Национализм конструктивен с точки зрения социальных
отношений, культуры, политической системы. Например, идея
современной демократии предполагает национализм, национальный
суверенитет как право политического самоопределения всей нации,
а не какой-то ее части. В тоже время существуют такие
интерпретации национализма, при которых он ведет к
драматическим последствиям. Но национализм здесь не исключение
— и у государства, и у религии, и любого другого института есть
патологические метаморфозы. О том, насколько обоснованно
ставить знак тождества между национализмом и патриотизмом,
ведущий Дискуссионного клуба «РГ» Евгений Шестаков беседует с профессором факультета
философии Высшей школы экономики Виталием Куренным.
Евгений Шестаков: Согласны ли вы с тем, что национализм становится в современном обществе
социальной потребностью человека?
Виталий Куренной: Национализм — новое явление. Оно возникло вместе с основными социальными,
культурными, экономическими институтами современности. Национализм — это явление того же
порядка, как и современное государство, промышленная экономика, массовая армия и всеобщее
образование, современные институты внешней и внутренней политики. Национализм — легитимный и
неизбежный элемент современного мира.
Шестаков: Насколько обоснованно, говоря о национализме, ставить знак тождества с патриотизмом —
патриот обязательно должен быть националистом?
Куренной: Я бы не ставил здесь знак равенства, имея в виду, что патриотизм — это любовь к
существующему, а национализм часто имеет характер проекта. Можно быть не националистическим
патриотом и не патриотическим националистом. Возможно, что самые публичные патриоты сегодня —
это американцы. Для ее граждан вполне естественно вывесить на своем доме флаг своей страны.
Шестаков: Существуют ли какие-то особые признаки национализма?
Куренной: В самом общем виде — использование националистического языка, националистического
дискурса. Но вот если мы говорим о конкретном содержании национализма, возникают сложности. В
конечном счете, мы упираемся в следующую проблему: можем ли мы каким-то образом определить, что
такое нация? Потому что национализм — это нечто производное от идеи нации. Существует огромное
количество попыток дать определение нации, начиная с этнических и заканчивая более сложными,
гражданско-правовыми формулировками. Но определить нацию — это все равно что дать определение
личности или дать определение, что такое человек. Это просто невозможно. На любую попытку дать
определение нации всегда можно ответить словами Бисмарка, который однажды сказал: «Я выступаю
против монополизации права выступать от имени народа и при этом исключать меня из народа».
Поэтому попытка дать исчерпывающее определение нации и национализму обречена на провал: нация
— это конкретная полнота всей жизни нации. А претензия на исключительное право толкования нации и
национального — это всегда подтасовка.
Шестаков: Можно ли говорить о существовании конструктивного национализма или это явление всегда
деструктивное?
Куренной: Безусловно, национализм в рассматриваемом мной здесь смысле — это явление в
значительной степени конструктивное. Национализм конструктивен с точки зрения социальных
отношений, культуры, политической системы. Например, идея современной демократии предполагает
национализм, национальный суверенитет как право политического самоопределения всей нации, а не
какой-то ее части. Нация — это и есть общий политический базис современной демократии, в отличие от
демократий древности, где «демос» — это только часть общества, противопоставленная аристократии и
другим подобным группам. В экономической и социальной сфере национализм также обладает
позитивным измерением, необходимым для существования современных обществ. Ясна и
патологическая сторона национализма, когда идея нации оборачивается не позитивной стороной
формирования общности, равенства, доверия, социальной симпатии, а начинает, напротив, раскалывать
общество, порождать разного рода ксенофобские конфликты по этническому, расовому, религиозному
или другому признаку. Существуют такие интерпретации национализма, при которых он ведет к
драматическим последствиям. Но национализм здесь не исключение — и у государства, и у религии, и
любого другого института есть патологические метаморфозы.
Шестаков: Но ведь появление единой Европы с ее стиранием границ, по сути дела, проект — антипод
национализма?
Куренной: Очевидно, что сейчас мы наблюдаем в Европе очень мощную волну националистических
настроений. В каких-то странах она поднялась раньше, где-то только набирает обороты. Финляндия,
казалось бы, в этом отношении была совершенно невинной страной. И вот, пожалуйста — третье место
на выборах занимает партия, которая придерживается националистических, евроскептических взглядов.
Национализм, повторюсь, — это неотъемлемый элемент современности. Сказать, что Европа
упразднила национализм своим проектом единого европейского пространства, конечно, неверно.
Напротив, внутри этого проекта мы видим где-то возрождение, а где-то и рождение национализма. На
фоне возрастающих экономических и миграционных проблемы все громче звучат голоса, призывающие
к той или иной форме восстановления национальных границ. Я вовсе не склонен переоценивать
значение подобных голосов, но очевидно, что даже радикальный европейский эксперимент вовсе не
снял национализм с повестки дня, а в каких-то отношениях даже стимулирует и укрепляет
националистические настроения.
Шестаков: В своем выступлении на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике вы
использовали такой термин, как «культурные аспекты национализма». Что такое национализм в
культурном отношении?
