в недрах советской системы, на рубеже 80 - 90-х гг.
«Демократия» сводится в этот период прежде всего к свободе слова, обеспеченной
свободой прессы, к идее свободных плюралистических выборов и начиная с 1988 г. -
свободе совести. Такой «демократии» оказывается достаточно, чтобы расшатать
основы одряхлевшего тоталитарного режима. Дальнейшее ее развитие, однако,
оказывается сложным и противоречивым. Оно происходит в форме подчинения еще
сохраняющихся советских институтов новой «демократической» логике, что приводит
иногда к их параличу или болезненным конфликтам.
В 1991-1993 гг. в реальной борьбе распределяются полномочия законодательной и
исполнительной властей, спроектированных и созданных во многом независимо друг
от друга еще в советский период. В 1992-1993 гг. происходит реальная (хотя и
весьма уродливая) федерализация страны на основе советского псевдофедеративного
территориального деления. Наконец, с принятием Конституции 1993 г. происходит
или намечается создание ряда принципиально новых институтов, изначально
несовместимых с основными принципами тоталитарной системы.
2.2. В итоге российский режим образца 1991 г. к середине 90-х гг. допускает
и даже предполагает возникновение ряда новых для современной России структур и
явлений. Не все из них, кстати, характерны для типичных «незрелых демократий»
(например, развитая сеть свободных СМИ или реальная веротерпимость), представляя
собой определенное продвижение в сторону классической «развитой демократии».
Это:
- выборы на альтернативной основе с возможностью самовыдвижения (ценность
которых снижается практикой манипуляции поведением избирателей, давления на
кандидатов, иногда недостоверностью результатов голосования и, во всяком случае,
массовым неверием избирателей в честность подсчета голосов);
- декларированное разделение и специализация властей (не доведено до конца и не
осуществляется в цивилизованной форме системы «сдержек и противовесов»);
- территориальная децентрализация управления (нередко граничит с феодализацией
страны, поскольку не уравновешивается развитием местного самоуправления и на
практике в ряде случаев регулируется не Конституцией и федеральными законами, а
двусторонними договорами и соглашениями и является результатом явной или
закулисной борьбы, сделок, взаимного попустительства и т.д.);
- свободные «плюралистические» СМИ (при том что наиболее влиятельные из них
значительно откровеннее и активнее отстаивают интересы владельцев, чем это
практикуется в развитых демократиях, время от времени принимают участие в «информационных войнах» и превратили в рутину публикацию
«заказных» материалов);
- свобода выезда за границу и возвращения в страну;
- не только формально гарантированная законом, но и существующая на практике
веротерпимость;
- свободные ассоциации граждан (при том что некоммерческие неправительственные
организации, преследующие универсальные цели, все еще относительно малочисленны
и слабы по сравнению с организациями, защищающими частные интересы специфических
групп);
- участие страны в демократических международных организациях, таких, как Совет
Европы, что предполагает добровольное принятие на себя серьезных обязательств в
области обеспечения прав человека;
- а также такие элементы «либеральной» экономики, как:
- свободное ценообразование, при всей его ограниченности играющее в сегодняшней
российской экономике несравненно большую роль, чем в советской;
- при всех ограничениях и пороках - свобода предпринимательства;
- частная собственность, образующаяся в результате приватизации (не
всеобъемлющая - отсутствует частная собственность на землю, к тому же юридически
не вполне удовлетворительно обоснованная, защищаемая и регулируемая);
- негосударственная составляющая банковской системы (со всеми ее известными
противоречиями и недостатками);
- внутренняя конвертируемость валюты и др.
2.3. Наряду с новыми или возрождающимися институтами в России сохраняется и
значительное число подвергшихся лишь косметическому реформированию или
реформированных по особой, иногда случайной, логике, не соответствующей общему
смыслу преобразований 90-х гг. Итогом в ряде случаев стало не столько
реформирование и оптимизация деятельности этих «реликтовых» институтов, сколько
их дезорганизация и ослабление. В их числе значительная часть государственного
управления вообще и отчасти - институты, ключевые с точки зрения обеспечения
правопорядка, безопасности государства, его способности адаптироваться к новым
реалиям и отвечать на вызовы будущего:
- вооруженные силы;
- пенитенциарная система;
- органы внутренних дел;
- спецслужбы;
- прокуратура;
- система образования;
- судебная система;
- наука и др.
