В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы
верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам,
принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также
приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации.
Эти принципы, с одной стороны, закрепляют единство правопорядка на всей
территории России, с другой - сохраняют широкие права субъектов Федерации в
пределах своей компетенции.
Однако именно эти принципы в наибольшей степени находятся сегодня под угрозой.
Наибольшую опасность для единства правового пространства страны представляют
следующие положения в законодательстве субъектов Российской Федерации:
5.1. Наличие конфедеративных элементов в законодательстве ряда субъектов
Федерации
Несмотря на ясно обозначенные в Конституции Российской Федерации принципы
государственного устройства, ряд основных законов субъектов Федерации содержат
по крайней мере элементы конфедеративного характера.
Так, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) в своих конституциях прямо именуются
«суверенными государствами»; Республика Коми, не называя себя суверенной, тем не
менее закрепила в своей конституции положение о «распространении
государственного суверенитета на всю территорию республики». «Экономический
суверенитет» провозгласила Карелия. В преамбуле двустороннего соглашения «О
дружбе и сотрудничестве» Башкортостан и Чувашия признают государственный
суверенитет друг друга. Башкирия пошла еще дальше, признав Абхазию в качестве
суверенного государства, в то время как по всем международным нормам она
является составной частью Грузии.
5.2. Тенденция вымывания российского суверенитета и отдельных суверенных
прав Российской Федерации конституционным (уставным) правом субъектов Федерации
в разных сферах общественной жизни
В том числе:
- установление субъектами в одностороннем порядке за собой права приостановления
действий законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат
Конституции (Уставу) или законам субъектов Федерации Саха (Якутия),
Башкортостан, Тыва, Коми;
- приостановление действия актов федеральных органов исполнительной власти,
противоречащих законодательству или интересам населения субъекта Федерации,
высказанным на референдуме (Саратовская область);
- закрепление отдельными республиками за собой права объявления военного
положения, принятия решений по вопросам войны и мира (Тыва);
- принятие республиканских законов о военной службе (Башкортостан, Саха
(Якутия), Тыва);
- установление субъектом Федерации порядка введения чрезвычайного положения на
его территории без согласования с Президентом Российской Федерации и Советом
Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная
Осетия, Ингушетия и ряд других);
- согласие субъекта Федерации на дислокацию на его территории воинских
формирований (Северная Осетия - Алания);
- определение природных ресурсов собственностью субъекта Федерации (Ингушетия,
Саха (Якутия), Тыва);
- регулирование вопросов внешней политики и международных отношений, заключение
международных договоров (Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Ингушетия,
Коми, Краснодарский край, Свердловская и Новгородская области).
5.3. Попытки ведения некоторыми субъектами Федерации самостоятельной
внешней политики
Расширение международных связей субъектов Федерации нередко сопровождается
прямым вмешательством в компетенцию Российской Федерации. На сегодняшний день
субъекты Федерации заключили более 200 соглашений со своими зарубежными
партнерами, включая суверенные государства (так называемые «диагональные
соглашения» между субъектом международного права и несубъектом международного
права).
Таким образом, международные связи субъектов Федерации все чаще соприкасаются со
сферой внешней политики.
Однако есть надежда, что вновь принятый Федеральный закон от 4 января 1999 г. №
4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей Российской
Федерации» позволит переломить сложившуюся ситуацию в этой сфере.
5.4. Случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина законодательством
субъектов Федерации
5.5. Противоречия между федеральным и региональным избирательным
законодательствами
В числе таких противоречий, например, введение неконституционных цензов
оседлости, образовательных и возрастных цензов для участников избирательного
процесса, попытки регионального законодателя регулировать вопросы, отнесенные
федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, что
нарушает принцип самостоятельности и независимости местного самоуправления от
органов государственной власти и др.
В качестве позитивного момента следует отметить, что значительное число
«избирательных ограничений» в субъектах Российской Федерации устранены рядом
решений Конституционного суда Российской Федерации.
5.6. Попытки вмешательства в федеральную компетенцию
Вызывает серьезную озабоченность то, что субъекты Российской Федерации принимают
законы, направленные на регулирование предметов ведения, относящихся к
федеральной компетенции. Среди них, например, регулирование порядка пребывания
иностранных граждан на их территории или «специфическое» прочтение норм закона о
свободе передвижения и выбора места жительства. |