Эпоха изменений всегда заставляет переосмысливать традиционные представления.
В том числе даже такие, казалось бы, устоявшиеся, как роль государства, права,
международных регуляторов и межгосударственных институтов в жизни общества.
УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР
В последние годы хаять правовые регуляторы и прежде всего международное право,
обвинять их во всех смертных грехах стало модным. Демонстрировать пренебрежение
к ним сделалось почти хорошим тоном. Да, оснований для критики
внутригосударственное, наднациональное и международное право вроде бы дает более
чем достаточно. И на Балканах, и на Большом Ближнем Востоке силовые военные
акции предпринимались в обход Организации Объединенных Наций. То тут, то там
уважаемые всеми государства, существовавшие в международно признанных границах,
разваливали с полным пренебрежением к основополагающим, высшим принципам и
нормам международного права, таким, как, неприменение силы, независимость,
территориальная целостность. Да куда там отдельные государства – всю мировую
экономику и международную торговлю в результате волюнтаристских действий и
неудержимого стремления к наживе поставили на грань коллапса.
Факты страшные. Факты сильные и убедительные. Более того – бесспорные. От них не
отмахнешься. Только интерпретацию им дали абсолютно неверную. Ошибочную.
Недостоверную. Узколобую. С позиций въевшегося в печенки и до нестерпимой боли
набившего оскомину правового нигилизма. И понятно почему. Мол, действующее право
плохое. Критически плохое. На него нельзя положиться. А раз так, в практической
политике на него можно просто наплевать. Нет, уважаемые господа. Не наплевать.
Проблема отнюдь не в том, что право плохое: если бы это было так, то ни
национальных социумов, ни транснационального бизнеса, ни нормального
международного общения давно бы уже не было, а в том, что его, как выясняется,
слишком мало. Его недостаточно.
Давайте разбираться. Возьмем и приведенные, и некоторые другие примеры. Скажем,
экономическая катастрофа, постигшая нашу страну после исчезновения Советского
Союза, социалистического права и социалистической государственности (или
псевдосоциалистической, как утверждают некоторые). Вследствие чего она
случилась? Не в последнюю очередь в результате попыток строить рыночную
экономику в отсутствие обслуживающих ее правовых установлений, правовой культуры
и правового инструментария.
Пример с обходом ООН не менее показательный. Он стал возможен только из-за
ослабления всемирной организации безопасности, из-за намеренного подрыва ее
действенности, возведения в абсолют односторонних акций, попыток подменить ООН
альтернативными международными структурами. Ответ с учетом этого может быть
только один – всемерное укрепление Организации Объединенных Наций и в первую
очередь ее Совета Безопасности, возвращение им авторитета и влияния, которые у
них частично отняли (будем надеяться только временно), в укоренении в
международных отношениях и поведении государств новых практик и процедур,
базирующихся на Уставе ООН и органично развивающих содержащийся в нем свод
правил.
Наконец, по поводу глобального кризиса. К нему привели бездумная, безбрежная
либерализация правового регулирования, вывод целых областей финансовой
деятельности из-под государственного и международного контроля. Отсюда и все
призывы G-20 к наведению порядка в финансовой сфере, ужесточению правового
регулирования, введению самого пристального контроля, более тесному
международному сотрудничеству и лучшей координации.
Значит, речь может идти только об одном. Отнюдь не об охаивании права и внятного
государственного присутствия в экономике, а об укреплении регулятивной системы,
заботе относительно роста ее авторитета, влияния и эффективности.
ЕДИНАЯ МИРОВАЯ СИСТЕМА
Однако прививать уважение к слабому праву, изобилующему прорехами и
противоречиями, неспособному справиться со своеволием, привилегиями и
волюнтаризмом, зато отыгрывающемуся на законопослушных гражданах и государствах,
было бы и бесперспективно, и опрометчиво. С учетом этого, по всей видимости,
вопрос должен ставиться несколько иначе – о переформатировании
внутригосударственного, наднационального и международного права в единую
регулятивную систему, отвечающую велению времени.
Почему в единую систему? Потому что между разными системами права давно уже нет
никакой китайской стены. Она разобрана или рассыпалась. Современные
информационные технологии носят всепроникающий характер. Скорость и
интенсивность общения и взаимодействия с иностранным элементом неизмеримо
возросли. Современное государство, граждане и бизнес шагу ступить не могут на
национальной территории без поддержки и опоры на наднациональные и международные
установления. По все более широкому кругу вопросов внутригосударственное право
лишь повторяет или подтверждает наднациональное и международное регулирование и
общепринятые практики.
Иного и не дано. Иначе национальное государство подорвет свою состоятельность и
конкурентоспособность и вынуждено будет уйти с международного рынка товаров,
услуг и капиталов. И масштабы его усмотрения также неуклонно сужаются, заставляя
подстраиваться под международный или наднациональный стандарт.