За фасадом многих формально реформированных - иногда неоднократно - учреждений и
ветвей власти скрывается советская, едва ли еще не сталинская административная
практика, причем в ее «упадочных» проявлениях, поскольку ослаб или вовсе исчез
контроль за деятельностью чиновников, ранее в значительной степени
осуществлявшийся через партийные органы. Круговая порука открыто вышла на первый
план. Ведомственные интересы нередко затмевают государственные или даже не
позволяют сколь-либо внятно сформулировать последние, принятие любых
стратегических решений крайне затруднено. На ведомственной разобщенности
паразитируют бесчисленные координирующие органы, нередко дублирующие друг друга.
Чиновничий аппарат невероятно раздувается, а его эффективность падает.
Очевидно, что в ряде случаев у партии власти не было не только воли или ясного
понимания целей, но и элементарных ресурсов, начиная с финансовых и
политических, для реформирования перечисленных и многих других институтов.
Однако так или иначе сегодня все они - та составляющая нынешнего режима, которая
по-прежнему не позволяет говорить о его гарантированном сохранении в нынешнем
виде и тем более о безальтернативной эволюции в направлении развитой демократии.
Институтов и практики «незрелой демократии» было достаточно не только для того,
чтобы покончить с тоталитаризмом, но и для того, чтобы сохранить ряд свобод при
демократическом воодушевлении политической и экономической элиты, совпавшем с «розовым» периодом в отношениях с Западом. Их, однако, самих по себе
недостаточно для того, чтобы демократия уверенно могла себя защищать в менее
благоприятных условиях.
2.4. Кроме институтов, характерных для «незрелой» (а отчасти даже и
«развитой») демократии, а также «недореформированных» структур, природу
нынешнего режима определяет то, что одни условно называют переходными
институтами, а другие - «злокачественными новообразованиями», которые в ряде
случаев заполняют возникшие «институциональные вакансии».
Такие структуры характерны (хотя и очень в разной степени!) для обществ,
переходящих в политике от авторитаризма или тоталитаризма к демократии, а в
экономике - от жесткого государственного регулирования к рынку. Их образование
связано главным, хотя и не исключительным, образом с размытостью представлений о
границе между «рыночным» и «государственным». В результате «бюрократический
рынок», т. е. рынок взаимных услуг и обязательств внутри государственного
аппарата, хорошо известный еще по последним десятилетиям советского строя,
органически срастается с рынком настоящим. Создается единый рынок во многом
коррупционных услуг. При этом не исключено, что коррупция в нижних и средних
звеньях государственного аппарата, на которую фактически закрывают глаза,
используется в качестве одного из замаскированных реальных механизмов
управления.
Опыт многих стран показывает, что институты такого рода демонстрируют
чрезвычайную жизнеспособность в меняющихся условиях. Они обладают достаточной
гибкостью и достаточными ресурсами, чтобы существовать в «серой зоне»
соприкосновения правового государства и мира неформальных отношений, где закон
молчит. Государство, оказавшееся в плену у таких институтов или даже просто
допустившее их чрезмерное развитие, вынуждено впоследствии прилагать огромные
усилия и идти на большие затраты и жертвы, чтобы освободиться от их разлагающего
влияния. Положительный результат при этом никогда не гарантирован.
К институтам, формирующимся в этой рыночно-бюрократической среде, помимо чисто
криминальных образований относятся:
- «олигархи» (термин совершенно условный), т. е. отдельные деятели или
экономические группы, отчасти связанные с естественными монополиями - в той
мере, в какой они срастаются с государством на собственных условиях, а не на
условиях последнего (контрольные пакеты акций, принадлежащих государству,
государственное управление и т.д.). Олигархи образуют лобби не извне, а внутри
государственного аппарата, фактически начинают руководить им. Государство же
превращается в совокупность враждующих группировок, а вектор государственной
политики, по крайней мере в экономической области, во многом определяется
существующими в данный момент отношениями между ними. Так, в результате развития
внутриполитической ситуации в России в 1999 г. сложилось впечатление, что
сравнительно малочисленная группа олигархов фактически захватила контроль над
ведущими институтами государственной власти;
- «кланы» (также вполне условный термин) в политике. Высокая степень разложения
государственного аппарата при слабости возникающих политических партий и
институтов гражданского общества приводит к тому, что принцип «своей команды»
(«мафии» в отечественном - не очень строгом - смысле слова, или, как в последнее
время чаще говорят, - «семьи»), возникший еще в советские времена, в 90-е гг.
