Модернизация (в любой форме – «авторитарной», «демократической» или
«комбинированной», то есть «авторитарно-демократической») действительно нужна
России. Но может ли способствовать этому процессу декларируемая некоторыми
политиками нашей страны ориентация на исламский мир, что предполагает не только
риторическое, но и практическое антизападничество.
Такая постановка вопроса вполне правомерна, поскольку определение этой
ориентации России дал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Россия – и часть
исламского мира». Наверное, тут подразумевается многополюсность современного
мира, в условиях которого наша страна должна проводить политику «по всем
азимутам» – и европейскому, и азиатско-тихоокеанскому, и исламскому. В этом
утверждении, правда, есть важная часть – это буква «и», которая, впрочем,
выбрасывается при переводе на иностранные языки, не учитывается комментаторами.
Россия вступила в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция»
(ОИК), раскрыла для экономического, финансового, религиозно-политического,
культурного «освоения» государствами исламского мира субъекты Российской
Федерации на Северном Кавказе, в Поволжье и Прикаспии, неадекватно называемые
кое-кем исламскими. Насколько способно «подключение» России к исламскому миру в
качестве его «части» благоприятствовать решению жизненно важной для судеб страны
задачи – модернизации?
Возьмем научно-технологический, инновационный аспект. Модернизация – это в
первую очередь научно-технические и технологические инновации. Исламский мир не
может дать России абсолютно ничего в плане научно-технологическом, так как сам
находится в состоянии глубокой научно-технической отсталости. В начале 2000-х
годов Абдель-Азиз ат-Туэйджери, глава ИСЕСКО – Исламской организации по вопросам
образования, науки и культуры, подразделения ОИК, сообщил, что все исламские
страны вместе взятые внесли в современную мировую науку меньший вклад, чем одна
сравнительно небольшая европейская страна – Бельгия. Ат-Туэйджери утверждает,
что в последние десятилетия 55 исламских стран «не достигли какого-либо
ощутимого прогресса» в исследованиях, направленных на нужды развития и защиту
окружающей среды, а также в области подготовки научных кадров. По приводимым им
сведениям, ученые мусульманских государств составляют менее 1% от общего числа
ученых – специалистов, посвятивших свою жизнь исследовательской деятельности. Он
констатировал, что все государства исламского мира готовят ежегодно в три тысячи
раз меньше ученых с научными степенями на 1 млн населения, чем промышленно
развитые страны.
Если же в каких-то местах исламского мира анонсируются или реализуются какие-то
научно-технические и технологические инновации, то все они оказываются
заимствованными у Запада.
Коснемся политического аспекта. Нужны или не нужны демократия и свобода для
модернизации – вопрос дискуссионный. Но нельзя не заметить, что зависимые в
научно-технологическом, инновационном отношении от Запада исламские партнеры
России (укажем Ливию, Египет, Иран, Саудовскую Аравию, Сирию и т. д.) – это
государства с тоталитарными и полутоталитарными либо авторитарными режимами.
Перейдем к демографическому аспекту. В данном плане «подключение» России и
исламскому миру вредоносно для модернизации. Открытость страны мощным
миграционным потокам из центрально-азиатских республик, Закавказья
(Азербайджана), с Ближнего и Среднего Востока приводит к резкому падению
качества населения. Неквалифицированные, необразованные массы из
центрально-азиатской и закавказской глухомани заполняют Москву, другие мегаполисы
РФ. Это своего рода «армия демодернизации». Сомнительно, что попытки «заманить»
в Россию квалифицированных мигрантов из исламских регионов СНГ или с Ближнего
Востока дадут что-то положительное для модернизации. Специалисты высокого
класса, если они там были, уже переместились на Запад. И самое большее, что
может получить наша страна, это специалистов «второго разбора».
При этом происходит однозначно пагубное для модернизации замещение населения:
российские образованные, квалифицированные кадры перебираются в западные
государства, а в Россию вливаются неквалифицированные, необразованные мигранты.
(По данным того же ат-Туэйджери, в среднем 60–70% населения исламского мира
неграмотны. По некоторым странам этот процент значительно выше.) Современные
средства передвижения и практическое отсутствие осмысленного регулирования
миграционных потоков приводят к тому, что этот процесс имеет лавинообразную
форму и «захлестывает» Россию. Не говоря уже о перспективах модернизации,
абсолютно не просчитываются негативные политические последствия миграционных
процессов, которые очень ясно проявились в создании Косова и отторжении его от
Сербии.
Подобная перспектива вполне реальна для нашей страны, так как некоторые
исламские центры силы стремятся с использованием разных структур и механизмов,
включая «джихад» против «неверных»-русских и «вероотступников»мусульман,
лояльных по отношению к Российской Федерации, «освоить» разные части России.
(Это хорошо видно на примере Северного Кавказа, но аппетиты простираются на
Поволжье и Сибирь.) «Исламский Эмират Кавказа», претендующий на территорию юга
РФ, – не столько сепаратистское образование, сколько
полувиртуальное-полуреальное квазигосударство, являющееся частью строящегося
всемирного «Халифата», другие части которого – «Исламское государство Ирак»,
«Исламский эмират Афганистана», «Аль-Каида в исламском Магрибе» и т. д. вплоть
до «Исламского эмирата Шабелле» в Сомали. Особая опасность в реализации этого
проекта – использование прямого террора.
Складывается впечатление, что российскими властями при разработке и реализации
политической стратегии, вероятнее всего по неведению, не принимается во внимание
этот «исламский» фактор. (Берем слово «исламский» в кавычки, ибо интересы ислама
и мусульман России при этом не играют никакой роли, а модифицированный,
трансформируемый и деформируемый ислам используется в качестве мобилизующей
идеологии и пропагандистского прикрытия.) Хотя некоторые исламские центры силы
просматриваются за дестабилизационными процессами в зонах расселения мусульман.
Либо они стремятся использовать в своих интересах любой дестабилизирующий
потенциал. Единственный из многих пример: 20 августа 2008 года, в самый разгар
событий в Южной Осетии, в исламистском арабоязычном Интернете (несколько тысяч
сайтов) началось распространение директивы – «Послания Исламскому эмирату
Кавказа», подписанного Абд-ас-Салямом Акидой, соратником бен Ладена еще по
Афганской войне и одним из аравийских командиров иностранных «моджахедов»,
воевавших в Чечне в 1994–1999 годах. «Послание» – директива «моджахедам»,
обретающимся на Северном Кавказе: в условиях занятости Вооруженных Сил России
отражением грузинской агрессии против народа Южной Осетии активизировать
террористические операции на территории Чечни, особенно с использованием
«шахидов»; провоцировать боестолкновения между российскими и грузинскими
войсками с использованием «моджахедов», переодетых в российскую военную форму;
перенести террористические акты «в глубь России», вплоть до Москвы и т. п. В
этом «ракурсе» теракты в московском метро в марте 2010 года вполне допустимо
рассматривать как реализацию этой директивы.
Наконец, но не в последнюю очередь, культурный (цивилизационный) аспект. Европа,
в поддержке которой в деле модернизации наша страна нуждается, с большой
настороженностью станет относиться к сближению с Россией как «частью исламского
мира». Весьма показателен в этом отношении отказ европейцев принять в Евросоюз
Турцию.
Вывод «от противного»: задачи модернизации России диктуют ориентацию на Запад. |