Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Военное строительство и модернизация Вооруженных Сил России

Доклад Совета по внешней и оборонной политике Москва, апрель 2004 г.
 Военное строительство и модернизация Вооруженных Сил России

О кадровом сержантском корпусе

Одной из важнейшей задачей военного строительства в России становится создание корпуса кадровых младших командиров (сержантов). Отсутствие до последнего времени такого корпуса в Российской армии является наиболее ярким примером ее несоответствия магистральным путям мирового военного строительства.

Подготовка кадровых сержантов должна вестись в целях укомплектования данной категорией контрактников не только частей постоянной готовности, но и Вооруженных сил в целом. О масштабности подобной задачи (и искаженности пропорций между рядовым, кадровым сержантским и офицерским составом в российской армии) свидетельствуют следующие сравнительные показатели.

рядовые офицеры сержанты
Вооруженные силы США (тыс. человек) 621 218 547
Соотношение 2,85 1,0 2,5
Вооруженные силы РФ (тыс. человек) 687 400 нет*
Соотношение 1,37 1,0 0,0

Однако дело даже не в большой численности американского сержантского корпуса, а в его структуре и качественном уровне. Так, из 547 тыс. американских сержантов 241,5 тыс. являются простыми сержантами, 168 тыс. — штабс-сержантами, 100 тыс. — сержантами 1-го класса, 26 тыс. — мастер-сержантами и 10,6 тыс. — сержант-майорами (приведены звания сержантов сухопутных сил; в других видах вооруженных сил США звания обозначаются иначе).

Что такое, например, сержант 1-го класса? Это сержант, имеющий выслугу лет в сержантском звании не менее 15–18 лет, прошедший все ступени сержантской иерархии, начиная с простого сержанта, и получающий дополнительную подготовку при каждом повышении на специальных курсах. Но даже простому сержанту первое звание присваивается лишь после окончания академии для сержантского состава с продолжительностью учебы, в зависимости от специализации, до 55 недель. А во главе всей этой пирамиды стоит в сухопутных силах, например, сержант-майор, являющийся советником и консультантом министра и начальника штаба сухопутных сил и представляющий интересы сержантского корпуса в Конгрессе, правительстве и других организациях.

Таким образом, американский сержантский корпус — это стройная иерархическая структура, пронизывающая вооруженные силы сверху донизу и обладающая значительной автономией от офицерского и рядового состава.

В большинстве других армий мира служба в качестве сержанта также обеспечивает наиболее амбициозным представителям сержантского корпуса хорошо оплачиваемую и почетную карьеру до выхода в отставку. Так, в Бундесвере высшей должности — обер-штабс-фельдфебеля — можно достичь не ранее, чем в 50-летнем возрасте, последовательно пройдя (с соответствующим переобучением) должности унтер-офицера, фельдфебеля, обер-фельдфебеля, гаупт-фельдфебеля и штабс-фельдфебеля.

При этом в Бундесвере четко проводится грань между унтер-офицером-контрактником (Zeitsoldat , то есть «солдат на время») и унтер-офицером-профессионалом (Berufssoldat ), которым можно стать, прослужив в должности унтер-офицера-контрактника не менее 12 лет.

Чтобы достичь вершины своей карьеры, унтер-офицеру приходится зачастую сменить десятки должностей, расширив тем самым возможности своего использования, а значит и свою ценность для Бундесвера.

Не менее сложный путь приходится проходить, поднимаясь по ступеням своей военной карьеры и французскому сержанту. Так, чтобы получить следующую после сержанта (первой сержантской ступени) должность сержант-шефа (соответствует званию фельдфебеля в Бундесвере), надо прослужить не менее 3-4 лет. Для достижения следующей ступени адъютанта (обер-фельдфебеля) — не менее 6 лет. А адъютант-шефом (гаупт-фельдфебелем) можно стать лишь через 10-15 лет службы после получения первичного сержантского звания. Вершиной же сержантской карьеры во французской армии является должность мажора, достичь которой, по мнению экспертов, еще труднее, чем стать обер-штабс-фельдфебелем в Бундесвере.