стал преобладающим.
Кланы образуются обычно сложным путем. Родственный и земляческий принципы
сочетаются при их формировании и пополнении с отбором по критериям совместного
обучения, прошлой работы, профессиональной общности или совместного проведения
досуга. Появление олигархов и образование кланов приводит к тому, что не
приверженность закону и его букве, а верность главе клана или олигархической
группировке (так называемый клиентелизм) становится не просто распространенным,
как прежде, а едва ли не доминирующим явлением.
В период избирательных кампаний кланы могут превращаться в «группы захвата
власти». Они стремятся заручиться поддержкой олигархов и нередко заключают с
ними долгосрочные союзы. Целесообразность и эффективность политической и
административной деятельности приносятся в жертву семейственности,
безответственности и беспринципности, характерных для внутриклановых отношений,
а также конфликтов и сделок между кланами.
Олигархи и кланы несут ответственность за то, что в российской политике основным
средством публичной борьбы стали не обсуждение реальных проблем и программ, а
«информационные войны» с преимущественным использованием подлинных или
фальсифицированных компрометирующих материалов. И действительно серьезная
проблема здесь не в содержании «компромата» и не в вопросе о принципиальной
допустимости его использования, а в том, что предметом общественной дискуссии во
время выборов практически перестало быть что бы то ни было, кроме него.
«Приватизированные» структуры и функции государственной власти. Государство в
лице высших органов власти, действующее в рыночно-бюрократической среде и
отчасти парализованное соперничеством олигархов и борьбой кланов, не в состоянии
предотвратить спорадическое или постоянное использование своих учреждений в
частных интересах. Эти цели могут быть как чисто экономическими, так и
связанными с конфликтами внутри бюрократии за статус, влияние и т.д., а также с
политической борьбой. Многократно отмечены случаи использования ради достижения
частных целей контрольных органов, в особенности налоговых, а также органов
прокуратуры, внутренних дел и др., не говоря уже о судах. Сегодня репутация этих
последних такова, что известны примеры создания подпольных «черных судов»,
использующих действующее российское законодательство и полностью копирующих
нормы судопроизводства, но при этом не замеченных в коррупции.
2.5. Главная особенность существующего режима, которая не только мешает ему
развиваться в направлении развитой демократии, но и не позволяет достичь
стабилизации в нынешнем виде, - отсутствие консолидированной власти. Причина
этого отнюдь не только в недостатках или противоречиях законотворчества (хотя
они и очевидны) или в неспособности ветвей власти, министерств и ведомств
проводить согласованную государственную политику. Она, скорее, в том, что борьба
олигархов между собой (посредством своих лобби в органах государственной
власти), а также противостояние кланов парализуют власть. Власть лишается, таким
образом, возможности быть собственно государственной властью, т. е. арбитром в
конфликте экономических интересов, а также проводником оптимизированной и
перспективной политики, в первую очередь экономической и социальной. И никакие
попытки «консолидировать» власть, «согласовывая» позиции разных ее ветвей, не
смогут решить эту главную проблему, с которой связана ее рыхлость.
2.6. От развитой демократии нынешний российский режим отличает не только
присутствие перечисленных «лишних» элементов, но и некие «провалы» - «институциональные вакансии». Наиболее существенные из них возникают и
сохраняются на границе государства и общества и связаны в первую очередь с пока
что очевидной неспособностью последнего к последовательной политической
самоорганизации для защиты собственных интересов.
Среди огромного числа общественных организаций доминируют не те, что создаются
вполне добровольно ради достижения конкретных результатов, имеющих универсальное
значение для общества в целом и данной группы в частности. Более важную роль
играют другие - те, в которые люди не могут не прийти в силу не зависящих от них
особенностей их биографии, в той или иной мере противопоставляющей их обществу.
