3.1.1. За время, прошедшее со времени объявления «перезагрузки»,
российско-американские отношения значительно улучшились. Это не сопровождается
сдачей России ее политических и геополитических позиций, как часто бывало в
прошлые времена. Угроза перехода Москвы и Вашингтона к новой конфронтации,
реальная в конце 2008 г., преодолена. Стороны доказали способность производить
позитивные «продукты» сотрудничества и достигать конкретных результатов, главным
из которых пока остается новый Договор о сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружений(ДСНВ). Добившись ценой колоссальных политических усилий
и даже уступок по внутриполитическим вопросам его ратификации до конца 2010 г.,
администрация Обамы доказала заинтересованность в сохранении достигнутых успехов
«перезагрузки» и в продолжении курса на более конструктивные и партнерские
отношения с Россией.
|
|
3.1.2. Вашингтон осознал, что для реализации новой «большой стратегии» и
достижения приоритетных внешнеполитических задач//Улучшение отношений с ведущими
центрами силы в мире и выстраивание с ними партнерств на основе «общих интересов»;
демонстрация улучшения ситуации в Афганистане путем наращивания войск и военной
активности; принятие новых санкций в отношении Ирана; возобновление процесса
ядерного разоружения; укрепление режима нераспространения ядерного
оружия посредством поддержки режима ДНЯО//ему необходима поддержка России.
Именно это предопределило политику «перезагрузки». Россия также
продемонстрировала понимание значимости сотрудничества с США для модернизации
экономики, реализации своих интересов на постсоветском пространстве ив сфере
европейской безопасности, а также проведения более успешной политики в отношении
Евросоюза и Китая.
3.1.3. Главным индикатором успеха «перезагрузки» стало приобретение
российско-американскими отношениями сбалансированного характера. Москва оказывает
Вашингтону поддержку в значимых для него вопросах международно-политической
повестки дня и даже идет на частичный пересмотр своих тактических интересов — до
тех пор, пока это не противоречит ее важным интересам. Со своей стороны, США
снижают активность на тех направлениях внешней политики, которые вызывают у
России наибольшие озабоченности, делают меньший упор на те из своих интересов,
которые остро противоречат интересам Москвы. В некоторых случаях Вашингтон
принимает российскую повестку дня и содействует реализации отдельных важных
российских интересов в пределах, не создающих серьезной угрозы
политическим позициям администрации Обамы.
3.1.4. Так, Соединенные Штаты существенно трансформировали подход на
постсоветском пространстве, в результате чего соперничество Москвы и Вашингтона в
регионе смягчилось, частично перейдя в «скрытую» фазу. Вопрос о расширении НАТО на
страны СНГ снят с текущей повестки дня, и Вашингтон — впервые за весь
постсоветский период — официально заговорил о согласии с внеблоковым
статусом Украины. США спокойно и нейтрально отреагировали на усиление российских
позиций на Украине и в Киргизии, отказавшись смотреть на их сближение с Москвой
сквозь призму «игры с нулевой суммой». Кроме того, Вашингтон понизил значимость
остающихся противоречий с Россией в регионе (Грузия) и не допускает того, чтобы
они заблокировали сотрудничество по другим вопросам.
3.1.5. Несколько активизировался российско-американский диалог по вопросам
европейской безопасности. Хотя США по-прежнему не разделяют российское видение
того, как должна быть решена проблема остаточного геополитического раздела Европы
и неопределенности места России в европейской системе безопасности, они, по
крайней мере, стали признавать наличие этой проблемы. В качестве ответа на
инициативу Д.А. Медведева по Договору о европейской безопасности(ДЕБ) Москве
предложен амбициозный проект создания общей системы тактической противоракетной
обороны Россия — НАТО. «Пробным шаром» является идея некоторого укрепления ОБСЕ
(создание механизма предотвращения конфликтов и т. д.), во многом воспроизводящая
российские предложения 1990х годов.
3.1.6. Активизировался экономический диалог Россия — США, в том числе по
вопросам высоких технологий, инноваций и модернизации. Подписаны соглашения о
научно-техническом партнерстве. (Хотя, разговоры об использовании Соединенных
Штатов как внешнего источника российской модернизации носят пока во многом
формальный и показной характер). К октябрю 2010 г. стороны завершили
двусторонние переговоры по ВТО, сняв один из главных барьеров вступления России в
эту организацию и крупный раздражитель отношений. Наконец, администрация Обамы
отменила односторонние санкции против ряда российских компаний, введенных ранее
из-за их взаимодействия с Ираном.
3.1.7. Со своей стороны, в рамках переговоров по новому ДСНВ Россия сняла
требование об ограничении политики США в сфере ПРО. Благодаря этому документ
удалось подписать до организованного Вашингтоном саммита по ядерной безопасности
(апрель 2010г.) и до Обзорной конференции ДНЯО (май 2010 г.). Это способствовало
продвижению новой ядерной стратегии Соединенных Штатов. Россия поддержала
введение санкций ООН против Ирана и добровольно отказалась от поставок ему
ракетных комплексовС300. Наконец, Россия интенсифицировала сотрудничество по
Афганистану (наземный и воздушный транзитные коридоры, подготовка полицейских и антинаркотических кадров для Афганистана, поставки вооружений).
3.1.8. Символическим показателем улучшения отношений стал возврат к
«замороженным» проектам в атомной сфере. Вступило в силу Соглашение о
сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии(«соглашение
123»); стороны повторно подписали соглашение об утилизации 34 тонн оружейного
плутония и вернулись к идее создания механизма обмена данными о
пусках баллистических и космических ракет.
3.1.9. Произошла активизация рабочего взаимодействия на многих уровнях, в том
числе, через создание «Президентской комиссии».Хотя в ряде случаев ее
деятельность носит формальный характер, постепенно она наполняется содержанием.
3.1.10. Одно из главных достижений «перезагрузки», в частности, в том, что
российская элита больше не имеет оснований представлять США чуть ли не наибольшей угрозой безопасности России и ее международно-политическим позициям, как это было во
второй половине 2000х годов. Хотя такие попытки, будем надеяться, затухающие, и
предпринимаются. Ослабли позиции и традиционно антироссийских сил в Соединенных
Штатах. В результате изменения политики Вашингтона на постсоветском пространстве и
по вопросу участия России в системе европейской безопасности удельный вес общих
угроз стал перевешивать те вызовы, которые политика США по-прежнему представляет
для России. Сформировалась прагматичная логика отношений, главной движущей силой
и детерминантом которых выступают интересы сторон, как их понимает политическое
руководство.
3.1.11. Сохраняется мешающий сближению «ценностный разрыв». В Америке с
недоверием относятся к сложившейся в России модели авторитарного
коррумпированного государства, хотя оно и провозглашает стремление к
строительству развитой демократии. В России риторику Соединенных Штатов и действия
Вашингтона по распространению своей модели воспринимают как прикрытие для
расширения зоны американского политического, экономического и даже военного(до
приостановки расширения НАТО) влияния. Но это различие несопоставимо с
тем зияющим, разрывом, что разделял страны в годы «холодной войны». А взаимные
подозрения в намерениях расширить «сферы влияния» все очевиднее являются
атавизмом, инерцией прошлого соперничества, мешающей рациональному сближению.
|