Хочу начать с истории с математиком академиком Эйлером. Это самый выдающийся
ученый, который когда-либо работал на территории Российской империи. Он уехал
жить в Германию, и очередная императрица стала зазывать его обратно. Эйлер долго
отказывался, а когда согласился вернуться в Петербург, поставил ряд условий
своего возвращения. И первое звучало так: никаких солдат на постой на квартиру к
академику. У меня возникает стойкое ощущение, что в нашей истории
военно-политическая машина воспринимает страну как место постоя. Здесь можно
постоять, а потом, когда все «съедим» и страна развалится, перейдем на другое
место. Нет и не будет другого места.
На заседании СВОП многие говорили о роли кадров для модернизации. Перед нами
встанет самый острый и ясный вызов – либо тотальный призыв в армию в ближайшие
годы, либо модернизация. Я не могу себе представить, как можно совместить
практически поголовное рекрутирование молодежи и студентов в Вооруженные Силы с
модернизацией. В целом ряде сложнейших специальностей, связанных с физикой,
математикой, программированием, даже годовой перерыв способен радикально
нарушить процесс формирования классных специалистов, которых не заменит поток
унифицированных середняков. Попробуйте прервать сложный процесс созревания
кадрового офицера, формирования кодекса чести и отправить его на год поработать
на вещевом рынке. Тоже своеобразная школа жизни, как и армия, только очень
специфическая. Ничто не мешает интенсивно обучать студентов военному делу по
месяцу каждые летние каникулы, вместо того чтобы запирать их в казармы с
неизвестными целями.
Хочу напомнить, что Совет народных комиссаров в 1943 году принял соответствующее
постановление и отозвал с фронта студентов нескольких десятков ключевых вузов и
техникумов, понимая, что без соответствующего кадрового потенциала развиваться в
течение войны, а тем более после ее окончания будет просто невозможно. Такое
ощущение, что у нас сейчас идет полномасштабная военная кампания и положение
хуже, чем в 43-м. Мы знаем, что объявлены планы уменьшения числа контрактников и
увеличения призыва, но никакие ссылки на громадность территории не дают нам
средств для содержания миллиона человек под ружьем.
У нас уже есть большой исторический опыт, свидетельствующий, что военный щит
просто умудряется раздавить экономику. Если говорить о военном паритете на
длительном историческом отрезке, то совершенно необходимо иметь хотя бы
приблизительное равенство экономических возможностей. Сейчас по оборонным
потенциалам мы в соотношении с США где-то 1:10 с точки зрения бюджета, а если
брать всех союзников Вашингтона, то эту пропорцию можно довести до 1:15 и 1:20.
Поэтому предложения построить баланс, под которым понимается приблизительное
паритетное состояние, основаны на совершенно мифических представлениях о
действительном положении вещей.
Реально сегодня пространство выбора сузилось до предела: либо искать
политические способы обеспечения нашей безопасности, причем достаточно дешевые,
либо переходить в режим нейтральной страны. То, о чем говорил Алексей Пушков
(см. «ВПК» № 23, 2010. – Ред.), на самом деле позволяет быть только нейтральной
страной, а-ля Швеция, потому что более серьезный военно-политический центр нам
не выстроить. Заказав этот вес, мы просто рухнем под его тяжестью в
экономическом смысле.
Именно поэтому нужны серьезные переговоры с НАТО на предмет возможных будущих
взаимных гарантий, союзнических отношений и взаимной поддержки, вплоть до
вступления в Североатлантический альянс… В дискуссии были сформулированы две
роли России в партии с НАТО. «Россия в альянсе – это означает дружбу против
Китая. И эта роль нам неприемлема». При этом было сказано, что «сейчас НАТО
дружит против России». А эта роль нам приемлема? А эту роль мы можем вообще
вынести физически, политически, организационно и т. д.?
Если посмотреть на историю России, то именно военно-политические амбиции
периодически блокировали начавшиеся модернизации. Мы должны хорошо помнить, к
какому результату привело нашу страну упорное стремление овладеть проливами
Босфор и Дарданеллы, как была сорвана очень сильно и быстро начинавшаяся
модернизация конца XIX века. Я бы не сбрасывал сейчас со счетов, не недооценивал
опасность перехода в режим такой мобилизационной парадигмы, которая будет
вызвана каким-нибудь внешнеполитическим аспектом. А мобилизационная парадигма,
как мы знаем, мгновенно подавляет в стране любые варианты духа свободы, духа
предпринимательства, пресекает естественное саморазвитие страны без
аварийно-спасательных модернизаций через диктатуру. Поэтому придется серьезно
переосмыслить объем наших обязательств и желаний, в том числе и во внешнем мире,
чтобы оставалась возможность нормального экономического развития.
Дабы показать, как тяжело поддерживать паритет при технологическом отставании,
приведу такой пример. В 80-х годах, когда наша страна считала себя очень сильно
технологически подготовленной, выяснилось, что нам необходимо проводить в пять
(!) раз больше пусков космических ракет по сравнению с американцами, потому что
на орбите наша электроника слепнет, глохнет и умирает гораздо быстрее. Понятно,
что из-за короткой жизни этой маленькой «фитюльки»-микросхемы мы были вынуждены
выбрасывать в ракетную трубу совершенно невероятные деньги, чтобы поддерживать
сопоставимую с США орбитальную группировку. Ясно, что долго держаться в таком
состоянии просто невозможно и не удастся.
Резюмируя, хочу сказать: внешнеполитический и военный курсы должны обеспечивать
в первую голову возможность долгосрочного выживания страны, возможность
догоняющего экономического развития. Нам необходимо сейчас ставить перед собой
внешнеполитические задачи по тем реальным средствам и возможностям, которыми мы
располагаем сегодня и будем располагать завтра. |