Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. Часть 1.

Глава книги «Стратегия для России»
 Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. Часть 1.

Новые оценки, новые приоритеты и новые решения (продолжение)

1.4. Новое содержание и новые решения проблем расселения

Система расселения в Сибири и на Дальнем Востоке была и в перспективе останется наиболее подвижной. В первую очередь это касается небольших городов и поселков городского типа, расположенных в неблагоприятных или экстремальных природно-климатических условиях, удаленных от зон крупных городских агломераций и имеющих монопрофильную структуру экономики, базой которых являются предприятия, эксплуатирующие топливно-энергетические и иные невозобновляемые ресурсы.

Как уже отмечалось, основная часть этих городов и поселков возникла в советский период. Численность их населения, его половозрастная структура, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры определялись советскими представлениями о «социалистическом городе», воплощенными в соответствующих нормативных документах, частично действующих и до настоящего времени. Из 230 городов Сибири и Дальнего Востока 182 города возникли или получили городской статус именно в советское время. В послевоенный период (1946-1960 гг.) в этом макрорегионе возникло 50 новых городов, а с 1961 г. и до начала реформ - еще 57 городов. Кроме того, в Сибири и на Дальнем Востоке расположено около 600 поселков городского типа, т.е. практически каждый третий из находящихся на территории современной России.

Трансформация системы расселения, вероятно, может идти по трем направлениям. Первое из них связано с формированием компактных и недолговременных поселков вахтового типа. Второе направление - постепенное сокращение людности (приведение численности населения с реальным числом рабочих мест) и соответственно объектов социальной инфраструктуры, приводящее к переходу поселений в новую градостроительную категорию (например, из малого и среднего города в поселок городского типа). Третье направление связано с полной ликвидацией градообразующих предприятий и объективной невозможностью создания альтернативных рабочих мест или самообеспечения населения, ставящими под вопрос само существование населенных пунктов. Все эти направления социально небезопасны и могут стать поводом для обострения общественно-политической и социально-экономической ситуации. В то же время такая трансформация системы расселения естественна для рыночных условий функционирования природоэксплуатирующих градообразующих предприятий.

Особой остроты проблемы трансформации системы расселения достигают в населенных пунктах, лишившихся своей градообразующей базы (третье из вышеуказанных направлений). В мировой практике, а в последнее время и в России такие населенные пункты квалифицируются как депрессивные.

Из вышесказанного следует седьмой основополагающий вывод - необходимо законодательно закрепить на демографически кризисных и экономически несостоятельных территориях Сибири и Дальнего Востока возможность перевода отдельных населенных пунктов в категорию «депрессивных» с установлением особого статуса этих населенных пунктов, порядка финансирования органов местного самоуправления, правил регулирования прибытия населения из других населенных пунктов. Выезд жителей из этих населенных пунктов должен рассматриваться как приоритетное направление в федеральных и региональных программах переселения в Сибири и на Дальнем Востоке. Изменение статуса таких населенных пунктов может быть осуществлено только на основе федерального или регионального законодательства.

В связи с реальными опасениями резкого ухудшения социально-экономической ситуации в ряде ныне вполне благополучных населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока, что может произойти в результате изменения социальной политики руководства компаний или естественного прекращения деятельности градообразующих предприятий, эксплуатирующих исчерпаемые природные ресурсы, целесообразно предусмотреть меры, не допускающие повторения ситуаций, аналогичных тем, что имели место в леспромхозовских поселках, в поселках золотодобытчиков и т.п. поселениях, созданных в советское время. С этой целью рекомендуется принять федеральный закон, регламентирующий правила строительства и функционирования населенных пунктов, фактически создаваемых крупными корпорациями исходя из своих производственных нужд. Для того чтобы содержание таких населенных пунктов после ухода оттуда корпораций не легло на плечи местных, региональных и федеральных властей, целесообразно предусмотреть формирование в региональных бюджетах особых фондов оздоровления, направив в них часть рентных доходов корпораций (прежде всего от повышения мировых цен на сырье). С этой целью следовало бы законодательно установить порядок формирования таких накопительных фондов, предназначенных для решения будущих социальных проблем регионов, а также порядок управления фондами и целевого использования их средств.

Специально технологии оздоровления депрессивных территорий рассматриваются в главе 5.