Французские сержанты также делятся на контрактников и профессионалов. Подать рапорт о желании стать профессионалом солдат может только по истечении 4 лет службы, из них менее 2 лет в сержантской должности (после учебы в унтер-офицерской школе сроком в один год). Однако назначение в качестве профессионального сержанта происходит в среднем только после 9 лет службы по контракту в Сухопутных войсках, 10 лет в ВМС и 8,5 лет в ВВС.

Даже милиционные армии, большинство сержантов в которых, как, впрочем, и офицеров, являются призывниками, и которые после обязательной и сравнительно непродолжительной службы переводятся в резерв, не могут обойтись без кадровых сержантов. Так, в швейцарской армии насчитывается более тысячи унтер-офицеров-инструкторов, служащих в армии на постоянной основе после окончания специальной школы для инструкторов с продолжительностью обучения в один год с последующей обязательной практикой в войсках перед назначением на должность инструктора в одной из примерно ста унтер-офицерских школ. При этом каждые пять лет унтер-офицер-инструктор должен обучаться на специальных курсах повышения квалификации.

Продвижение сержантов по служебной лестнице жестко регламентируется. В армии США, например, где карьера сержанты формируется по принципу «если ты не растешь — уходи», разработана сложная система набора определенного количества очков как условия повышения по службе. Так, капрал корпуса морской пехоты для получения очередного звания «сержант» должен не только иметь 8 месяцев выслуги в предыдущем звании, но и набирать ежемесячно не менее 1600-1700 очков. Получить их непросто. Так, за сдачу тестов по физподготовке (бег на 3 мили в течение 18 минут, 20 подтягиваний, 100 подъемов корпуса из положения «лежа на спине») дается 100 очков. За каждый месяц службы в нынешнем звании дается 5 очков, за каждый месяц выслуги с первого дня службы в морской пехоте — 2 очка. За каждый дополнительно выбранный класс по программе подготовки даются 15 очков и т.д. Кроме того, по пятибалльной системе начисляются очки по специальности. Чтобы иметь шанс на повышение капрал должен набрать не менее 4,2–4,3 балла. Однако даже при наборе необходимого минимума очков и баллов присвоение сержантского звания происходит отнюдь не автоматически. Перед тем, как свое окончательное слово по каждому кандидату скажет соответствующий командир, вопрос рассматривается в двух специальных сержантских советах. Первый совет решает, достоин ли каждый из кандидатов присвоения следующего звания в принципе. Второй, так называемый центральный совет, выводит на базе минимального и максимального количества набранных всеми кандидатами очков средний показатель. Набравшие наибольшее количество очков претенденты представляются на повышение, разумеется, при наличии должностных вакансий.

Всего в американской армии имеются 5 официальных уровней мастерства (skills) для сержантов и 9 уровней должностных сержантских окладов.

Жесткие системы отбора сержантских кадров, особенно высшего звена, существуют и в армиях других стран. Например, в Бундесвере для того, чтобы стать профессиональным унтер-офицером (сержантом) унтер-офицеру-контрактнику необходимо не только закончить специальную унтер-офицерскую школу (профессиональный унтер-офицер Бундесвера не может быть в звании ниже фельдфебеля) и прослужить по контракту в унтер-офицерском звании не менее 12 лет, но и продемонстрировать четко выраженные командирские качества (включая способность к выполнению обязанностей командира взвода и роты). Ни один унтер-офицер, в том числе и в звании фельдфебеля, каким бы прекрасным техническим или хозяйственным специалистом он ни был, не может стать профессиональным унтер-офицером и подлежит увольнению с военной службы по истечении 12 лет контрактной службы.

