Здесь был поднят вопрос о суверенитете. Готовы ли мы пожертвовать чем-то в
плане своего суверенитета ради союза с НАТО, с Соединенными Штатами или другими
странами. Думаю, что это понятие в современном мире вообще уже становится весьма
расплывчатым. Ни одно государство, включая США, не имеет полного суверенитета и
очень сильно зависит от мировой торговли и цен на энергоносители, от финансовой
конъюнктуры, от всех процессов, которые происходят в мировом сообществе. В
последнее время тому было немало подтверждений в ходе текущего экономического
кризиса.
Все заклинания, что мы ни за что не пожертвуем своим экономическим и
политическим суверенитетом, – просто политическая демагогия. Несомненно, самая
главная угроза нашему суверенитету – экспортно-сырьевая ориентация российской
экономики, которая делает нас полностью зависимыми от мировых цен на нефть, газ
и металл, определяемых не нами, а колебаниями мирового рынка. От этих цен
зависит львиная доля доходов нашего федерального бюджета. А значит – объем
расходов на социальные нужды, оборону и безопасность, внешнеполитические
мероприятия, науку, инновационные инвестиции, а также размер бюджетного
дефицита, который побуждает к внешним заимствованиям или порождает социально
дестабилизирующую инфляцию.
Ущербность такого положения России не могут компенсировать никакие грозные
декларации, демонстрации с полетами устаревших бомбардировщиков и походами
кораблей к далеким тропическим партнерам, грандиозные праздничные парады или
дипломатические демарши в пику «зловредному» Западу.
Только отход от этой модели в сторону инновационной экономики есть главное
условие относительного усиления нашего суверенитета. При этом в эру глобализации
суверенитет в экономике, политике и безопасности не может быть абсолютным, он
всегда относителен и растет или падает в зависимости от размера и
технологического качества экономики страны, ее роли в инновационных отраслях
мирового хозяйства и финансов.
В дополнение к экономике важную роль играет самоопределение державы с ее
стратегическим курсом в международной системе. В первую очередь России пора в
принципиальном плане определиться со своим положением в окружающем мире. Настало
время прекратить галсирование между Востоком и Западом, Севером и Югом, которое
объективно отдаляет ее от сообщества передовых стран, делает непредсказуемым
государством, несет все меньше преимуществ и все больше издержек. Место России –
в числе демократических стран Европы и Дальнего Востока, реально разделяющих
гуманистические ценности европейской цивилизации и отвергающих любого рода
экстремизм, тоталитаризм, империализм. Такая политика не исключает, а наоборот –
предполагает эффективное развитие взаимовыгодных отношений с КНР, Индией и
другими странами (в чем, кстати, давно и твердо определившиеся державы – США,
государства ЕС и Япония преуспели гораздо больше России).
Нужно отказаться от риторики оголтелого антиамериканизма, принимающего в прессе
и в Госдуме зачастую просто «пещерные» формы в худших традициях холодной войны.
Эта кампания придает России имидж параноической страны, стремящейся свалить на
других свои внутренние и внешние трудности. В то же время в отличие от политики
90-х годов прошлого века современная политика Москвы не должна строиться на
слепом следовании в фарватере внешней политики США и союзников Вашингтона, на
беспрекословном принятии их рецептов устройства экономической и политической
жизни РФ. Четко обозначив долгосрочную внешнеполитическую ориентацию, этот курс
должен основываться на трезвой оценке достоинств и недостатков внешней и
внутренней политики стран Запада. Если мы не болтаемся, как цветок в проруби,
между всеми азимутами, а боремся за свое место в сообществе передовых стран, то
мы должны проводить тем более жесткую линию на отстаивание национальных
интересов нашей страны по каждому конкретному вопросу отношений с Западом и на
продвижение российского видения путей укрепления международной безопасности и
способов развития экономического взаимодействия.
Что касается СНГ, то политико-психологические стереотипы, зачастую порождающие в
политике России притязания на все наследие СССР или большую его часть (но не
допускающие таких же требований соседей в отношении российских активов), немало
затрудняют формирование новых прочных и долговременных отношений Москвы с
партнерами по Содружеству. Твердо отстаивая свои конкретные интересы, России
необходимо как можно скорее изживать неоимперский романтизм и «фантомные боли»
по ушедшему советскому величию. Ни государства СНГ, ни окружающий мир не
согласятся признать претензии Москвы на сферу влияния или «регион
привилегированных интересов» на постсоветском пространстве.