1.5. Новое содержание и новые механизмы согласования интересов коренных малочисленных народов Севера, корпораций и государства

На поверхности современного восприятия проблем коренных малочисленных народов Севера находятся общеизвестные множественные факты физического вымирания, массового распространения тяжелых заболеваний, северного алкоголизма, аномально высокой этнической безработицы и т.д. Фундаментальными основаниями этих проблем следует считать кардинальные изменения всего уклада их жизни, сформировавшегося на протяжении последних 80 лет. За годы реформ сошла на нет политика государственного патернализма, изменились формы собственности в главной отрасли традиционного хозяйствования - оленеводстве, появились новые законы, реализующие идеологию общинного землепользования и т.д. В связи с миграцией из районов проживания русского населения эти районы стали более моноэтничными. Появились новые формы общественной организации и самоидентификации коренных малочисленных народов Севера. Все эти новации не компенсировали уход государства из сферы поддержки жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, но тем не менее они предоставили им определенный шанс для саморазвития, и уже имеются отдельные примеры удачного использования этого шанса. В то же время это породило новые проблемы.

Эти народы располагают правом на огромную часть северных территорий, где расположена основная доля экспортного природно-ресурсного потенциала России; указанное право закреплено в федеральном законодательстве, учитывающем требования международных конвенций. Интересы государства и корпораций по освоению природных ресурсов на территориях традиционной жизнедеятельности малых народов Севера возрастают, что может стать причиной острых конфликтов, в которых законные права общин этих народов на занимаемую ими территорию могут использоваться как «разменная карта» в политической борьбе и экономической конкуренции.

В современных и потенциальных территориальных притязаниях коренных малочисленных народов Севера следует видеть предпосылку для наиболее действенного и проверенного мировой практикой перехода к новым отношениям этих народов, корпораций и государства. В настоящее время государственное и корпоративное финансовое содействие аборигенному населению Севера имеет характер патернализма с присущими ему чертами безадресности, беспредметности и деструктивности к традиционному укладу их жизнедеятельности. Финансовые ресурсы коренным малочисленным народам Севера нужно предоставлять не в форме обезличенной «подачки», а в форме платы за пользование главным жизненным ресурсом этих народов - землями их традиционного хозяйствования. Только в таком случае между этими народами и корпорациями могут устанавливаться нормальные рыночные отношения, регулирование которых станет зависимым только от правовых установлений федеральных властей.

Из сказанного следует восьмой основополагающий вывод - необходимо разработать систему опережающих правовых мер (новые законы, поправки к действующим актам), которые поставили бы упорядочение земельных отношений на территориях проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в центр федеральной политики поддержки этих народов и создали бы исходные условия для их нормальных рыночных отношений (реальная плата за землю) с корпоративными землепользователями. Именно на этой основе можно было бы вывести современные отношения коренных малочисленных народов Севера и корпораций из зоны конфликтных ситуаций и «теневых» действий. Одновременно рекомендуется содействовать процессу формирования реального национального самоуправления в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, с тем чтобы эти органы могли бы выступать дееспособным партнером в решении вопросов, связанных с хозяйственным освоением природных ресурсов. Мировой и отечественный опыт подтверждает, что только действенное национальное самоуправление способно результативно вписывать традиционные виды хозяйствования в рыночную среду.

Содержание

Введение
Новые оценки, новые приоритеты и новые решения
Новые оценки, новые приоритеты и новые решения (продолжение)
Сибирь и Дальний Восток в судьбе и на карте России. Проблемы территориальных контрастов
Сибирь и Дальний Восток в судьбе и на карте России. Проблемы территориальных контрастов (продолжение)
Сибирь и Дальний Восток: проблемы интеграции и дезинтеграции
Введение
Новые оценки, новые приоритеты и новые решения
Новые оценки, новые приоритеты и новые решения (продолжение)
Сибирь и Дальний Восток в судьбе и на карте России. Проблемы территориальных контрастов
Сибирь и Дальний Восток в судьбе и на карте России. Проблемы территориальных контрастов (продолжение)
Сибирь и Дальний Восток: проблемы интеграции и дезинтеграции
Сибирь и Дальний Восток: проблемы интеграции и дезинтеграции (продолжение)
Демографическое будущее Сибири и Дальнего Востока
Программы и сценарии развития Сибири и Дальнего Востока. Многообразие возможных решений
Программы и сценарии развития Сибири и Дальнего Востока. Многообразие возможных решений (продолжение)
Программы и сценарии развития Сибири и Дальнего Востока. Многообразие возможных решений (продолжение)

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012