1.1. Не следует смешивать процесс конституционной реформы,
продолжающийся с 1993 г., и лозунги о необходимости реформы Конституции.
Популярность лозунга о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации и
новый этап его эскалации являются следствием ряда объективных и субъективных
причин.
1.2. По-прежнему сохраняется раскол политической элиты на федеральном
уровне, формально проявляющийся в виде конфликта ветвей власти.
1.3. Поскольку оказались разрушены наиболее действенные - финансовые и
организационные - инструменты борьбы за политическое влияние, именно «тихая
юридическая революция» становится главным способом передела власти.
1.4. Усталость и разочарование, вызванное отсутствием социально значимых
результатов реформ, отсутствие ясных перспектив вызывают у людей настроения
нетерпения, стремление немедленно изменить ситуацию с помощью «простых» решений
(поменять правительство, отправить в отставку президента, изменить Конституцию).
Эти массовые представления используются противниками существующей системы
власти.
1.5. Вопрос о необходимости кардинального изменения Конституции ставят те
политические силы, которые реально не имеют возможности прихода к власти через
всенародные выборы президента. Те, кто уверен в своей способности победить на
выборах, настаивают на сохранении сильной президентской республики.
Оппозиционные силы, которые понимают, что их представитель не сможет добиться
поста главы государства, ставят вопрос об ограничении президентских полномочий и
даже об установлении парламентской республики.
1.6. Вместе с тем существуют очевидные с точки зрения авторов слабости
нынешней Конституции.
Конституция предоставляет президенту практически неограниченные возможности по
своему усмотрению изменять конфигурацию власти, что потенциально способствует
деградации и разложению президентской власти: в ситуации, когда в стране крайне
слабо гражданское общество, парламент относительно малоэффективен, свобода
средств массовой информации имеет ограниченный характер, общество политически не
структурировано, политикообразующий класс в значительной степени
дезориентирован, чрезвычайно широкие президентские возможности в политической
сфере президентских полномочий могут оказаться опасными вне зависимости от
личности президента. Кроме того:
- правительство практически не подотчетно парламенту, а парламент не может
ощущать своей ответственности за действия правительства;
- в Конституции заложен не баланс, а конфликт исполнительной и представительной
властей на федеральном уровне;
- противоречиво описываются принципы федеративного устройства России.
|