2.1.1. Мир меняется беспрецедентными темпами. Прежде всего, происходит
перераспределение сил от Евроатлантического пространства к
Азиатско-Тихоокеанскому региону. Азиатские центры силы, в первую очередь
Китай, усиливаются экономически и политически, в то время как традиционные центры,
в том числе Соединенные Штаты, относительно утрачивают лидерские
способности. Попытки администрации Обамы восстановить позиции США, приспособив
американское лидерство к новым «постоднополярным» международным условиям, пока не
приводят к очевидным успехам. Новые незападные полюса не проявляют
желания участвовать в глобальном регулировании вместе с традиционными лидерами и
выстраивать универсальный порядок, пусть даже в несколько реформированном виде.
Это ограничивает возможность выстроить некий глобальный «концерт».
2.1.2. Происходит общая диффузия силы в международной системе — все большее
число стран, причем далеко не только самых крупных, приобретают мирорегулирующие
амбиции. Пример — Бразилия и Турция, попытавшиеся продвинуть собственный проект
решения иранской ядерной программы. Регулирующие инициативы традиционных центров
воспринимаются с растущим скепсисом даже союзниками. Возрастает децентрализация и
фрагментация международной системы, снижается ее управляемость со стороны
крупных держав вообще, причем как «старых», так и «новых».
|
|
2.1.3. Распространение ядерного оружия, видимо, приняло необратимый характер.
Вслед за Индией, Пакистаном, Израилем и Северной Кореей, скорее всего, в той или
иной форме последует Иран. Вопрос в том, можно ли остановить цепную реакцию,
например, в отношении арабских государств. В долгосрочной перспективе неясно,
сохранят ли безъядерный статус Япония и Южная Корея. Повысится вероятность
попадания ядерного оружия к негосударственным игрокам, особенно в случае
получения его внутренне неустойчивыми странами. Одновременно
происходит распространение ракетных технологий.
2.1.4. Обострение экономической конкуренции с большой вероятностью может
вести усилению тенденции к деглобализации, к росту барьеров на пути движения
товаров, капиталов и людей. Вероятно, замедлится рост мировой экономики. Больше
других пострадает Китай, но эта тенденция затронет и остальные страны, в том
числе Соединенные Штаты и Россию. В последнее время у некоторых представителей
американской политической элиты появляется впечатление, что в краткосрочной
перспективе деглобализация выгодна США (позволить решить проблемы внешнего долга,
торгового и бюджетного дефицита, безработицы и международного перераспределения
сил). Однако в долгосрочной перспективе Америка все равно проиграет. Еще более
возрастет нестабильность и конфликтогенность международных отношений.
2.1.5. Нарастают признаки изменения климата, которое будет все больше влиять на
ситуацию в мировой экономике и международной безопасности. В течение ближайших
десятилетий оно может вызвать новое «великое переселение народов», которое
изменит экономическую и политическую карту мира. Глобальное потепление,
индустриальный подъем новых игроков в Азии и увеличение спроса на продовольствие и
минеральные ресурсы в быстро развивающихся странах, а также экологическая
деградация и связанное с ней сокращение пригодных для сельского хозяйства
площадей, подстегивают новую волну конкуренции за продовольствие, пригодную для
сельского хозяйства землю, питьевую воду и минеральные ресурсы. Подспудно
развертывается новая борьба за контроль над территориями.
2.1.6. Продолжается ренессанс национального государства. Мировой экономический
кризис 2008/2009 гг. подвел черту под эпохой экономического дерегулирования. В
условиях новой международной хаотизации государства стремятся укрепить
суверенитет и ограничить негативные последствия глобализации. Однако
национально-ориентированная политика не в силах справиться с наднациональными
угрозами.
2.1.7. Продолжает снижаться эффективность ведущих международных институтов. С
приходом администрации Обамы прекратилось их умышленное ослабление со стороны
США, но продолжилась эрозия, связанная с нежеланием ключевых государств проводить
реально согласованную политику.
2.1.8. Будут сохранять актуальность такие вызовы международной безопасности, как
международный терроризм, организованная преступность, в том числе
наркопреступность, пиратство, кибертерроризм, внутригосударственные войны и
конфликты.
2.1.9. Наиболее масштабным региональным вызовом является неясность будущей
внешней, военной и внешнеэкономической политики Китая в условиях его
экономического и военно-политического подъема. Растущая мощь Пекина вызывает
опасения вне зависимости от проводимого курса, сейчас осторожного и вполне
мирного. (Правда, некоторые эпизоды, провозглашение суверенитета над Южно-Китайским
морем и т.п., свидетельствуют о готовности и к наступательным действиям).