Чтобы в этом убедиться, совсем не обязательно обращать взоры к Европейскому
союзу и его государствам-членам. Их отличие лишь в том, что там эти процессы
носят более управляемый характер. В остальном это общий тренд. Порядок
авиаперевозок, морского фрахта, автомобильного сообщения, внешней торговли,
финансовой отчетности, таможенного контроля – да почти всего, что угодно,
определяет международное регулирование.
В Российской Федерации, каждодневно сталкивающейся с проблемой исполнения
постановлений Европейского суда по правам человека, убеждать в этом кого-либо
было бы излишней тратой времени и сил. Ведь все последнее законодательство по
дальнейшей реформе судебной системы, включая создание полновесных апелляционных
инстанций, ограничение произвола надзорных органов, появление новых эффективных
средств правовой защиты, в значительной степени инициировано Страсбургом.
Другой не менее очевидный пример – приведение внутреннего законодательства в
соответствие с требованиями Всемирной торговой организации. Это потребовало
принятия порядка трех сотен различных законодательных актов, не говоря уже об их
конкретизации правительственными постановлениями и ведомственными инструкциями.
Но влияние международного и наднационального права на внутригосударственное –
это только одна сторона медали. Вторая заключается в том, что международное и
наднациональное право по большей части является проекцией вовне внутреннего
правового стандарта и национальных интересов наиболее передовых и влиятельных
держав. Вспомним, что обобщал в своих великих трудах Гуго Гроций, откуда взялась
свобода мореплавания и т. д. Да из потребностей тех, кто доминировал тогда в
мире. Они явились классическим оформлением интересов владычицы морей
Великобритании и Нидерландов.
А кто затем стал методично взламывать установленную старыми империями
колониальную систему? Конечно же, Соединенные Штаты Америки, которым для
проникновения на новые рынки нужна была свобода рук, иными словами, свобода
доступа в колонии, в которых хозяйничали метрополии, и либерализация
международной торговли. А Европейский союз? Что записано в его учредительных
договорах? Важнейшим источником наднационального права, в частности в области
соблюдения прав человека, являются конституционные традиции государств-членов,
читай – наиболее влиятельных из них.
Постановка вопроса о единой мировой регулятивной системе, в рамках которой между
внутригосударственным, наднациональным и международным правом установлены
отношения симбиотического типа, коренным образом меняет наши представления
относительно того, что нужно делать для решения задач, стоящих перед современным
государством и в том числе Российской Федерацией. Необходимо развивать и
совершенствовать не только свое собственное право, обеспечивать его гармонизацию
со всеми другими системами права – это само собой. Важно точно так же
переделывать, перестраивать под себя, под свои нужды, с учетом, естественно,
интересов всех остальных игроков, всю единую мировую регулятивную систему:
финансовое регулирование, правила субсидирования, защиту интеллектуальной
собственности – все. Иначе усилия по модернизации будут недостаточными. Или
придется по-прежнему плясать под чужую дудку, а не под гармоничный оркестр
инструментов со своим национальным просвещенным участием.
Такая постановка вопроса заставляет иначе взглянуть и на краеугольные
представления о государственном суверенитете. В том виде, в каком его описывает
классическое международное право, государственного суверенитета уже давно нет.
Он умер под ударами нескольких волн технологической революции и глобализации. О
каком классическом суверенитете можно говорить, если даже единая европейская
валюта – евро, опирающийся на совокупную мощь крупнейшего в мире на настоящий
момент хозяйственного комплекса, шатается и сдает позиции, терзаемый ненасытной
армией международных спекулянтов.
Суть современного подхода к государственному суверенитету заключается в
частичной его уступке взамен на возможность участия в совместном управлении
всеми суверенитетами всех остальных участников международного общения. Понятно,
насколько больше страна получает, отдавая. Но только при условии, что все играют
по совместно установленным правилам, в обсуждении которых у вас есть весомое
слово.
За Российской Федерацией такое слово всеми признается. Оно есть у нашей страны
институционально. Как члена Совета Безопасности ООН. Члена ядерного клуба. Как
глобальной державы. Но оно тем весомее, чем активнее, чем чаще мы берем на себя
роль лидера в утверждении национальных и международных стандартов, чем упорнее
работаем в сфере нормотворчества. И в дальнейшем только на активность и растущий
вклад в совместное наднациональное и международное регулирование имеет смысл
делать ставку. Это оптимально для движения по пути модернизации.
ГЛАВНОЕ – РЕЗУЛЬТАТ
Следующий блок вопросов, на которые нужно ответить, касается того, какую
регулятивную систему следует строить, каким основным параметрам она должна
соответствовать. Чтобы разобраться в этом, надо понять, какие меняющиеся задачи
решает современное право, в каком направлении идет его эволюция.