Мы так много внимания уделяем вопросам подготовки сержантского состава потому, что считаем, что создание полноценного сержантского корпуса, при всей внешней скромности подобной задачи, является ключом к модернизации вооруженных сил и других войск и воинских формирований на современном этапе военного строительства.

Может создаться впечатление, что, подчеркивая роль сержанта, СВОП ломится в открытую дверь. Никто в Министерстве обороны этой роли и не отрицает. Так, министру обороны Сергею Иванову принадлежат следующие слова:

Не может быть настоящей профессиональной армии без профессионального сержанта. Боеспособная армия держится на сержантских плечах. Наша задача — добиться того, чтобы переход к добровольному принципу комплектования начался с формирования полноценного корпуса сержантов-контрактников — профессионалов своего дела, настоящих командиров и учителей для рядового состава.

Более того, в своем Послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 года Президент Владимир Путин заявил, что сержантский состав будет переводиться на профессиональную основу опережающими темпами. В свою очередь Минобороны уже объявило, что к 2008 году количество контрактников среди сержантов превысит 50,7%.

Приветствуя эти высказывания президента и министра обороны, а также стремление военного ведомства к увеличению числа сержантов-контрактников, мы считаем тем не менее возможным высказать следующие соображения.

На наш взгляд, начинать процесс формирования полностью контрактных частей следовало бы с укомплектования их специально подготовленными для работы в таких частях сержантами-контрактниками и лишь после этого комплектовать их рядовым составом. Сейчас же, насколько мы можем судить, комплектование таких частей сержантским и рядовым составом идет параллельно.

Мы также считаем, что Вооруженные Силы, как и другие войска и воинские формирования, должны быть полностью и в сжатые сроки (не более 3-х — 5-ти лет) укомплектованы сержантами-контрактниками первичного (взводного) звена, чтобы затем на их основе начать подготовку сержантов на профессиональной основе (по образцу, например, унтер-офицерского корпуса ФРГ или сержантского корпуса во Франции), на что потребуется не менее 10-15 лет. Планируемый Минобороны перевод к 2008 году 50,7% всех сержантов на контрактную основу означает, что при таких темпах полное насыщение армии даже простыми сержантами-контрактниками первичного (взводного) звена, не говоря уже о сержантах-профессионалах, произойдет не ранее 2012-2013 годов.

А между тем появление сержантского корпуса, полностью укомплектованного на контрактной и профессиональной основе, привело бы к радикальному улучшению состояния российской армии.

Во-первых, была бы выбита почва из-под «дедовщины», расцвет которой, по нашему убеждению, прежде всего связан с отсутствием в армии института кадровых сержантов.

Во-вторых, появилась бы возможность резкого сокращения офицерского состава, численность которого в разы превышает установившиеся пропорции между офицерским и рядовым составом в современных армиях. К примеру, российская армия насчитывает почти вдвое больше офицеров, чем американская при примерно равной численности рядового состава. Главная причина такой диспропорции — отсутствие полноценных сержантов, обязанности которых ложатся на плечи офицеров. Исчез бы такой бич армии, как нехватка младших офицеров и необходимость в призыве лейтенантов-двухгодичников, которые, конечно же, не способны заменить кадровых офицеров. К тому же такой призыв вызывает серьезное раздражение в обществе, работает против престижа Вооруженных сил.

И, возможно, самое главное — у офицеров высвободилось бы время, которое они могли бы посвятить повышению своего профессионального образования и семьям. Кроме того, радикальное сокращение офицерского корпуса позволило бы решить такую острую, усугубляющуюся из года в год и кажущуюся неразрешимой проблему как необеспеченность офицеров жильем.

Потенциальные возможности повышения эффективности российской оборонной системы путем создания кадрового сержантского корпуса настолько велики, что, на наш взгляд, задача создания такого корпуса должна занять приоритетное место в деле решения национальной задачи модернизации вооруженных сил. А это значит, что она должна решаться, по нашему убеждению, в рамках государственной целевой программы (по типу программы создания частей постоянной готовности) с гарантированным финансированием и жестким графиком исполнения при широком общественном обсуждении хода ее разработки и выполнения.