Общества инвалидов, ветеранов, солдатских матерей и т. п. действуют в России
активнее и по-своему эффективнее, чем предпринимательские организации, профсоюзы
и другие ассоциации, призванные не только самым элементарным образом защищать
интересы своих членов от государства, но и участвовать в формировании
общественного строя и политического режима. Специфическая же природа их
взаимоотношений с обществом и государством провоцирует заметную криминализацию
некоторых из них.
На протяжении десятилетий в России не может сформироваться эффективная партийная
система. По-настоящему организованной массовой партией по-прежнему остается
«реликтовая» (в указанном выше смысле) коммунистическая. Самой крупной из «новых» - ЛДПР, не особенно скрывающая своей ориентации на маргиналов. Остальные
(кроме, быть может, «Яблока») представляют собой причудливые сочетания клубов и
фрагментов государственной бюрократии, отражающие истории их былых «романов» с
властью. «Отечеству» еще необходимо доказать свою жизнеспособность и
устойчивость в качестве политической партии. Большинство даже крупнейших партий,
имеющих существенное влияние в Думе, остаются партиями-однодневками, лишенными
внятной программы, ориентированной на понятные и принятые обществом идеалы и
ценности. Новые же партии искусственно конструируются с помощью политических
технологий и возникают из небытия. В итоге водораздел между партиями пролегает
не через сферу политической ориентации и программ, а через прагматическое, если
не клиентельное, отношение к власти - ее поддержку или оппозицию к ней. Все
десять лет режиму «незрелой демократии» приходилось расплачиваться за слабость
партийной системы более или менее эффективной блокадой реформ в парламенте.
Очевидна слабость в России местного самоуправления. Там, однако, где его
элементы существуют, они нередко подвержены криминализации - едва ли в меньшей
степени, чем общественные объединения.
В целом механизм прямой и обратной связи между государством и тем, что в
развитых демократиях называется гражданским обществом, отличается общей
неразвитостью и неэффективностью. Именно это звено общественной организации
наиболее активно замещается различными «злокачественными новообразованиями». И
именно оно в наименьшей степени поддается реформированию или санации.
3.1. За прошедшее десятилетие правящая элита смогла существенно изменить
характеристики режима, проделавшего заметную эволюцию. В политике - от
тоталитаризма (сравнительно «либерального» во внутренней политике и
изоляционистского - во внешней) до «незрелой демократии» с неконсолидированной
властью. В экономике - от бюрократически управляемого, автаркического народного
хозяйства, разъедаемого и корректируемого «бюрократическим рынком», к
олигархическо-бюрократическому капитализму, открытому всем ветрам мировой
конъюнктуры.
При этом не удалось решить три главные задачи, декларированные этим режимом, без
чего плавный переход от одного президентства к другому без смены режима
оказывается негарантированным:
- добиться динамичного развития экономики, рационально использовав как природные
ресурсы, так и внешние заимствования, обеспечив надежные социальные гарантии для
населения и гарантии защиты частной собственности, а также ясные и честные
правила игры для предпринимателей. В результате к 2000 г. нынешний российский
режим не сумел сделать того, чего добились режимы в ряде стран Восточной Европы,
- убедить не только решающее большинство элиты, но и «молчаливое большинство»
общества по крайней мере не отвергать с порога основные принципы рыночной
экономики, провозглашенные в 1991 г.;
- защитить позиции страны в мире, как минимум, не допустив ее изоляции, в идеале
же - обеспечивая последовательную интеграцию России в международные
экономические и политические структуры. Международная поддержка могла бы помочь
более уверенно отстаивать внутри страны ценности политической демократии и
свободной экономики. Это так, поскольку, несмотря на югославский и чеченский
кризисы, открытость страны остается для значительной части россиян значимой
ценностью, а западные экономические и социальные стандарты - привлекательными;
- убедить общество в том, что демократия в наибольшей степени отвечает интересам
всех и каждого, и обеспечить такую общественную поддержку демократических
преобразований, чтобы добиться их практической необратимости в России.
Рассмотрим эти три проблемы подробнее.
3.2. Развитие экономики
За фасадом действительных и мнимых либеральных экономических реформ 90-х гг.,
плохо обеспеченных в финансово-организационном отношении, в стране сложилась
хозяйственная система, которая лишает страну перспективы развития в современном
понимании. Политической элите она не гарантирует свободу маневра, необходимую
для поддержания политической стабильности и хотя бы сохранения достигнутого
уровня демократических преобразований.
