2.1. В развитии федерализма в России традиционно выделяют три этапа:
- 1918-1936 гг. - создание основ социалистического федерализма;
- 1937-1985 гг. - утверждение фактического унитаризма в государственном
устройстве России;
- 1985-1993 гг. - попытки ликвидации формализма в федеративном устройстве
государства и реформы Федерации.
Несмотря на длительные дискуссии, за эти восемь десятилетий так и не были
окончательно решены ключевые вопросы построения реальной федерации. Какой она
должна быть? Договорной или конституционной, асимметричной или равной,
построенной по национально-территориальному или исключительно по
административно-территориальному принципу? Сохранить ли субъекты-«матрешки»
(административно-территориальное деление, при котором автономные округа входят в
состав края или области) или укрупнить их в единый субъект Федерации?
Но уже в 1992 г. сама жизнь заставила Центр и регионы взяться за разграничение
полномочий. В результате были подготовлены три договора о разграничении
полномочий (с республиками, с краями и областями, с автономными округами),
которые и составили Федеративный Договор, ставший впоследствии неотъемлемой
частью новой российской Конституции.
2.2. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом
нового этапа в построении федерализма как формы реальной демократизации власти.
Конституция закрепила положения, которые позволяют преодолеть две крайности: с
одной стороны, сепаратистские настроения республик (суверенитет вплоть до выхода
из состава России), с другой - возврат к унитарной структуре регионов.
Конституция 1993 г. закрыла дискуссию о природе федерации в России, четко
определив ее конституционно правовой статус, и по сравнению с Федеративным
Договором сделала шаг вперед - уравняла субъекты Федерации в правах и положила в
основу Российской Федерации не национальный, а территориальный принцип
(источником власти во всей стране и в каждом субъекте Федерации является не
этнос, не «титульная национальность», а все многонациональное население).
Но поскольку в этот период сохранялась острота политических проблем, продолжался
кризис государственного управления, не вошли в цивилизованные рамки процессы
становления региональных сообществ, то Конституция Российской Федерации не стала
унифицировать входящие в ее состав субъекты (республики, края, области,
автономные области, автономные округа, города федерального значения), а, оставив
определенную «асимметричность», заложила основные принципы, «общие правила»
построения подлинной федерации (см. ст. 4 и 5 Конституции Российской Федерации):
- суверенитет Российской Федерации на всей ее территории;
- верховенство на всей территории страны федеральной Конституции и федеральных
законов;
- государственную целостность страны;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
- равноправие субъектов Федерации между собой в их взаимоотношениях с
федеральными органами государственной власти.
2.3. Сегодня российский федерализм вышел на очередную, несомненно более
высокую ступень своего развития, которая, качественно отличаясь от
предшествовавших ступеней, в то же время отнюдь не означает завершения процесса
формирования самого федерализма: очевидны сегодняшние проблемы развития, в то же
время достаточно хорошо просматриваются как завтрашние трудности, так и
перспективы поступательного развития федеративных отношений.
Ведь сегодня Российская Федерация включает 89 субъектов, далеко не равных в
экономическом отношении.
Не завершено и закрепление национально-государственных основ российского
федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и
территориальных субъектов Федерации. В состав Российской Федерации входят 32
крайне разнородных национальных государственных образования, а 57 субъектов
имеют территориальную основу.
В перспективе можно предполагать, что экономико-географический федерализм будет
испытывать на себе влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений.
Возможно, реальные потребности экономики, необходимость создания крупных
экономических комплексов объективно приведут к сокращению числа субъектов
Федерации. Но «подталкивать» эти процессы политическими методами нельзя и крайне
опасно.
Незавершенность процессов формирования федеративных отношений порождает
асимметрию экономических прав различных субъектов Федерации. Де-юре все субъекты
Федерации равны, теперь необходимо добиться реального выравнивания прав и
обязанностей регионов. |