2.1. Масштабы коррупции
К концу 1999 г. коррупция в России приобрела системный характер. Это
выражается в следующем.
2.1.1. Государственная политика диктуется частными интересами
лиц, находящихся у власти и способных влиять на власть в масштабах,
превосходящих деятельность власти по реализации общественных
интересов. Ключевые решения, оказывающие максимальное воздействие на
жизнь общества, принимаются на коррупционной основе или для
прикрытия коррупционеров, находящихся в зависимости от разнообразных
«теневых» фигур. 2.1.2. Дополнительные и теневые доходы
на сегодняшний день составляют не только основную, но и необходимую
часть дохода чиновников.
2.1.3. Государство активно использует теневые формы
стимулирования и мобилизации доходов. Это означает, что коррупция
стала необходимым элементом функционирования той общественной
системы, которая сложилась в России.
2.1.4. Принципиально, что формирование общественного сознания
при помощи государственной политики в области СМИ также во все
большей степени осуществляется, исходя из коррупционных интересов.
Достаточно указать, что все чаще приходится слышать о неопасности
или принципиальной нераскрываемости экономических преступлений, из
чего делается вывод о ненужности или невозможности борьбы с ними.
Показательно, что число осужденных за взяточничество сократилось по
сравнению с 1980 г. почти в три раза, а вероятность попасть в тюрьму
после возбуждения прокуратурой уголовного дела по обвинению во
взяточничестве не превышает 8%. Но и в рамках этих 8% подавляющему
большинству осужденных за взяточничество назначается более мягкое
наказание, чем это предусмотрено законом.
2.1.5. Прямые потери от коррупции ведут к уменьшению доходов
государственного бюджета, косвенные уменьшают объем производимого
валового национального продукта. Нижняя граница прямых потерь
составляет примерно 20 млрд. долл. в год, что соответствует доходной
части бюджета на 1999 г.
2.2. Укорененность в общественном сознании
Коррупция стала нормой российской жизни. О принципиальной разнице в
отношении к ней в России и в остальном мире можно судить по реакции
на один и тот же скандал с отмыванием российских денег двух крупных
затронутых им чиновников: директора-распорядителя МВФ М.Камдессю и
многих высших российских государственных чиновников, обвиненных в
коррупции в России или за рубежом.
Камдессю всерьез засобирался в отставку, столкнувшись лишь с намеком
на то, что деньги МВФ разогревали котел коррупции.
В России чиновники только что не насмехаются над обвинениями,
зачастую даже не пытаясь их опровергать, даже если обвинения
выглядят в глазах общества достаточно правдоподобными.
2.3. Последствия коррупции
2.3.1. Экономические
- Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в
бюджет и лишает государство рычагов управления.
- Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает
предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные
отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто
связанные с организованной преступностью), снижает эффективность
экономики в целом.
- Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение
честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка,
и авторитет государства как арбитра и судьи. Практически сложилась
ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования
цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий,
экономического роста.
- Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств
(принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление
эффективных собственников.
- Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный
кризис.
- Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что
перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.
- Коррупция в органах государственного управления разлагает не
только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций.
Соответственно происходит общее снижение эффективности управления -
как государственного, так и коммерческого.
- Управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с
интересов развития страны на интересы ее разворовывания.
- Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию,
делает невозможным привлечение не только иностранных, но и
российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей
развития. Взятки - это сгнившие или непоявившиеся инвестиции.
- Коррупция в нынешних российских масштабах практически исключает
возможность успешного экономического развития. Для не имеющих
поддержки власти развитие невозможно, так как завтра власть вас
разорит и за это никто не будет отвечать. Для тех же, кто с властью
дружит, более рентабельны инвестиции не в реальный сектор и
развитие, а в краткосрочные операции: финансовые спекуляции, передел
собственности и дальнейшее коррумпирование власти.
2.3.2. Социальные
- Коррупция создает организованную преступность как устойчивое
общественное явление, так как она не может существовать сколь-нибудь
долго без сращивания с государством.
- Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем
самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.
- Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие
социальные программы.
- Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще
богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а
с ней - и высокую социальную напряженность.
- Охватывая жизненно важные сферы (например, образование и
здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные
средства от целей общественного развития и усиливает деградацию
общества - не только социальную и интеллектуальную, но и
биологическую.
- Коррупция дискредитирует право как основной инструмент
регулирования жизни государства и общества, формирует устойчивые
представления о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед
государством.
- Распространяясь «сверху вниз» и пронизывая все уровни общественной
жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает
терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже
к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие
коррупции как единственно возможной в России формы эффективных
отношений между обществом и государством.
2.3.3. Политические
- Коррумпированность правоохранительных органов и государства в
целом усиливает организованную преступность и открывает ей дорогу к
политической власти.
- Коррупция смещает политические цели от общенационального развития
к обеспечению власти (и преемственности власти) олигархических
группировок, содействует формированию «корпоративного государства»
вместо «государства равных возможностей».
- Меняя мотивацию управленцев, коррупция меняет мотивацию всего
государства и бизнеса. Государство перестает служить тем, кто платит
деньги ему как целому, и начинает служить тем, кто оплачивает его
отдельные элементы. Тем самым оно исчезает как целое, распадается на
группы выразителей отдельных интересов, не скрепленных ни
организацией, ни ответственностью. Именно в этом главная проблема
Российского государства: сегодня его не существует как целого!
Объединить его части во что-нибудь дееспособное нельзя без резкого
снижения уровня коррупции.
- В коррумпированном государстве права человека, ответственность
власти, свободные выборы и другие фундаментальные элементы
демократии существуют в крайне ограниченном и извращенном виде, что
резко сокращает эффективность государства. Демократия превращается в
ширму, прикрывающую господство более или менее криминальных
структур.
- С учетом доминирующего положения зависимых от государства СМИ коррупция в
органах государственного управления способствует созданию «манипулятивной демократии», при которой внешнее сохранение
демократических институтов сопровождается их полной подчиненностью
воле узкого круга государственных чиновников и зачастую оплачивающих
их и слившихся с ними «олигархов». Как отмечают российские
политологи, «манипулятивная демократия» в принципе не отличается от
тоталитаризма - системы, при которой общество не может влиять на
государство, а последнее свободно от ответственности перед обществом
и представляет собой элемент его приспособления к условиям
информационной эры.
- Коррупция ведет к потере властью легитимности внутри страны.
Следствие этого - всеобщее отторжение, дезорганизация государства,
что делает необходимым смену руководства России.
- Коррупция ведет к потере российским руководством легитимности во
внешнем мире и дискредитации России, создает реальную угрозу
возникновения вокруг нее частичного «санитарного кордона» и
выталкивания ее на так называемый африканский путь развития, который
означает не только невозможность возврата в число богатых и
влиятельных стран, но и повышенную угрозу территориального
разрушения.
- Коррупция дискредитирует демократию как таковую и создает угрозу
установления диктатуры на антикоррупционной волне.
Коррупция не оставляет нашему обществу приемлемых перспектив.
Поэтому борьба с ней - категорический императив оздоровления России,
условие установления прочного порядка и динамичной стабильности.
Однако сегодня коррупция стала образом жизни целой страны. За 10 лет
непрерывных, хотя и не всегда осознаваемых, усилий реформаторы
построили недееспособное кланово-олигархическое государство, сродни
средневековым государствам.
Бороться с коррупцией - значит бороться с этим государством за
глубочайшую государственно-правовую реформу. |