Решение важнейших, но все же промежуточных, по сути - технических задач
макроэкономической стабилизации не должно было подменять достижение
действительных целей перспективной социально ориентированной экономической
политики - в виде роста производства и повышения благосостояния граждан. Весьма
либеральное допущение конкуренции между рынками, свободного перелива капитала
между ними не уравновешивалось регулированием конкретных рынков. В результате
принципиальное в теории, но слабое и рыхлое на практике государство, отказываясь
от регулирования рынков, тем не менее постоянно уступало давлению различных
политических сил, олигархов, кланов и прочих лоббистов, соглашаясь на
индивидуальные льготы предприятиям, индивидуальные налоговые и бюджетные
изъятия.
Все это в итоге помешало созданию механизмов эффективной конкуренции в
российской экономике. Между тем только они приводят экономику в движение,
являются ее мотором. Реальной экономической основой сложившейся системы стал
экспорт сырья, в первую очередь энергоносителей, ради импорта готовой продукции,
несмотря на то что такой импорт подавлял отечественное производство. Долги в
социальной сфере покрывались с помощью внешних займов или внутреннего
заимствования, а также дополнительного выкачивания всех мыслимых невосполнимых
ресурсов, что довело в итоге страну до грани банкротства. В конечном счете не
столько срывы в работе существующей системы, сколько ее структурные, коренные
особенности привели к августовскому кризису 1998 г.
После кризиса в течение 1999 г. экономика пришла в состояние относительного
равновесия, хотя оно чрезвычайно неустойчиво и во многом связано с конъюнктурой
на мировых рынках энергоносителей и некоторых видов сырья. В настоящее время
наметившийся было рост производства уже исчерпывает свои ресурсы, и
возобновления сколько-нибудь существенного роста в рамках нынешней экономической
модели не предвидится. Если же ухудшится и внешнеэкономическая ситуация (падение
цен на нефть, никель и т.д.), то под непосредственной угрозой могут оказаться и
текущий платежный баланс, и бюджет, который сейчас в значительной степени
обеспечивается за счет экспорта сырьевых товаров. При этом бюджетная сфера уже
сегодня во многом дезорганизована из-за расходов на войну в Чечне. Возможность
«обвала» бюджета наряду с перспективой суверенного дефолта - дамоклов меч,
нависший над любыми экономическими и социальными инициативами будущего
президентства.
3.3. Позиции страны в мире
К началу нынешнего «междуцарствия» осложнились отношения России со странами
Запада, что позволяет говорить о самом серьезном, начиная с периода перестройки,
кризисе в отношениях с внешним миром. Непоследовательная внешняя и инерционная
внутренняя политика, проводившаяся на протяжении большей части прошедшего
десятилетия, способствовала тому, что страна оказалась одновременно и
безнадежным должником Запада, и его оппонентом в том, что касается создания не
устраивающей Россию новой системы безопасности в Европе и мире. Югославский
кризис 1999 г. послужил детонатором исподволь готовившегося взрыва. Возникла
ситуация, когда Россия без ущерба национальному достоинству более не могла и не
хотела мириться с диктатом Запада, все более демонстративно игнорировавшего
интересы России, а также ее предполагаемых союзников. Запад же более не пожелал
или не смог - в силу различных внутри- и внешнеполитических причин - закрывать
глаза на двусмысленность российской позиции и на вызывающие проявления слабости
и пороки российской политической и экономической системы.
Изменившееся в принципе отношение к российскому режиму - тот фон, на котором на
Западе по-новому, более жестко, чем когда бы то ни было в течение последнего
десятилетия, ставились в последний год в принципе не новые вопросы: о ситуации в
Чечне, о коррупции в высших эшелонах российской власти, наконец, о непомерных
российских долгах. Несмотря на смягчение позиции западных лидеров после отставки
Б.Н.Ельцина, едва ли следует ожидать, что основные проблемы, существующие в
отношениях России с Брюсселем, Страсбургом и Вашингтоном, будут разрешены до
президентских выборов в марте 2000 г. или даже до выборов в ноябре 2000 г. в
США.
