Попытаюсь высказать, может быть, немного более частные суждения, характерные
для практического бизнеса и отличающиеся от дискуссии экономистов и историков. А
потому в своем кратком выступлении хотела бы привлечь внимание к трем тезисам,
которые мне представляются существенно значимыми.
Тезис № 1. В историческом контексте предпосылки модернизации заметно изменились.
Сегодня модернизация – это не следствие изменения внешнеполитической
обстановки, не результат военной угрозы. Модернизация для нашей страны является
единственной возможностью сохранения национальной конкурентоспособности в
глобальном экономическом пространстве, без которой будущее страны как заметного
игрока на мировой арене невозможно.
При этом единственные способы, позволяющие реально двинуться в этом направлении,
– это формирование эффективной конкурентоспособной бизнес среды, передача
значительных функций регулирования и распределения от государства к бизнесу,
формирование объективного спроса на модернизацию со стороны экономических
агентов. Только при этих условиях возможен переход от сырьевой модели развития к
модели инновационной.
Тезис № 2. Для того чтобы дело не ограничилось дискуссиями о необходимости
модернизации, а в стране стали происходить реальные перемены, необходимы
системные изменения в сознании правящих элит, нужна коренная трансформация
действующей модели государственных и бизнес-отношений, обеспечивающая спрос на
модернизацию.
Тезис № 3. Модернизация невозможна без формирования кадрового ресурса,
вооруженного конкретным опытом применения на практике современных теорий
управления.
Как правило, в предыдущие несколько сотен лет после победоносной (или даже
необязательно победоносной) войны наступал период структурных изменений в
армии, общественном устройстве. Он сопровождался перестройкой в системе
государственного управления, внесением существенных поправок в законодательство,
внедрением новых способов промышленного производства. Собственно, каждая
очередная модернизация в той или иной степени своим осуществлением была обязана
смене очередного стационарного режима. Однако за последние 50 лет, по моему
мнению, мир прошел новый
качественный виток в своем развитии и особенно в области технологий. Следствием
этого стало то, что сегодня рисками для национального суверенитета и
государственности в меньшей степени являются внешнеполитическая и военная
угрозы.
Более важную роль играет фактор технологической развитости государства,
следствием чего является его экономическая состоятельность. Иными слова ми, в
настоящее время прочность государственного суверенитета – не столько результат
наличия сильной боеспособной армии, сколько в большей степени следствие
опережающего технологического и экономического развития. Имен но поэтому
необходимость модернизации для сегодняшней России очевидна. Без нее у нашей
страны нет будущего.
Меня серьезно тревожит тот факт, что с точки зрения национальных достижений нам
все реже и реже удается чем-то похвалиться. Какими научными, фундаментальными
исследованиями, технологическими решениями будут гордиться через 20 лет наши
дети и внуки? Какие отрасли промышленности обеспечат формирование ВВП страны?
Насколько эффективные технологии станут использоваться даже в традиционных для
нас сырьевых отраслях и сможем ли мы сохранить свои традиционные рынки сбыта?
При сегодняшнем уровне технологического развития, при нынешних показателях
эффективности в основных отраслях промышленности в недалеком будущем мы можем
рассчитывать только на роль аутсайдера, обеспечивающего сырьевые потребности
остального мира и не участвующего в выработке основных приоритетов развития и
правил регулирования в глобальном экономическом пространстве. Поэтому для меня
очевиден вывод, что долгосрочное будущее национального суверенитета определяется
перспективами и возможностью практической реализации технологической
модернизации.
Есть одно опасное заблуждение, связанное с ложным представлением о том, что
сегодня при сильной вертикали власти, при озвученном государственном заказе,
поддержанном государственным финансированием, возможен существенный про рыв. Я
убеждена, что искусственно созданные технологические инкубаторы очень скоро
продемонстрируют свою несостоятельность, если они не будут интегрированы в
экономическую среду, если спрос на результаты их деятельности не будет
формироваться со стороны сильных, здоровых и конкурентоспособных компаний,
развивающихся в свободном рынке.