Сохранение Россией ядерного потенциала, качественно превышающего потенциал КНР,
вкупе с дружественными политическим отношениями исключает вероятность конфликта
или гонки вооружений между ними. В военно-политической области Москва и Пекин уже
достигли отношений «постсдерживания», которые мы будем предлагать для России
и США. Однако уже сегодня появляется вероятность превращения России в
энергетический и сырьевой придаток и, в перспективе, «младшего
политического брата» поднимающегося Китая. Для Соединенных Штатов усиление КНР,
позволявшее им поддерживать высокий уровень внутреннего потребления за счет
взаимной торговли, превращается в злободневную проблему экономической
безопасности. Подъем Китая также бросает вызов положению Америки как единственной
сверхдержавы, ее способности осуществлять глобальное лидерство, положению в
регионе АТР. Под вопросом образ Америки как наиболее успешной модели развития,
динамичной и конкурентоспособной экономики мира.
2.1.10. Серьезный вызов для России и США представляет неясность будущего
Афганистана после вывода оттуда контингента НАТО и перспектива дестабилизации
стран Центральной Азии. Поскольку США и НАТО не в состоянии обеспечить
стабилизацию Афганистана, добившись победы над«Талибаном» или договорившись с
ними на приемлемых для коалиции условиях, эта страна остается источником
региональной нестабильности, международного терроризма, религиозного экстремизма.
Это уже сейчас угрожает Пакистану и может стать серьезной угрозой для слабых
государств Центральной Азии и других соседей Афганистана — Ирана, Китая, Индии. В
перспективе уже через нескольких лет Россия может столкнуться с угрозой новой
региональной войны на территории Таджикистана вследствие экспорта нестабильности
из Афганистана. В Центральной Азии обостряются и внутренние источники
дестабилизации: Узбекистан, Таджикистан и Казахстан в ближайшие годы столкнутся со
сменой высшего руководства. Киргизия остается дефакто несостоявшимся государством.
2.1.11. Комплекс вызовов для России и США представляет собой возможная
дестабилизация Большого Ближнего Востока. Толчком к ней может стать, например,
развал Ирака после вывода оттуда американских войск и втягивание в конфликт Ирана
и Турции. Не исключена дестабилизация Пакистана, в результате которой
радикальные исламисты получат доступ к ядерному оружию. Наконец, приобретение
Ираном ядерного оружия или его превращение в пороговое государство
повысит вероятность нанесения по нему упреждающего удара Израилем (с
катастрофическими последствиями) //Тем более, в последнее время наблюдается
очевидный рост непредсказуемости и самостоятельности военной политики Израиля, и
сдерживание его от нанесения удара по Ирану становится для США все более
трудным.//, а также подхлестнуть распространение ядерного оружия и усилить
региональную напряженность в целом (многие страны Ближнего Востока считают Иран
соперником или угрозой).
|
|
2.1.12. Краткий перечень вызовов показывает, что в сегодняшнем и завтрашнем
мире главные угрозы для России и США связаны не с политикой друг друга, а с
внешними по отношению к Москве и Вашингтону факторами глобального и регионального
характера. Россия и Соединенные Штаты не представляют друг для друга прямой
военной угрозы ни в области обычных вооруженных сил в Европе, ни в стратегической
сфере. Неядерная «большая война» в Европе физически невозможна. Сохранение
способности физически уничтожить друг друга — при соблюдении надлежащих мер
укрепления доверия и стратегической стабильности — оказывает стабилизирующий
эффект на политику как собственно Москвы и Вашингтона, так и других ядерных и
неядерных стран.
2.1.13. На фоне новых глобальных и региональных угроз теряет смысл и
актуальность стратегия США по обеспечению «геополитического плюрализма»
на постсоветском пространстве (когда системообразующим направлением политики
является поддержка центробежных тенденций и антироссийских элит в бывшем СССР) и
изоляции России от политической Европы.
2.1.14. Для России по ряду важных для ее интересов, прежде всего на
постсоветском пространстве и в области европейской безопасности, политика США
по-прежнему представляет серьезный политический вызов. Но гораздо менее опасный,
чем еще два года назад, и менее значимый, чем новые угрозы глобального и
регионального порядка. |