5.1.
В течение 90-х гг. российская военная промышленность практически не обновляла свои производственные фонды и сегодня во все большей мере утрачивает способность к производству современного вооружения и техники. В сочетании с продолжающейся сырьевой специализацией российской экономики это означает, что российские Вооруженные Силы при сохранении нынешней численности (1,2 млн. человек) и при существующем уровне финансирования обречены в конечном счете на превращение из боеспособной военной организации в иерархически построенную и более или менее дисциплинированную «армию безработных», которую государство вынуждено содержать не для защиты своего суверенитета и территориальной целостности, а во избежание социальных и политических потрясений в случае их радикального сокращения.
5.2.
В то же время даже простое поддержание Вооруженных Сил и военной промышленности в их нынешнем неудовлетворительном состоянии является непосильным бременем для российской экономики.
5.2.1.
Тяжесть этого бремени объясняется не столько объемом прямых (бюджетных) военных расходов, сколько чрезвычайно большим объемом косвенных («теневых») затрат государства и общества на поддержание оборонного комплекса. Начиная с 1992 г. Минобороны ни разу не заплатило в полном объеме ни за закупки вооружения и военной техники (ВиВТ), ни за военные НИОКР, ни за коммунальные и транспортные услуги и т.д. Это происходило главным образом потому, что ни Министерство обороны, ни Правительство не смогли составить реальный военный бюджет, отвечающий сбалансированным потребностям Минобороны (денежное содержание, боевая подготовка, закупка ВиВТ, НИОКР) с учетом по-прежнему огромной численности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
5.2.2.
Помимо разрушительного эффекта для ВПК это глубоко подрывает и всю экономику страны. Долги государства предприятиям оборонного комплекса и другим поставщикам товаров и услуг Министерству обороны, МВД и прочим силовым структурам являются сегодня главным инициирующим фактором («запалом») неплатежей в российской экономике. При этом совершенно ясно, что из своих бюджетных ассигнований ни Минобороны, ни МВД, ни другие ведомства эти долги погасить не смогут, и даже если бы они попытались это сделать, то на это понадобились бы десятилетия.
5.3.
Все это говорит о том, что необходимо радикальное изменение военно-промышленной политики России. Любая страна, выделяя ресурсы на оборону в мирное время, стоит перед тяжелым выбором: направить эти ресурсы на содержание и оснащение армии постоянно устаревающим и нуждающимся в обновлении вооружением в ущерб своей гражданской экономике и ее конкурентоспособности либо направить их на создание потенциала по производству новейшего вооружения, который может понадобиться в условиях войны или ее угрозы. В последнем случае страна довольствуется содержанием небольшой армии мирного времени и не стремится догнать и тем более превзойти своих вероятных противников в численности армии и количестве ее вооружения.
5.4.
Советский Союз в течение десятилетий пытался превзойти своих противников в наличной военной мощи, не обращая внимания на тот ущерб для своего экономического потенциала, который стал неизбежным следствием погони за военным паритетом и тем более превосходством над экономически более сильными противниками. Исторический опыт показывает, что многочисленные Вооруженные Силы являются отнюдь не самым важным фактором военной мощи, определяющим исход войны. Решающее значение в современной войне (как «горячей», так и «холодной») - при наличии надежного ядерного сдерживания - будут иметь оптимальные по численности и боевым возможностям (т. е. соответствующие экономическим ресурсам страны) Вооруженные Силы, а также - и прежде всего - военный и военно-экономический потенциалы и система мобилизационной подготовки как Вооруженных Сил, так и экономики в целом.
5.5.
Сама по себе малочисленность регулярных Вооруженных Сил отнюдь не всегда свидетельствует о военной слабости государства. Немецкий рейхсвер вплоть до середины 30-х гг. ХХ в. не превышал 100 тыс. человек, что не помешало Германии в течение нескольких лет развернуть многомиллионную армию перед Второй мировой войной.
Массовое производство Советским Союзом военной техники в 30-е гг. маскирует тот факт, что основные усилия советского руководства в эти годы направлялись все же не на развертывание многочисленной армии и ее ускоренное переоснащение новой техникой, а на развитие базовых отраслей экономики (металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика и т.д.) как основы развертывания военного производства в случае войны. Вся система мобилизационной подготовки в эти годы, как и в послевоенный период, примерно до середины 60-х гг. была ориентирована не столько на создание специализированной военной промышленности, сколько на развитие экономического и научного потенциала страны.
5.6.
К сожалению, ко времени распада СССР советская мобилизационная система не только безнадежно устарела, но и основательно подорвала как экономику, так и обороноспособность страны в целом. Принятая система мобилизационной подготовки отличалась крайней расточительностью и неэффективностью. Ее сердцевиной было содержание резервных мощностей по производству образцов военной техники, уже состоящих на вооружении, в то время как США готовили свою промышленность к производству в случае войны новых, более эффективных и пригодных к массовому производству гражданской промышленностью образцов вооружения (так называемых мобилизационных образцов). Парадокс состоял в том, что США при этом использовали ту систему мобилизационной подготовки, которая принесла победу СССР в Великой Отечественной войне.
5.7.
Совершенно ясно, что в гипотетической следующей серьезной войне России не удастся еще раз добиться превосходства над противником в количестве вооружения. Значит, основное внимание должно быть обращено на качественные характеристики Вооруженных Сил и всего оборонного комплекса. Нынешняя многочисленная Российская армия в значительной мере просто проедает те скудные ресурсы, которые общество может выделить на нужды обороны.
5.8.
Очевидно, что рассчитывать на мобилизационное развертывание военной промышленности в условиях большой войны, как в 1941-1945 гг., впредь не приходится. Даже в широкомасштабной обычной войне, не говоря уже о ядерной, как показал балканский опыт 1999 г., более не будет непоражаемого тыла: глубокие ракетно-авиационные удары способны быстро вывести из строя энергоснабжение, транспортную сеть, основные предприятия и склады, что помешает налаживанию военного производства.
5.9.
В современных условиях традиционное мобразвертывание промышленности может просто не понадобиться. Период такого развертывания намного дольше, чем вероятная продолжительность широкомасштабной обычной войны, как и сроки производства сложнейших современных образцов вооружений: разнообразных ракет, самолетов, бронетанковой техники, не говоря уже о кораблях и подводных лодках. Значит, нужна принципиально новая система мобилизационной подготовки экономики, ориентирующаяся на способность гражданской промышленности выпускать в случае необходимости новые системы оружия, не требующие длительных сроков изготовления и содержания в мирное время специальных мобмощностей по производству ВиВТ с длительными производственными циклами.
5.10.
Что касается локальных войн, то для их ведения не нужно ни призыва военнослужащих запаса, ни мобразвертывания промышленности. Профессионально-контрактные части и соединения лучше всего приспособлены к ведению таких операций. Для них достаточно иметь складские запасы матобеспечения, ГСМ и потенциал развертывания производства боеприпасов, спецтоплива и ЗИП, а также широкую и эффективную ремонтную базу. |