3.5. Реформы, политика и интеграция
Позиция авторов настоящей книги по отношению к реформам и их воздействию на
процессы регионального развития основывается на трех взаимосвязанных положениях.
Во-первых, под новейшими российскими реформами подразумевается вся совокупность
проведенных «сверху» трансформаций, в составе которых так называемые
экономические реформы занимают исключительно важное, но лишь одно из многих и
связанное с этими «многими» место.
Во-вторых, основной, принципиально значимый цикл «экономических реформ» уже
завершен, никакая реставрация прошлых дореформенных экономических отношений
невозможна, а неизбежные коррективы будут касаться только частных решений (доказанно
противозаконных), и главным становится нормализация деятельности в уже
реформированной экономической среде. Иначе говоря, следует как можно меньше
думать и говорить об исторически обусловленной обреченности и как можно активнее
действовать в исторически сложившейся и уже поэтому объективной неизбежности.
Представляется исключительно важным то обстоятельство, что на теперешнем, первом
постреформационном этапе действительность осознается не как нечто абсолютно
новое и построенное «с нулевого цикла», а как преимущественно прежнее,
замененное. Другими словами, результаты реформ предстают в виде поставленных в
принципиально новые условия прежних «схем размещения производительных сил»,
прежних предприятий и их основных фондов, прежних населенных пунктов с прежней
инфраструктурой и т.п.
В-третьих, системные по определению реформы не могут несистемно воздействовать
на изначально системные региональные ситуации и региональные проблемы. Здесь все
взаимосвязано, все работает (или не работает), подчиняясь объективным законам
системообразования. Эти законы нельзя произвольно трансформировать, но их нужно
знать или как минимум чувствовать их обязательность при разработке и реализации
того, что называют политикой.
Политические факторы интеграции (или дезинтеграции) субъектов Российской
Федерации (в нашем случае расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке) весьма
существенны. Хотя принято считать, что они лишь отражают социально-экономические
проблемы, роль политики и, главное, конкретных политиков в принятии
ответственных решений в рассматриваемой сфере постоянно возрастает.
Политический фон интеграционно-дезинтеграционных настроений в Сибири и на
Дальнем Востоке своеобразен и существенно отличен от того, что происходит в
европейской части России: тут нет, например, пресловутого «красного пояса», и
политическая оппозиция обращена не столько внутрь, сколько за пределы
собственных регионов - к Центру. Политические взгляды населения формируют не
только первые программы центрального телевидения, но и в значительной мере
местные СМИ и региональные лидеры. В этих условиях особое значение приобретает
доминирование общероссийского информационно-политического пространства с
паритетными действиями на нем региональных и местных властей и СМИ Сибири и
Дальнего Востока. Политический диалог в интеграционных процессах исключительно
важен, и его успех определяется не только встречами «за закрытыми дверями»
Президента Российской Федерации и главы того или иного региона.
Не менее важно для судеб России, Сибири и Дальнего Востока формирование в ХХI в.
трехсторонней системы активно взаимодействующих центров политической интеграции
- Кремля, Белого дома и Совета Федерации. Именно такая система, коллективно
ответственная за целостность России и за судьбу всех ее регионов, должна решать
проблемы, затрагивающие всю Российскую Федерацию и прежде всего способные
скорректировать параметры государственного устройства России.
До недавнего времени активно привлекалось внимание к несомненно позитивной
интегрирующей роли межрегиональных ассоциаций (среди них в первую очередь
отмечали ассоциации «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток»). Высказывались
также предположения о том, что на базе таких ассоциаций в перспективе возможно
осуществить «укрупнение субъектов Федерации». Такие проекты выдвигались,
например, для Красноярского края и Хакасии, для Хабаровского края и Еврейской
автономной области, для Камчатской области и Корякского автономного округа.
Однако самой радикальной была версия коренной трансформации
административно-территориального и административно-политического устройства
России с образованием не более 10 субъектов Федерации, в том числе всего
двух-трех на территории Сибири и Дальнего Востока. На ту же идею «сработало»
создание семи федеральных округов, в рамках которых начался процесс быстрого
образования структур централизованного выполнения ряда важнейших (прежде всего «силовых») функций государственного управления на территориях сгруппированных
определенным образом субъектов Российской Федерации. Все эти вопросы требуют
тщательного специального обсуждения, поскольку, по мнению ряда специалистов,
такие «объединительные» идеи в ближайшие десятилетия могут стать не менее
пагубными для целостности страны, чем идея создания «российской конфедерации
независимых государств».
Особую роль в интеграционных процессах сибирско-дальневосточных территорий и
европейских регионов России может сыграть укрепление института местной власти.
При этом создаются условия для решения одновременно двух проблем. Первая связана
с большой удаленностью от региональных центров и огромными территориями
большинства муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока; в этих условиях
требуется приближение власти к населению с формированием дееспособных органов
местного самоуправления по поселенческому принципу с одновременным укрупнением
ныне существующего районного звена со своим особым набором функций, не
повторяющих законодательно установленный комплекс из 30 «вопросов местного
значения». Вторая важнейшая проблема - создание политического климата,
противостоящего превращению региональных лидеров в единственную и неоспоримую
самовластную силу. Противостояния губернаторов и мэров, наиболее заметные именно
в Сибири и на Дальнем Востоке, должны смениться политикой согласования
интересов, учитывающих все разнообразие ситуаций на местном и региональном
уровнях.
Сибирь и Дальний Восток - органическая часть России XVI-XX вв. Распад многих
межрегиональных связей в конце ХХ столетия - это распад не территорий, а
«единого народнохозяйственного комплекса» СССР и СЭВ, построенных на началах, в
значительной степени отвергаемых новыми рыночными условиями. В то же время все
большая интегрированность Сибири и Дальнего Востока в принципиально новое
правовое, политическое, социальное и экономическое пространство России ХХI в.
жизненно необходима. Как было показано выше, для этого уже имеются некоторые
условия, но интеграция страны не может проходить «по улице с односторонним
движением», направленным с востока на запад. Требуется постоянная, системная, не
амбициозная и стратегически ориентированная политика Центра по созданию условий
для усиления интеграции европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком. |