Кстати сказать, в условиях глобализации XXI века ни европейские страны, ни
Китай, ни Япония, ни США при Обаме уже не претендуют на сферы влияния в мире. А
российские политики, отрешившись от вульгарного марксизма-ленинизма XX века,
нередко шагают в своем мышлении прямо назад – в XIX век и с восторгом цитируют
перлы геополитических теоретиков тех времен.
Огульно представляя СНГ как свой высший приоритет, Москва одних соседей
побуждает к выдвижению завышенных запросов к России, а других заставляет
тревожиться по поводу ее попыток доминировать в ближнем зарубежье. Вместо этого
взаимодействие нашей страны с постсоветскими государствами должно исходить из
конкретных российских экономических, военных, демографических, гуманитарных
интересов и широких соображений безопасности (охрана границ, борьба с
организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом, нелегальной миграцией
и пр.). Там, где совпадают осознанные обществом интересы России и соседних
стран, даже их широкое военное сотрудничество не встречает противодействия со
стороны Запада (как с Арменией или Казахстаном) и не будет вступать в конфликт с
построением новой архитектуры европейской безопасности.
Президент Медведев, выступая недавно в Аргентине на пресс-конференции,
совершенно правильно сказал, что в глобальном мире не может идти речи о сферах
влияния, имея в виду возможную реакцию США на российские визиты и проекты в
Латинской Америке. Но это в такой же мере относится и к идее доминирования
России на пространстве СНГ. У нас, впрочем, нередко говорят о доминировании
Соединенных Штатов в НАТО. Однако забывают о том, что Европа никогда не была
частью территории или колонией США. Американцы формулируют свои интересы в НАТО
в рамках того союза, в котором заинтересованы прежде всего сами государства
Североатлантического альянса, особенно новые его члены. А там, где они не
заинтересованы, Европа не поддерживает Вашингтон и Соединенные Штаты ничего не
могут с этим поделать. Если бы американцы раньше владели Европой, тогда
формулирование неоимперских притязаний в рамках всего европейского региона
вызывало бы жесткое противодействие. Кстати, так и происходит в Латинской
Америке, где многие страны бросают сейчас вызов США. Попробовал бы Вашингтон
заикнуться тут о «регионе привилегированных интересов» – был бы вселенский
скандал.
Наконец, пара слов о Китае. Я не призываю во всем подражать КНР. Экономические
реформы Поднебесной, кроме некоторых частных методов, едва ли могут послужить
моделью для России. Однако в плане внешней политики Москве, безусловно, есть
чему поучиться у Пекина. Китай достиг поразительных успехов в экономическом
росте, стал важнейшим торговым партнером США, Евросоюза, Японии, России,
Австралии, стран АСЕАН. Но руководству КНР и в голову не приходит объявлять свою
страну «текстильной сверхдержавой» или «империей мирового ширпотреба». Проводя
политику энергичной торгово-экономической и кредитной экспансии, крупных
инвестиционных проектов в Юго-Восточной Азии, Монголии, Центральной Азии, Африке
и Латинской Америке, Поднебесная не выступает с заявкой на какие-либо «регионы
привилегированных интересов». Она без лишней шумихи, практическим путем
приобретает в этих районах мира все более ощутимое политическое влияние и
подспудно создает обширную инфраструктуру для военного присутствия, если в нем
возникнет нужда.
КНР не пытается сколачивать вокруг себя военные союзы и политические коалиции, а
строит сбалансированные и прагматичные отношения с соседними странами, с
ведущими державами и союзами мира. Единственный вопрос, на который Пекин
реагирует крайне остро и болезненно, – это Тайвань. В остальном он демонстрирует
большую гибкость и осторожность, не делает поспешных шагов и не меняет в
короткий срок занимаемых позиций. Неуклонно увеличивая на деле, а не на словах
свою роль в мире, Китай проводит подчеркнуто скромную линию в дипломатии и
политической риторике, не присваивая себе титулы «сверхдержавы», «отдельного
мирового центра силы» и даже «самодостаточной цивилизации» (коей, безусловно,
является). Он реально ведет себя соответственно такому статусу, а говорить об
этом предоставляет зарубежным комментаторам.
Проводя долгосрочную и глубокую военную реформу, Китай последовательно повышает
свой оборонный потенциал по всему диапазону вооруженных сил и систем оружия,
расширяет участие в глобальных миротворческих операциях. При этом КНР не трубит
о растущей военной угрозе извне, не бравирует своими вооружениями, ракетными
испытаниями и военной деятельностью, не пытается самоутверждаться,
демонстративно «задирая» США, Японию, Вьетнам или Индию. И потому ведущие
державы тем более уважительно оценивают растущую китайскую обороноспособность. |