Остановлюсь на одной, на мой взгляд, очень важной проблеме – диалектике
модернизации и демократии. Китайцы, например, начали осуществлять модернизацию
при жесточайшем политическом и полицейском контроле с последующим медленным,
частичным освобождением ряда экономических механизмов.
Соответственно по аналогии возникает вопрос относительно российской
модернизации. Выявляется одна очень странная сущность – модернизация и
демократия в ряде условий – это вещи, которые, мягко говоря, не просто
диалектически, а иногда и антогонистически противоречивые. Во-первых, традиционно у
нас модернизация всегда связывалась с кризисом, когда уже наступала последняя
его стадия, с возникновением либо внешней, либо внутренней неотвратимой
необходимостью. И, во-вторых, ее действительно организовывали элиты, для них она
представляла способ выживания.
Почему я отмечаю этот момент. Ведь мы, говоря о потенциале модернизаторов,
согласимся, что исполнительская дисциплина – необходимое условие модернизации. У
нас же, как сообщил недавно Константин Чуйченко, начальник Контрольного
управления президента, 60% поручений главы государства не исполнены.
Дальше, уровень компетенции. Значит, ответственности. Завышенные ожидания
наблюдаются у многих сотрудников, они приходят после вуза и требуют привилегий
при отсутствии результатов труда – с этим мы сталкиваемся постоянно. Нередко
выпускник вуза просит себе зарплату 2000 долларов и выше, а как профессионал он
не тянет даже на элементарного специалиста 2-й категории.
О коррупции вообще разговор отдельный. Все эти компоненты фактически парализуют
многие модернизационные процессы. А преодолеть их реально можно только очень
жесткими и очень организованными мерами подавления и коррекции противодействия.
С этим мы постоянно сталкиваемся даже по простейшим проектам, когда сугубо
демократические методы зачастую парализуют работу. Есть огромное количество
проблем, которые технически преодолеть возможно только при определенных
механизмах минимизации демократического волеизъявления.
Поэтому выскажу мысль: если мы говорим о связи демократии и модернизации, то,
как ни грустно, реальные модернизационные эффективные процессы неминуемо будут
приводить к экономической, полицейской, политической минимизации ряда
демократических процессов в наших условиях. Это первый тезис.
Во-вторых, по поводу конкуренции. В российских условиях конкуренция зачастую
проявляется в весьма специфических формах. И логичнее вообще-то провести
модернизацию в нашей стране по южнокорейскому варианту, когда в каждой сфере
функционирует крупнейшая монополия уровня международной корпорации и конкуренция
уже возникает не внутрироссийская, а международная. |