4.1. Конституционная реформа касается интересов всего общества,
поэтому необходимо по основным вопросам сформировать единую согласованную
позицию на базе широкой общественной дискуссии. В состав участников дискуссии
должны войти представители от обеих палат Федерального Собрания, Правительства,
Администрации Президента, а также видные общественные и политические деятели,
юристы, ученые, писатели.
Можно сформировать своеобразное Конституционное совещание из двух палат. В одну
войдут политики, в другую - общественность. Общественная палата в определенной
мере будет выполнять функции редакционной комиссии: политики ищут консенсус,
общественная палата помогает этот консенсус оформить, подкрепить общественным
мнением. Соответственно работа такого совещания должна завершиться подготовкой
политического итогового документа с перечнем согласованных минимально
необходимых поправок.
Дискуссию о необходимых переменах в Конституции нельзя вести на чьей-то одной
«площадке». Конституционная реформа затрагивает все общество, поэтому она должна
быть результатом общественного и политического согласия.
Единственный путь совершенствования Конституции - это взаимные консультации и
взаимное терпение.
4.2. Можно пытаться использовать и идею Конституционного собрания. Но тогда
стоит законодательным образом изменить порядок его созыва.
Однако Конституционное собрание вряд ли может быть суммарным объединением
депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, членов Конституционного,
Арбитражного, Верховного судов, членов Правительства и президента. Возможно,
необходимо продумать механизм двухпалатного и относительно компактного органа.
Нижняя палата - это только специалисты, разбирающиеся в том, какими должны быть
законы и их формулировки, а верхняя - это представители от ветвей власти.
4.3. Крайне важен вопрос о последовательности в работе по конституционной
реформе. Нужно через предварительные дискуссии и консультации (оптимально - по
инициативе президентской власти) составить действительно согласованную и
одобренную всем обществом стратегию изменения Конституции и определить
конкретные этапы ее реализации.
Не нужно замахиваться сейчас на грандиозные реорганизации, а выбрать по минимуму
то, что уже более-менее ясно, с чем все согласны, и подходить к этому вопросу с
минимальными задачами, а не с проектами больших конституционных революционных
преобразований.
4.4. К первой серии поправок мы считаем целесообразным отнести, в
частности, следующие:
- о представлении Госдумой Президенту РФ кандидатуры премьера с сохранением за
президентом права самостоятельно назначать премьера, если Дума не сможет
представить согласованную кандидатуру;
- об установлении перечня оснований для вотума недоверия Правительству;
- о введении института парламентского расследования (для обеих палат) с правом
назначать независимого прокурора;
- о возможности федерального вмешательства, осуществляемого Президентом РФ
совместно с судебными инстанциями, при грубых нарушениях Конституции РФ и
федерального законодательства руководителями субъектов Федерации;
- о введении права пожизненного сенаторства для лиц, занимавших пост Президента
Российской Федерации;
- об упрощении процедуры импичмента Президента РФ при одновременном исключении
из нее возможностей для проявления политических спекуляций.
4.5. На следующих этапах можно будет обсудить следующие поправки:
- о введении выборности членов Совета Федерации непосредственно населением
регионов;
- об изменении роли Президента РФ;
- о выборности или назначаемости руководителей субъектов РФ;
- о федерализации судебной власти;
- о статусе, задачах и функциях прокуратуры;
- о возможностях выбора местного самоуправления при одновременно более четких
гарантиях его самостоятельности и ответственности;
- о государственно-территориальной реформе (изменение числа и видов субъектов
Федерации).
|