2.1. Существует диалектическое единство между двумя
противоположностями: необходимостью стабильного состояния Основного закона и
одновременно необходимостью внесения в него поправок, изменений, диктуемых самой
жизнью.
Реалии жизни и логика становления правового государства требуют стабильности
Основного закона страны.
Если каждые четыре года в России будут проходить согласно действующей
Конституции регулярные выборы президента, то это не означает, что каждые четыре
года Конституция должна меняться. Конституция должна сохраняться как Основной
закон, как ядро правовой системы государства, содержащее принципиальные
положения.
К таким положениям относятся признание и гарантирование прав и свобод человека,
сохранение исторически сложившегося единства нашего государства, гарантии
гражданского мира и политической стабильности.
Основополагающим является также разделение властей и требование их согласованной
работы как основы федеративного устройства государства. Все эти принципы
составляют суть Конституции, и они должны оставаться неприкосновенными.
Вместе с тем Конституция, особенно у такой молодой демократии, каковой является
Россия, не может считаться абсолютно неприкасаемой, иначе из инструмента
развития она может стать причиной стагнации, консервации оказавшихся
неэффективными институтов.
2.2. В принципе ни одна конституция не гарантирует того, что власть будет
работать точно по ее букве. Это не должностная инструкция. Поэтому всегда есть
«люфт» между конституционными нормами и реальной практикой. Важно только
понимать, какого объема этот «люфт».
В российских условиях, когда существует достаточно качественная с юридической
точки зрения, но «воздушная» Конституция, остается много пространства для
маневра власти. Но, к сожалению, наша власть еще не научилась разумно
пользоваться этим маневром, поскольку в России еще не сложилась та политическая
и правовая культура, которая существует, например, на Западе.
Поэтому выхода два: либо приложить все усилия для того, чтобы власть
неукоснительно следовала нормам Конституции и повышала свою политическую и
правовую культуру, либо сделать саму Конституцию менее «воздушной», более
жесткой, исправить ее наиболее очевидные недостатки. Ясно, что совершенствование
такой культуры - процесс, который может растянуться на поколения. Это - аргумент
в пользу внесения определенных изменений в Конституцию.
2.3. Потенциал действующей Конституции сегодня далеко не использован.
2.3.1. Для того чтобы Основной закон заработал в полную силу, требуется не
менее десятка лет планомерной законотворческой и правоохранительной работы,
принятие большого количества законов и подзаконных актов.
2.3.2. Однако многие базовые законы, в том числе предусмотренные в самой
Конституции, до сих пор не приняты. Не приняты законы, необходимые для того,
чтобы в полную силу заработали «приводные ремни» Конституции, чтобы были реально
созданы конституционные сдержки и противовесы, отсутствие которых и толкает
многих граждан, политиков на постановку вопроса об изменении Конституции.
2.3.3. Далеко не исчерпаны иные правовые механизмы совершенствования
Конституции Российской Федерации.
Практически не использован потенциал Конституционного суда в деле
совершенствования Основного закона. Согласно Конституции и закону именно
Конституционный суд способен сглаживать неудачно сформулированные или
«пробельные» места Конституции. Именно Конституционный суд имеет право толковать
Конституцию, а также принимать решения по конкретным делам, в частности по
спорам о компетенции. Этот механизм является на сегодняшний день политически
безопасным и юридически безупречным способом добиться постепенной эволюции
Конституции в желательном направлении без изменения ее сути.
2.3.4. В нормах действующей Конституции РФ нет запретов на формирование
коалиционного правительства, повышение парламентского контроля за деятельностью
Кабинета министров или перераспределение полномочий между ветвями власти. Как
показывает опыт многих зарубежных государств, для достижения этих целей
достаточно консенсуса политических сил, установления соответствующих «правовых
обычаев», а также принятия ряда федеральных законов (принятия закона об
организации власти в субъектах Российской Федерации, изменения закона о
правительстве и др.).
2.4. Призывы изменить баланс властей в Конституции таким образом, чтобы
превратить Российскую Федерацию из президентской в парламентскую республику,
чрезвычайно опасны. Необходимо четко понимать: без сильной (со всеми разумными
ограничениями) президентской власти, самого института президентства Россия
обречена на постоянную смуту, загнивание и в конечном итоге - развал.
Необходимость сильной президентской власти, единого Центра, главы государства -
закономерная потребность российского общества, исторически проживающего на
исключительной по своим масштабам территории многонационального федеративного
государства и сохраняющего традиции уважительного отношения к сильной
центральной власти.
2.5. Сегодня, на рубеже веков, когда в России начинается масштабное
обновление всей системы власти, общество имеет реальный шанс найти необходимый
консенсус, с тем чтобы обновленная Конституция соответствовала обновленной
системе власти, вызовам нового тысячелетия.
Тема совершенствования действующей Конституции Российской Федерации крайне важна
и актуальна. За шесть лет существования новой российской Конституции накопился
конкретный опыт взаимодействия властей, практические представления о том, какие
нужны усовершенствования, чтобы государственный механизм функционировал более
эффективно, чтобы на деле была реализована заложенная в Основном законе модель
нашей страны как демократического федеративного правового государства.
2.6. Обсуждая проблему совершенствования Конституции, а тем более - выбор
различных концепций Основного закона, необходимо понимать, что каждая
конституция предъявляет определенные, очень жесткие требования к уровню правовой
культуры общества.
Образно говоря, парламентская республика - это велосипед одноколесный,
президентская республика - двухколесный, а президентско-парламентская -
трехколесный, самый устойчивый.
«Чистая» президентская республика в чистом виде в России вряд ли будет работать,
потому что она требует гигантского объема готовности к компромиссам, которого у
нас нет.
2.7. Наш общий вывод: Конституцию стоит начинать изменять, но необходимо
подходить к этому процессу осторожно, постадийно.
2.8. Президентские выборы, вступление в период «управляемой демократии» создают
условия, когда изменение Конституции реально может инициировать только один
человек - новый Президент России. Это дополнительный вызов для него. |