Похоже, что оно давно и решительно переросло те узкие рамки, в которые его
загоняет классическая теория. Всех тех, у кого имеется юридическое образование,
учили когда-то (и до сих пор такое мнение главенствует в учебниках), что смысл
права заключается в регулировании общественных отношений, или соблюдении
общественного договора, или защите и продвижении некоторых интересов. Да,
конечно, все это так. Соответствующие функции право добросовестно отправляет и
добропорядочно старается с ними справиться. Но, и это главное, указанными
функциями его роль в современном мире далеко не исчерпывается. Право во все
большей степени превращается в инструмент достижения определенного результата. И
эта функция в условиях глобализации, обострения международной конкуренции и
постоянных изменений становится для него все более весомой. Оно трансформируется
в право результата. Оно наделяется адекватными возможностями. Ему придаются
соответствующие качества. Его эффективность оценивается под углом зрения
способности к получению искомого результата.
То, что нужно сделать для того, чтобы его добиться, – ваша проблема, уважаемое
государство или политическая элита. Или, иначе говоря, это то, что полностью
оставлено на ваше усмотрение. Хотите – изобретайте сами. Хотите – заимствуйте
чужой опыт, адаптируя его к местным условиям. Нет возможности – следуйте в чужом
фарватере. Есть – пробуйте, дерзайте, экспериментируйте. Главное и единственное,
что от вас требуется, – это результат.
Буквально несколько иллюстраций. В стране должна быть избирательная и партийная
системы, отвечающие современным представлениям о свободе выбора, ротации власти
и демократии. Все. Вот он результат. Что нужно для его обеспечения, никого не
касается. Будет в ней две-три сильные партии или десяток мелких и коалиционное
правительство, никто посторонний в это влезать не может и не должен. Будет
отдано предпочтение мажоритарной, смешанной или, скажем, пропорциональной
избирательной системе, опять-таки полностью зависит только и исключительно от
вас.
Аналогично с судебной системой. Никого не интересует, двухуровневая судебная
система в стране или трехуровневая (и четырехуровневая никого не смущает).
Назначают судей или выбирают. Сколько лет они учатся. Какие квалификационные
экзамены сдают. Нужно ли им владеть иностранными языками. И прочее. И прочее. И
прочее. Нужно только следующее: чтобы суды были независимы, выносили законные и
справедливые решения и в установленный срок. Все. Есть у вас такая судебная
система – вы уважаемый член международного сообщества, ваше развитие опирается
на прочную институциональную базу. Нет такой судебной системы – не пойдут к вам
ни по-настоящему респектабельные предприниматели, ни венчурный капитал, ни
бизнесмены, готовые вкладывать деньги во что-то действительно стратегическое,
помимо добычи сырья и сбыта готовой продукции, ни хай-тек.
Вот вам и рецепт модернизации, под углом зрения регулятивной системы и права
результата.
УСТАНОВКА НА РАЗВИТИЕ
Так в чем модернизация должна заключаться? Ответ до удивления прост: в создании
максимально благоприятной среды для нормального поступательного гармоничного
социально-экономического развития. Прежде всего в обществе должна быть
сформулирована установка на развитие. На то, чтобы все верили в будущее страны и
работали на него. На то, чтобы бизнес вкладывал деньги в ее обустройство, не
считаясь с тем, что вложения принесут желаемую отдачу лишь по прошествии
относительно долгого переходного периода. На то, чтобы привычка по-быстрому
хапнуть и убежать, уходила в прошлое. На то, чтобы никому не нужно было держать
запасные аэродромы за рубежом. На то, чтобы люди хотели и стремились жить в
своей стране, а не получать образование и работу за рубежом и там же по
возможности оседать.
И в этом плане традиционалистское у вас общество или нет особой роли не играет.
Ведь ничего только со знаком плюс или минус не бывает. С помощью права какие-то
элементы традиционной культуры всегда можно приспособить или встроить в
установку на прогресс. На какие-то можно даже опираться. Примеры Японии, потом
Южной Кореи, а сейчас Китая на это прямо указывают.
И относительная технологическая отсталость препятствием для модернизации не
является. Хотя, конечно, проще, когда стартовые позиции уже достаточно хорошие.
Ведь при правильно построенной стратегии, формализованной в праве, вы всегда
оказываетесь в более выигрышном положении по сравнению с теми, у кого уже что-то
есть. Потому что вы можете брать и создавать новое, более востребованное, более
конкурентоспособное, на более передовой технологической базе. Идет ли речь об
удовлетворении базовых потребностей, импортозамещении или поощрении экспортно
ориентированных отраслей производства и сферы услуг.
Помехой являются монополизм, приватизация власти, обюрокрачивание экономики,
низкие стимулы, отсутствие социальных лифтов и многое-многое другое, что всем
давно известно и ни для кого секретом не является. Но со всеми этими путами, в
которых оказалось современное российское общество, право, когда им умело
пользуются, и призвано бороться. И оно будет эффективно этим заниматься, если
только есть политическая воля и согласие общества. А они, похоже, начинают
появляться.
Важно, однако, при этом, чтобы и в отношении власти, в отношении законодателя и
правоприменителя право исполняло свою модернизаторскую функцию. Для этого оно
должно стоять над властью, обладать стабильностью и предсказуемостью,
разрабатываться профессионалами и предусматривать весомую материальную
ответственность для тех, кто это право попирает, пользуясь доверенными им
законодательными и правоприменительными полномочиями. |