Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Перспективы развития федерализма в России

Глава книги «Стратегия для России»

Проблема соединения федерализма с правовым государством

В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации.

Эти принципы, с одной стороны, закрепляют единство правопорядка на всей территории России, с другой - сохраняют широкие права субъектов Федерации в пределах своей компетенции.

Однако именно эти принципы в наибольшей степени находятся сегодня под угрозой. Наибольшую опасность для единства правового пространства страны представляют следующие положения в законодательстве субъектов Российской Федерации:

5.1. Наличие конфедеративных элементов в законодательстве ряда субъектов Федерации

Несмотря на ясно обозначенные в Конституции Российской Федерации принципы государственного устройства, ряд основных законов субъектов Федерации содержат по крайней мере элементы конфедеративного характера.

Так, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) в своих конституциях прямо именуются «суверенными государствами»; Республика Коми, не называя себя суверенной, тем не менее закрепила в своей конституции положение о «распространении государственного суверенитета на всю территорию республики». «Экономический суверенитет» провозгласила Карелия. В преамбуле двустороннего соглашения «О дружбе и сотрудничестве» Башкортостан и Чувашия признают государственный суверенитет друг друга. Башкирия пошла еще дальше, признав Абхазию в качестве суверенного государства, в то время как по всем международным нормам она является составной частью Грузии.

5.2. Тенденция вымывания российского суверенитета и отдельных суверенных прав Российской Федерации конституционным (уставным) правом субъектов Федерации в разных сферах общественной жизни

В том числе:

  • установление субъектами в одностороннем порядке за собой права приостановления действий законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Федерации Саха (Якутия), Башкортостан, Тыва, Коми;
  • приостановление действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству или интересам населения субъекта Федерации, высказанным на референдуме (Саратовская область);
  • закрепление отдельными республиками за собой права объявления военного положения, принятия решений по вопросам войны и мира (Тыва);
  • принятие республиканских законов о военной службе (Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва);
  • установление субъектом Федерации порядка введения чрезвычайного положения на его территории без согласования с Президентом Российской Федерации и Советом Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия и ряд других);
  • согласие субъекта Федерации на дислокацию на его территории воинских формирований (Северная Осетия - Алания);
  • определение природных ресурсов собственностью субъекта Федерации (Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва);
  • регулирование вопросов внешней политики и международных отношений, заключение международных договоров (Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Ингушетия, Коми, Краснодарский край, Свердловская и Новгородская области).

5.3. Попытки ведения некоторыми субъектами Федерации самостоятельной внешней политики

Расширение международных связей субъектов Федерации нередко сопровождается прямым вмешательством в компетенцию Российской Федерации. На сегодняшний день субъекты Федерации заключили более 200 соглашений со своими зарубежными партнерами, включая суверенные государства (так называемые «диагональные соглашения» между субъектом международного права и несубъектом международного права).

Таким образом, международные связи субъектов Федерации все чаще соприкасаются со сферой внешней политики.

Однако есть надежда, что вновь принятый Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации» позволит переломить сложившуюся ситуацию в этой сфере.

5.4. Случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина законодательством субъектов Федерации

5.5. Противоречия между федеральным и региональным избирательным законодательствами

В числе таких противоречий, например, введение неконституционных цензов оседлости, образовательных и возрастных цензов для участников избирательного процесса, попытки регионального законодателя регулировать вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, что нарушает принцип самостоятельности и независимости местного самоуправления от органов государственной власти и др.

В качестве позитивного момента следует отметить, что значительное число «избирательных ограничений» в субъектах Российской Федерации устранены рядом решений Конституционного суда Российской Федерации.

5.6. Попытки вмешательства в федеральную компетенцию

Вызывает серьезную озабоченность то, что субъекты Российской Федерации принимают законы, направленные на регулирование предметов ведения, относящихся к федеральной компетенции. Среди них, например, регулирование порядка пребывания иностранных граждан на их территории или «специфическое» прочтение норм закона о свободе передвижения и выбора места жительства.

Содержание

Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Проблема соединения федерализма с правовым государством
Экономические основания российского федерализма
Проблемы развития бюджетного федерализма
Пути совершенствования российского федерализма
Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Проблема соединения федерализма с правовым государством
Экономические основания российского федерализма
Проблемы развития бюджетного федерализма
Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Проблема соединения федерализма с правовым государством
Введение
Концептуальные подходы
Этапы развития российского федерализма
Проблема соединения федерализма с правовым государством
Экономические основания российского федерализма
Проблемы развития бюджетного федерализма
Пути совершенствования российского федерализма

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012