4.1.1. Мы считаем, что российско-американские отношения можно и нужно начать
кардинально перестраивать, чтобы в основном завершить эту перестройку в течение
10—15 лет. Однако предлагаемую новую философию отношений невозможно ввести
сразу, просто перескочив через оставшиеся от прошлого противоречия. Вводить
новые элементы необходимо параллельно с конструктивным решением проблем,
доставшихся от прошлого, стараясь не усугубить их применением устаревших
механизмов решения.
4.1.2. Необходимо максимально сохранять и развивать те механизмы
российско-американских отношений, которые делают их более устойчивыми и
насыщенными уже сейчас. В частности, неофициальные и доверительные диалоги между
элитами и общественными группами. И главное — заработавшую Президентскую
комиссию, которая готовит принимаемые на высшем и высоком уровне решения и
претворяет их в жизнь.
4.1.3. Между тем, нельзя забывать и об объективных ограничителях. По многим
направлениям интересы двух стран просто не пересекаются. В обозримом будущем
сохранятся серьезные различия в ценностях. Это будет мешать сближению, особенно
со стороны США. Вместе с тем, абсолютизация различий некорректна. Нередко за ней
кроются русофобия и антиамериканизм, оставшиеся со времен «холодной войны».
Соединенные Штаты поддерживали и поддерживают де-факто союзные отношения с
такими странами, как шахский Иран, франкистская Испания, Пакистан, Саудовская
Аравия и многие другие, ценностный разрыв с которыми гораздо шире, чем с
нынешней Россией. Россия же строит отношения все больше реально (хотя и не
формально) напоминающие союзнические, с рядом демократических государств Европы
и стремится к созданию таких отношений де-юре. |