Однако российские выборы и предстоящее формирование структур и обновление - если
оно произойдет - кадрового состава окружения нового президента и будущего
правительства - удобный и, возможно, уникальный момент для расчета с
противоречивым прошлым. И речь идет не столько о расчете в буквальном и
банальном смысле, т. е. о списании части задолженности России Западу и о ее
реструктуризации, сколько о том, чтобы не брать с собой в ХХI век хотя бы
некоторые из наиболее щекотливых для страны внешнеполитических проблем. Задача,
следовательно, в том, чтобы ко времени официальной смены главы государства в
России у новой партии власти существовала позиция, адекватная сложившемуся
положению и оставляющая дверь открытой для диалога по всем перечисленным
вопросам.
3.4. Общественная поддержка демократических преобразований
Политической элите образца 1991 г. за 10 лет не удалось не только создать
систему институтов, гарантирующих сохранение провозглашенных прав и свобод, но и
убедительно доказать обществу, что «демократия» в принципе тождественна «порядку». По данным опросов ВЦИОМ, начиная, по крайней мере, с 1992 г. (когда
подобные опросы стали проводиться) до начала 2000 г. включительно доля тех, кто
предпочитал «порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые
нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод граждан»,
составляла 70-80%. Удельный же вес тех, кто делал выбор в пользу демократии,
даже если это «предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным
элементам», не превышал 6-14%. В ноябре 1999 г. 60% поддержали бы, 20% - не
поддержали и только 8% противились бы тому, «чтобы Вооруженные Силы, МВД и ФСБ
взяли в свои руки наведение твердого порядка в стране».
Признавая в принципе необходимость сохранения демократических свобод, основная
масса российского населения всегда воспринимала проблему наведения «порядка» как
приоритетную. Характерно, что если в течение почти десятилетия под «порядком»,
как свидетельствуют данные других опросов, понимали в основном правопорядок, то
в последнее время быстрее всего растет доля тех, кто считает, что это еще и «социальная защита малоимущих слоев населения». Так или иначе, сегодня, как и в
начале реформ, нет особых оснований рассчитывать на автоматическую массовую
поддержку демократических институтов. С другой стороны, как опыт предшествующего
десятилетия в России, так и политическая история вообще свидетельствуют о том,
что характер политического режима определяется не столько пассивной ориентацией
большинства населения, сколько позицией элит и особенно ориентацией и
мобилизационными способностями активного населения крупнейших центров, не говоря
о столице.
4.1. Помимо вопросов для будущего президента и президентства, от
неотложного ответа на которые во многом будет зависеть характер режима и
общественного строя по крайней мере на ближайшие годы, существуют еще проблемы,
решение которых предполагает выработку стратегий долговременного развития, цель
которых - обеспечить выживание России в мире XXI века, а также ее стабильное
демократическое развитие. Это две взаимосвязанные задачи.
4.2. Сегодня существует своего рода «отложенный спрос» на принятие
стратегических решений, призванных обеспечить сохранение суверенитета и
целостности России, гарантии ее безопасности, завоевание авторитета во внешней
политике, оздоровление экономики и придание ей конкурентоспособности, а также
сохранение и развитие демократических институтов. За всеми частными проблемами и
более или менее острыми кризисами 90-х гг. как тенденция прослеживается
накапливающееся отставание России от развитых стран и ее потенциальная маргинализация в мире, устроенном на новый лад, при неопределенности
политической перспективы самой страны. Новому президенту и всей политической
элите придется не только думать о том, как расплатиться по огромным
краткосрочным экономическим и политическим обязательствам, накопившимся в
минувшее десятилетие, но и решать проблему оптимизации политики - экономической,
внешней и внутренней. Выработка стратегии потребует ответа не только на вопрос:
что делать?, но и, главным образом, как делать?, т. е. какими силами и
средствами, на основе каких мобилизующих общество идей и в какой стилистике.