Необходимость такой программы диктуется тем, что на создание и содержание полноценного сержантского корпуса потребуются затраты, сопоставимые с расходами на содержание офицерского состава. Ведь в современных армиях на одного рядового солдата приходится один сержант, а на одного офицера — не менее трех сержантов. Это значит, что при нынешней численности рядового и сержантского состава российской армии (включая прапорщиков и сержантов-призывников) в 860 тыс. человек ей понадобится более 400 тыс. сержантов-контрактников. Если же ориентироваться на западные стандарты соотношения офицеров и сержантов, то при сохранении нынешней численности российского офицерского корпуса (400 тыс. человек) армии понадобилось бы около миллиона сержантов.

Конечно, появление полноценных сержантов, как контрактников, так и особенно профессионалов, позволит со временем сократить число офицеров, что, в свою очередь, резко уменьшит потребность в сержантах. Так, при сокращении числа офицеров вдвое, то есть до 200 тыс. человек (это соответствует нынешней численности офицеров в американской армии) потребность в сержантах сократится на 600 тыс. человек.

Однако в любом случае создание кадрово-контрактного корпуса младших командиров потребует огромных дополнительных расходов. Возрастет не только число сержантов. Совершенно очевидно, что их жилищные условия должны быть лучше, чем у рядового состава. Кроме того, понадобятся немалые средства на создание практически заново разветвлено и многоступенчатой сети учебных заведений по профессиональной подготовке младших командиров, которая должна располагать высококвалифицированными преподавательскими кадрами.

О масштабе подобной задачи говорит хотя бы то, что, например, только в сухопутных войсках Бундесвера подготовка унтер-офицеров ведется по 328 различным специальностям. Ведь задача сержантов в современной армии — это не только подготовка новобранцев к военной службе. На их плечах лежит также обслуживание сложной военной техники, выполнение большого объема штабной работы и многие другие функции*. Ясно, что без мощной государственной поддержки одному Министерству обороны с задачей подобного масштаба не справиться. Надо также трезво понимать, что намеченный перевод к 2008 году половины нынешних сержантов на контрактную основу — это хотя и давно назревший, но сравнительно небольшой шаг на пути к созданию кадрового сержантского корпуса, пронизывающего армию снизу доверху.


*Правда, в Российской армии имеется около 170 тыс. прапорщиков, однако многие военные специалисты не рассматривают их в качестве полноценных младших командиров. Так, бывший министр обороны генерал армии Игорь Родионов считает учреждение в 1972 году института прапорщиков большой ошибкой, приведшей в конечном итоге к фактическому вытеснению из Советской Армии старшин и сверхсрочнослужащих. По его словам, если первоначально воинское звание «прапорщик» присваивалось только старшинам подразделений и командирам взводов, то впоследствии прапорщиками стали начальники складов, комсомольские работники, специалисты технических и тыловых служб. В результате, считает И.Родионов, звание «прапорщик» в Вооруженных Силах стало нарицательным, вызывающим образ этакого «несуна» и «хапуги».

*В Приложении 1 в качестве примера многообразия служебных функций, которые приходится выполнять младшему командиру в современной армии, приводятся краткие биографии двух фельдфебелей Бундесвера.

Содержание

Введение
О необходимости глубокого преобразования вооруженных сил
Открытый оборонный бюджет — в интересах Вооруженных Сил
Оборонно-промышленный комплекс и модернизация армии
Военное строительство и мировой опыт
О кадровом сержантском корпусе
Мировой опыт становления профессионального офицерского корпуса
Гражданский контроль над вооруженными силами: мировой опыт
О независимых экспертных комиссиях
Приложение 1. Краткие биографии двух фельдфебелей Бундесвера
Приложение 2. Зарубежный опыт использования независимых президентских (правительственных) комиссий на переломных этапах военного строительства

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012