У академических экономистов есть правило: одно выступление – одна мысль. Так
что у меня будет одна мысль про то, откуда мы ждем модернизации.
Эта мысль нехитрая, как все мысли академических экономистов, и состоит она в
том, что в основе любой модернизации лежит борьба за власть. А борьба за власть
– это нечто, что есть всегда, в любой стране. Борьба за власть есть в
демократиях. Борьба за власть есть в диктатурах. При любом режиме люди хотят
командовать другими людьми, хотят получать побольше денег, славы и т. д.
Что такое борьба за власть? Борьба за власть – это построение коалиции, которая
разделяет твои политические цели, которая сильнее, чем коалиция тех, кто твои
политические цели не разделяет. Возможные коалиции состоят из индивидов. У них
есть интересы, они могут быть организованы в какие-то группы, предпринимать
какие-то действия коллективно. Для создания коалиции политику нужно уловить
интересы разных групп и пожать тысячи рук, организуя эту коалицию на практике.
В демократических странах мы видим эту деятельность по построению коалиций
буквально на экранах телевизоров. Чтобы провести реформу здравоохранения
(отвлечемся на секунду от вопроса, в какой форме ее стоило бы провести и
посмотрим только на практическую реализацию), будущему президенту США Бараку
Обаме нужно было выступить в сотнях городов во время избирательной кампании,
пожать десятки тысяч рук, поддержать десятки отдельных конгрессменов в их
округах. Выиграв выборы, он получил мандат на проведение реформы, но это явилось
только началом процесса изменений.
Обаме потребовалось приложить еще массу усилий, чтобы в конгрессе его поддержало
необходимое большинство. Президенту пришлось съездить в округа к тем
законодателям, которые были не согласны с реформой, выступить там, на кого-то
нажать, кого-то пригласить лишний раз на прием в Белый дом. Те группы интересов,
которые поддерживали реформу – а конкретный законодательный пакет и был выбран
так, чтобы ее сторонники оказались сильнее своих оппонентов, – потратили немалые
деньги на рекламу нововведений в тех округах, где конгрессмены колебались –
выступать им за предложения Обамы или нет.
Так происходит любая реформа. Просто в демократических странах этот процесс
хорошо виден. Но если вы посмотрите не на демократических лидеров, а на самых
авторитарных – на Ленина, Сталина, Хрущева, Кастро – это все будет в точности то
же самое.
Я работаю с историками, занимающимися исследованиями Большого террора 1937–1938
годов, и видел, как они обсуждают документы, которые перестали быть секретными в
течение последних лет. Например, они изучают журналы записей визитов к Сталину в
этот период. Для того чтобы проводить массовые репрессии – а это огромная
политическая реформа, полная смена власти в сущности, «кремлевскому горцу»
приходилось каждый день встречаться с Ежовым, руководителем госбезопасности.
Чтобы ежедневно просматривать списки не только тех, кого «стирали в лагерную
пыль», но и тех, кого нужно назначить на освобождающиеся места. Это огромная и
кропотливая повседневная работа – делать так, чтобы твои сторонники преобладали
над твоими политическими противниками. Если ты член Политбюро и назначил на
освободившиеся места не тех людей, то это потом может тебе дорого обойтись.
Любая модернизация – хорошо распространенная объединяющая тема для построения
коалиции с целью захвата власти. В каком-то смысле это вообще тривиально. Любое
изменение во власти – изменение status quo. Однако вовсе не обязательно
модернизация в нормальном значении данного слова. Бывают смены власти, которые
приносят по-настоящему демодернизирующие изменения. На мой взгляд, самый
стандартный пример демодернизации – это пример Гитлера, потому что всего за
несколько лет – от его прихода к власти и до 1937 года – Германия прошла путь от
безусловного лидера мировой науки к отсталой в интеллектуальном отношении
стране. И в научном плане она никогда уже не вернется к тому, что было потеряно
за этот краткий период.
Тем не менее модернизация – это более распространенная вещь, чем демодернизация.
Модернизации происходят из-за того, что на них есть большой спрос. Много людей
хотят перемен. И кто-то, видя это, видя, что можно как-то этих людей объединить
и победить потом своих политических конкурентов с помощью тех, кого он
возглавил, может использовать этот спрос для захвата власти. После чего
наступают перемены.
И наоборот – модернизации без физической смены людей, находящихся у власти, не
бывает. Неудивительно, что не удается подобрать реальные примеры модернизаций
без смены политического руководства страны. Это точно укладывается в простенькую
схему: спрос на перемены – коалиция для захвата власти – перемены. Однако есть
одна фундаментальная проблема и состоит она в следующем.
Сильные коалиции получаются тогда, когда политики видят то, что нужно людям, на
что есть спрос, и то, что нужно сильным группам и слабым группам. Они видят,
какую коалицию они могут сформировать. Вспомним Франклина Делано Рузвельта: к
власти его привела довольно причудливая коалиция из самых бедных американцев,
самых богатых и южан.
Не хотите смотреть на Рузвельта – взгляните опять-таки на Сталина. На протяжении
всей своей карьеры это политик исключительно, фантастически чувствительный к
интересам разных социальных групп населения.
Вместе с тем, чтобы получить власть и сменить это самое status quo, нужен спрос
на перемены. Плохие новости состоят в том, что у нас, похоже, спроса на
модернизацию нет или точнее – его мало. И в 1985 году, и в 1991-м потребность в
переменах была огромной, а сейчас ничего похожего нет. Или, возможно, мы не
можем ее пока почувствовать. К счастью, есть две хорошие новости.
Первая состоит в том, что спроса ни на что особенно плохое – перемены, как
показывают примеры Гитлера и Сталина, могут быть и к худшему – вроде бы тоже
нет. То есть, например, Движение против нелегальной иммиграции упирается в точно
такое же отсутствие у широких масс российских граждан желания что-то коренным
образом преобразовывать. Эта социальная апатия тормозит позитивные изменения, но
и защищает от негативных.
А вторая хорошая новость в том, что спрос на изменения к лучшему имеет тенденцию
к накоплению. По мере накопления трудностей. |