Здоровые силы России не одиноки в своей борьбе с коррупцией. Еще в середине
90-х гг. мировое сообщество осознало, что в условиях формирования глобального
финансового рынка криминальные деньги могут стать фактором дестабилизации не
только развивающихся, но уже и развитых экономик.
Это связано с изменением мотиваций под действием коррупции, которая превращает
значимые элементы государства в принципиально антигосударственные силы,
ориентирующиеся зачастую на зарубежные интересы. Наряду с проблемой наркомафии
это стало одной из причин активизации борьбы с международной преступностью и
коррупцией. Проблема «К» была запретной для обсуждения в наиболее престижных
международных организациях еще 5 лет тому назад. Сейчас положение резко
изменилось.
В этой борьбе развитые страны сделали не просто шаг, а прыжок навстречу России.
Одной из ключевых причин ее включения в «большую восьмерку» стало осознание «большой семеркой» невозможности борьбы с мировой организованной преступностью
без ее активного участия.
В частности, по имеющейся информации, был зафиксирован «кругооборот» российских
капиталов. Уходя из России в США и Западную Европу, они шли затем в «золотой»
или «серебряный» «треугольники» (территории в Юго-Восточной Азии и Колумбии,
производящие соответственно опиум и кокаин), оттуда - в Гонконг и Японию, а
затем возвращались в основном в Европу, увеличившись по пути в два раза. В
результате на каждый доллар, вышедший из России, приходилось два наркодоллара,
вернувшихся в развитые страны - со всем грузом криминальных, социальных и
политических проблем.
Таким образом, несмотря на самолюбивые заявления российских представителей,
Россия была допущена в G7 не только из-за своего политического, стратегического
и тем более экономического значения, но и из-за криминального значения для
вовлечения в совместную борьбу с оргпреступностью. Характерно, что при этом на
Западе, в отличие от «большой семерки», говорили лишь о «группе восьми»: «Great
7», но «Group 8».
К сожалению, Россия, возможно, упустила свой шанс, зазнавшись и забыв о
некоторых целях ее приглашения. Ее представители, убаюкав общество сладкими
речами о его мнимой экономической значимости, использовали нежданно полученный
плацдарм не столько для борьбы с коррупцией, сколько для выколачивания из Запада
экономической помощи.
В результате аванс, полученный Россией, так и не был отработан ее
представителями, и это стало одной из причин жесткости международного
коррупционного скандала, принимающего порой и прямо антироссийский характер.
При этом дело доходит фактически до попыток развалить Россию. Так, в Конгрессе
США подготовлен законопроект «О восстановлении экономики и справедливости в
России», предполагающий перенос акцентов помощи международных финансовых
организаций с Правительства России на «реформаторски настроенные» регионы.
Для США коррупционный скандал еще до чеченской войны стал поводом обождать с
финансированием России до выяснения результата выборов.
У России есть только один выход: играть по правилам. В цивилизованном мире
подробно и гласно анализируют все обвинения, обязательно исправляя недостатки
(они есть у всех) и обязательно карая за клевету.
Мы еще можем превратить антироссийское шоу в триумф международного
сотрудничества. Для этого нужно перехватить инициативу - энергично взяться за
расследование, самим став его главным мотором, имея в виду признание выявленных
реальных фактов. Принцип должен быть прост: война против криминала и коррупции
должна стать войной не против России, а за нее, за ее оздоровление, за ее
будущее.
И в этой борьбе даже самый оголтелый коммунист может сделать только одно -
встать плечом к плечу с Конгрессом США против общего противника - коррупции,
которая, по Радищеву, «чудище обло, озорно, стозевно и лаяй».
Это возможно, если руководство России очистит себя. Сегодня его продолжающаяся
пассивность вызывает новые опасения. Сейчас во многих развитых странах Европы
уже идет выявление и блокирование «русских денег», идет выявление реальных
собственников престижной недвижимости. В России об этом практически молчат,
усугубляя тем самым поражение в «информационной войне», продолжая подрывать свою
репутацию.
Если государство молча смиряется с потерей легитимности в мире из-за обвинений в
коррупции, значит, в обществе должны появиться силы, которые временно, до
оздоровления государства, возьмут на себя его функцию честного противодействия
информационной войне. Эти силы должны, не боясь обвинений в недостатке квасного
патриотизма, честно признать то страшное положение, которое есть, решительно
опровергнуть преувеличения и предложить путь искоренения существующих пороков
совместно с добросовестными силами мирового сообщества - естественно, таким
образом, чтобы это не вело к подрыву или ограничению суверенитета.
Это - реальная платформа и идеология нового объединения всех здоровых сил
страны. Это - платформа для прорыва России в следующую эпоху. Это - единственный
путь вперед.
Однако, намереваясь противодействовать коррупции, мы должны ясно понимать, что
любые реальные и последовательные действия в этом направлении могут встретить
лишь самое ожесточенное сопротивление, в том числе и со стороны значительной
части государства. Слишком много тех, кто извлекает личную выгоду из коррупции;
более того, реальная борьба с коррупцией может поначалу даже и привести к
некоторому обострению ситуации. Организм, в котором болезнь зашла слишком
далеко, на лечение может отреагировать острым кризисом.
Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией ведет к ее
дальнейшему развитию и укоренению. Наша задача - не допустить, чтобы борьба с
коррупцией в очередной раз превратилась в имитацию борьбы, сведение политических
счетов или приход к власти тоталитарных лидеров.
Будущее России пока все еще в наших руках. |