Хорошей иллюстрацией этого может быть история 40–50-летней давности. В СССР, как
и в США, на этапе начала бурного развития компьютерных и коммуникационных
технологий (на ранних стадиях – преимущественно в оборонном сегменте)
существовала вполне приличная паритетная научная и инженерная база. Но мы
окончательно проиграли технологическое соревнование, когда у этих технологий
кроме государства в США появились частные заказчики – крупные корпорации. И
тогда за океаном возник массовый рынок спроса – экономически благополучное
американское общество. Именно конкурентный рынок стал ключевым драйвером
постоянного технологического совершенствования и опережающего развития вычислительной и коммуникационной техники, а также целого сегмента новых технологий, обеспечивающих ее производство.
Еще один важный аспект – возможность капитализации прав интеллектуальной
собственности. В большинстве стран, осуществивших успешную модернизацию, это
было важнейшим инструментом, обеспечивающим мотивацию бизнеса. Здесь логично
перейти к более подробному изложению следующего тезиса, который состоит в том,
что при отсутствии реального практического спроса на модернизацию как на всех
этажах вертикали власти, так и в бизнес-среде изменения маловероятны.
Отсутствие спроса со стороны государства определяется качеством государственного аппарата и уровнем коррупции.
Отсутствие спроса со стороны бизнеса – сформировавшиеся за последние годы
правила игры. Сегодня, когда конкуренция за эффективность подменена конкуренцией за административный ресурс, мотивация бизнеса поставлена с ног на голову.
Без существенных изменений, которые с неизбежностью потянут за собой транс
формацию действующей модели государственных и бизнес-отношений, принципов
назначения на должности, подходов к распределению госзаказов, без создания реальной конкурентоспособной экономической среды, без решения вопросов прозрачности и подконтрольности госуправления модернизация вряд ли возможна.
Парадокс заключается в том, что та часть правящей элиты, которая осознает неизбежность таких трансформаций (а без них у страны нет будущего), будет вынуждена пойти на системную смену парадигмы государственного устройства от жесткой
вертикали, ориентированной на сохранение, к гибкой, эффективной модели, ориентированной на развитие. И это само по себе явится сложнейшей модернизацией.
Третий тезис, который мне как практику представляется весьма значимым, – это
формирование целевой команды и необходимость четкого планирования, анализа
полученных результатов и управления процессом осуществления модернизации. В
бизнесе существует отдельное направление менеджмента, которое называется
имплементейшн чендж менеджмент процесс – процесс управления внедрением
изменениями. Это теория реинжиниринга, которая сформировалась в конце 70-х –
начале 80-х годов как результат целого ряда практических трансформаций в крупных
корпорациях, вызванных необходимостью адаптации к изменившимся внешним
конкурентным условиям и кризисом начала десятилетия, и получила наиболее яркое
описание уже в начале 80-х годов в известных бестселлерах Хампера и Чампи.
Анализ успешных и неуспешных трансформаций позволил сформулировать ряд общих
управленческих принципов и необходимых условий для эффективного управления
преобразованиями. Среди этих условий обязательное наличие внятного
целеполагания, выработка целевого видения, четкая структуризация и детализация
дерева целей (через какие подцели и задачи могут достигаться основные цели),
необходимость построения системы мониторинга, анализа и корректировки
промежуточных целей, разработка плана-графика и количественных и качественных
индикаторов изменений. Важны также формирование в среде осознания необходимости
перемен и выявление наиболее активных сторонников данного процесса.
Но, пожалуй, самым существенным является создание эффективного инструмента
модернизации – организационного механизма для управления внедрением изменениями,
который сформирует необходимую команду, определит источники и способы мотивации
для всех вовлеченных сторон, сформулирует требования к не обходимым ресурсам –
правовым, финансовым, кадровым. Я убеждена, что модернизация – это серьезный
государственный проект и без построения четкой системы проектного управления
трудно рассчитывать на успех. К сожалению, в сегодняшних инициативах
руководителей государства, озвученных и поставленных на повестку дня, ни одно из
этих условий не получило практической реализации. |