4.3. Россия ХХI века вынуждена строить новую государственность в условиях,
когда национальным государствам брошен глобальный вызов. Нам надо формировать
эффективно действующие институты власти на фоне усиливающихся децентрализации и
сепаратизма в сопредельных с Россией зонах, в обстоятельствах, когда
экономическое процветание страны становится обязательной предпосылкой ее
принадлежности к кругу тех, с кем считаются в мире, а успешное взаимодействие с
международными организациями и наднациональными сообществами превращается в
императив не только внешней, но и внутренней политики. Учитывая все это,
необходимо особенно взвешенно отнестись к формулированию идеологии «сильного
государства». В новых условиях «сильное государство» - это непременно
экономически сильная и «агрессивная» система, обеспечивающая внутреннюю и
внешнюю интеграцию страны и умеющая с выгодой для себя использовать свою
растущую открытость и подключение к мировым экономическим институтам.
4.4. Возникает, таким образом, практическая проблема недопущения
маргинализации экономической системы, обеспечивающей благосостояние граждан и их
безопасность, а также политический вес страны. Сам по себе вопрос об интеграции
российской экономики в мировую уже в значительной степени решен самой жизнью.
Одно из главных изменений, происшедших с Россией в последнее десятилетие, -
качественное усиление ее экономической зависимости от внешнего мира, от
внешнеэкономических связей. Российская экономика в гораздо большей степени
интегрирована в мировую, чем была советская, причем на «базовом» уровне. Если в
80-е гг. доля экспортной продукции в промышленном производстве российских
регионов составляла около 5%, то в середине 90-х гг., по некоторым оценкам, -
уже более 20%. И речь не идет лишь о приграничном сотрудничестве. Более 50%
экспорта приходятся на 10 регионов страны, лишь один из которых - пограничный.
Что касается импорта, то 20 регионов, в первую очередь центральных, ввозят около
40% всех импортируемых товаров. Экономические связи с внешним миром, по
некоторым данным, уже сегодня прямо определяют экономическое и социальное
положение по крайней мере трети населения страны, а косвенно - огромного
большинства населения. Вопрос в том, на каких условиях будет происходить
интеграция России в мировую экономику.
Мобилизационная модель, опирающаяся на автаркию, неприемлема для значительной
части российского общества и означала бы разрушение целого ряда уже возникших
работоспособных структур.
Не менее опасна, однако, и неуправляемая интеграция обломков национальной
экономики в мировое хозяйство. В данном случае существуют, как минимум, две
угрозы:
- спонтанное включение фрагментов российской экономики в мировую может надолго,
если не навсегда, закрепить за ней роль «сырьевой периферии» экономически
развитого мира и относительно небольшого рынка сбыта;
- неуправляемая интеграция может способствовать «размягчению» России вплоть до
территориального распада. «Регионализация», а затем и «суверенизация» отдельных
территорий, происходящие одновременно, если не в связи с подключением частей
российского хозяйственного комплекса к разным экономическим сообществам,
способны разорвать страну на части.
4.5. В первую очередь речь идет о потенциальной проблеме сохранения
единства Европейской России, поворачивающейся в сторону Европейского союза, с
Дальним Востоком и частью Сибири, все глубже втягиваемых в экономическую жизнь
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Появление на Западе нового мощного
притягательного экономического центра - ЕС - одновременно с открытием нашего
малонаселенного и относительно слаборазвитого Дальнего Востока в сторону быстро
развивающегося и демографически разрастающегося АТР в ближайшей перспективе
означает не столько немедленное строительство гигантского континентального
«моста» и тем более не какую-то интеграцию ЕС-АТР через Россию и включая ее,
сколько испытание страны «на разрыв» - по крайней мере в экономическом
отношении.
Сегодня, когда обсуждают перспективы российской государственности, нередко
говорят об опасности тотального распада России в связи с ростом этнокультурного
или обычного регионального сепаратизма. Представляется, что эта опасность явно
преувеличивается, особенно после войны в Чечне. Не рассматривая отдельные
«казусы» на окраинах, в любом случае не делающие погоды, следует признать, что
российских регионов слишком много, каждый из них по отдельности слишком слаб, а
крупнейшие регионы с явной этнокультурной спецификой находятся слишком далеко от
окраин, чтобы примитивный сценарий самороспуска России выглядел реалистичным.
Другое дело - перспектива такого развития, при котором запад и восток России
начнут «отворачиваться» друг от друга в силу явной уже сегодня экономической и
растущей культурной, в том числе и этнокультурной, обособленности. Такой поворот
событий в перспективе может спровоцировать уже и всеобщий распад государства. |