3.1. Коренное изменение экономической и общественно-политической системы России, затяжной
финансово-экономический кризис 90-х гг., глубокая трансформация ее
внешнеполитических интересов и военных потребностей с особой остротой поставили
вопрос соотношения нужд обороны и наличных экономических и демографических
ресурсов страны. России нужна такая оборона, которая, с одной стороны,
соответствует ее экономическим возможностям, а с другой - в максимально
возможной мере обеспечивает ее военную безопасность. В ином случае перегрузка
ресурсной базы военным бременем неминуемо подорвет экономику, гражданские
функции государства и в конечном итоге саму обороноспособность.
3.2. Россия в 2000 г. имеет официальный ВВП менее чем в 200 млрд. долл. по текущим ценам
(или примерно 400 млрд. долл. по паритету покупательной способности валют - ППС)
и стоит в этом отношении ближе к концу второй десятки стран мира. При сохранении
курса на рост благосостояния россиян, модернизацию экономики и для этого на
участие в международном разделении труда Россия просто не в состоянии
обеспечивать всем необходимым третью по численности армию в мире (после Китая и
США), многочисленные другие войска, воинские формирования и органы, а также
содержать огромную военную промышленность с двумя миллионами полностью или
частично занятых (что превышает число занятых в военной промышленности США).
3.3. Официальный бюджет российского Министерства обороны (6-7 млрд. долл. по текущему курсу или
12-14 млрд. долл. по ППС) позволяет тратить на одного военнослужащего не более
10 тыс. долл. в год по ППС (5 тыс. долл. по текущему валютному курсу), в то
время как один американский солдат обходится примерно в 180 тыс. долл.,
английский - в 150, французский и немецкий - в 100, турецкий - в 15 тыс. долл.
Нетрудно подсчитать, что если бы РФ стала оснащать, оплачивать и главное обучать
российского солдата так, как это делают страны НАТО, то могла бы позволить себе
иметь по американской модели армию в 100 тыс. человек, по английской - 120,
немецкой или французской - 170, турецкой - 800 тыс. человек. И это при том, что
российское Министерство обороны тратит гораздо меньше средств на своих
гражданских служащих, чем большинство стран НАТО.
3.4. С другой стороны, если бы Россия попыталась поднять уровень расходов на одного
военнослужащего до вышеназванных западных стандартов при сохранении нынешней
численности армии в 1,2 млн. человек, то для содержания Вооруженных Сил по
американскому образцу ей понадобился бы ежегодно военный бюджет в размере 216
млрд. долл. (по ППС), по английскому - 144 млрд. долл. (по ППС), по французскому
или немецкому - 120 млрд. долл. (по ППС), по турецкому образцу - 18 млрд. долл.
(по ППС).
3.5. Принимая во внимание, что в 1999 г. вся расходная часть бюджета составила 686 млрд. руб.
(50 млрд. долл. по ППС или 24 млрд. долл. по текущему обменному курсу), а
доходная - и того меньше - 598,4 млрд. руб. (соответственно 44 или 21 млрд.
долл.), можно утверждать, что России пришлось бы тратить на свои Вооруженные
Силы (без МВД, ФПС и других силовых структур) 4,3 годовых бюджета страны по
американской модели, 2,8 бюджета - по английской, 2,2 - по германо-французской и
36% бюджета - по турецкой (на 1999 г. на национальную оборону РФ выделено менее
16% федерального бюджета). Перспективы исполнения бюджета 2000 г. пока не ясны,
но очевидно, что он не изменит картину кардинальным образом, хотя военные
расходы и гособоронзаказ в нем несколько повышены по сравнению с 1999 г.
3.6. Ни одна ценящая жизнь солдата страна не экономит на боевой подготовке, хотя стоит
последняя не намного дешевле, чем денежное содержание самой высокооплачиваемой
добровольческой армии. По этому критерию Российская армия наверняка находится на
последнем месте среди передовых армий мира, несмотря на свою многочисленность и
все еще огромные арсеналы оружия, тратя в последние годы на боевую подготовку
всего 1% военного бюджета. За рубежом специалисты по военным финансам считают
расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск (МТО)
наиболее надежным денежным критерием боевых возможностей армии.
Это понятно, ибо чем больше в армии солдат, ракет, танков, самолетов и кораблей,
тем больше денег она должна тратить на боеприпасы, горючее, запчасти, ремонтные
работы и т. п.
3.7. Очевидно, что для достижения хотя бы турецкого удельного уровня финансовой обеспеченности
Вооруженных Сил (не говоря уже о европейском или американском) зияющий разрыв
между размером армии и объемом ее финансирования невозможно преодолеть одним
махом ни путем линейного сокращения Вооруженных Сил, ни посредством
пропорционального увеличения военного бюджета.
3.8. Несоответствие размеров военной организации государства его экономическим возможностям уже
давно перестало быть откровением. Еще в 1996 г. некоторыми членами СВОП были
опубликованы подробные и доказательные расчеты относительно размеров военной
организации, сопоставимой с возможностями государства по ее содержанию, но
соответствующих решений не последовало: такой шаг требовал проявления
политической воли, ибо являлся слишком кардинальным по сути. В ином случае
перегрузка ресурсной базы военным бременем неминуемо подорвет экономику,
гражданские функции государства и в конечном итоге саму обороноспособность. |