Куренной: Давайте вспомним, когда слово нация приобретает современный смысл. В конце XVIII века, в
ходе Французской революции. Эта новая идея нации упраздняла — конечно, поначалу только в форме
идеала — социокультурные барьеры — барьеры между аристократией, буржуазией, крестьянством и
прочими сословиями, учреждая между людьми, принадлежащими к французской нации, некое
фундаментальное равенство и общность. Конкретным же культурным выражением национальной
общности становится национальная культура — более или менее широкий культурный багаж, который
разделяют все представители одной нации. Проще всего заметить этот культурный аспект
национализма в образовании: в современном обществе люди получают значительное общее
образование, и этот общий элемент имеет тенденцию к возрастанию. В досовременных,
донациональных обществах ничего подобного нет: войны, жрецы и ремесленники не имеют сколько-
нибудь значимого общего культурного багажа. Этот общий культурный план получает свое объективное
выражение в правовом, политическом равенстве, идее социальной справедливости и т.д. Но без
единства национальной культуры эти формы лишены жизни — это просто сомнительные абстрактные
идеи.
Шестаков: Мы говорим о нации, которая включает в себя представителей разных национальностей или
все же о «титульной» нации?
Куренной: Здесь лучше всегда уточнять терминологию. У нас есть конституционное определение,
которое я не считаю особенно удачным: «многонациональный народ Российской Федерации».
Получается, что многие «нации» составляют у нас какой-то единый «народ«. Более соответствующим
нашему обыденному словоупотреблению, духу русского языка, а также всей теоретической понятийной
традиции, которую я использовал выше, является иная конструкция: единая нация может состоять из
многих народов. Именно нация, как политическая, социальная и культурная общность. А вот общность
этническая, этнокультурная — это народ. В таком случае политическая, например, российская нация
может включать в себя большое число этносов и народов, в том числе государствообразующий русский
народ. Это нормально. Ненормально, когда вас пытаются вписать в народ, принадлежащим к которому
вы себя по этнокультурным основаниям не чувствуете.
Шестаков: И все же многие европейские народы, голосуя за националистические партии, выражают тем
самым недовольство засильем мигрантов и размыванием европейской культуры. Вот и правительства
ряда крупных европейских государств заявили о своем отказе от политики мультикультурализма.
Куренной: Здесь целый клубок сложных проблем. В той же Франции по ряду причин, прежде всего,
социально-экономических, потомки мигрантов, которые, казалось бы, уже являются гражданами
Франции, сегрегированы. Они формируют анклавы, из которых уже не могут вырваться. Что и является
источником множества проблем, которые поверхностно воспринимаются как межэтнические и
межкультурные — как этакий домашний «конфликт цивилизаций». Хотя очевидно, что проблема такого
рода сегрегации в основном связана с провалами социально-экономической политики. К сожалению,
политика мультикультурализма в некоторых случаях служит только укреплению подобных
сегрегационных барьеров — мол, живите своей культурой, а мы будем жить своей. Полагаю, что критику
мультикультурализма со стороны глав основных стран Европы следует понимать именно в этом ключе.
А именно как критику сегрегационных эффектов мультикультурализма. И как вытекающее из того
требование более активной политики национальной ассимиляции. А вот это уже требует совсем других
мер, чем простая популистская критика мультикультурализма.
Но давайте посмотрим на этот вопрос и с другой стороны. Национальная культура — мы уже об этом
говорили — основана на определенном общем культурном багаже. Но это не просто знания, навыки
коммуникации, грамотность и прочее. Это еще и цивилизационные навыки. Причем навыки очень
определенные. Ведь что такое современная культура? — Это культура, прежде всего, городская,
урбанистическая. Она предполагает очень сложный тип рациональности, условности, сложности. Если
культурные механизмы формирования подобных цивилизационных навыков не работают, то возникает
специфический конфликт городской и не городской культуры. Почему, например, московское метро
строилось так помпезно — как дворец? Нужно было дисциплинировать огромную массу бывших
крестьян. А мраморный пол и люстры дисциплинируют — лишний раз под ноги себе не плюнешь.
Сегодняшний пример такого рода — аппарат по продаже билетов на вокзале где-нибудь в Германии. Без
определенных и весьма непростых цивилизационных навыков вы просто ничего не сможете с ним
поделать. Для деревенской площади, возможно, вполне в порядке вещей — занять эту площадь под
влиянием импульса к непосредственному выражению молодецкой удали в форме лихой народной
пляски. Городская площадь устроена по-другому, предназначена для другой — городской — жизни.
Таким образом, сплошь и рядом сегодня мы под видом этнических конфликтов имеем дело с
конфликтом городской и не городской культуры. Если же на этот отказ механизмов формирования
городских цивилизационных навыков накладывается еще и стремительная утрата общего культурного
багажа, то политическая нация рискует распасться на явно или латентно враждующие этносы.
Шестаков: Почему в России национализм имеет более воинственную форму, чем, скажем, в Европе?
Куренной: В исторической перспективе я бы не согласился с такой формулировкой. У Европы долгая,
сложная и далеко не бескровная история этнических конфликтов. Но сегодня в отношении
национализма она является более зрелой.
Проблема в том, что у нас почти не было исторического шанса вообще сформулировать и, тем более,
практически разрешить эту проблему. Россия дореволюционная, а затем СССР — это имперские
пространства. Имперское пространство совсем по-другому устроено — не так, как национальное
государство. И сегодняшние наши проблемы, мне кажется, в том числе проблема насилия на этнической
почве, связаны с тем, что мы слишком полагаемся на эту инерцию имперского прошлого. Тема нации в
России маргинализована и даже в какой-то мере табуирована. В результате эта тематика захватывается
очень специфическими группами публицистов и популистов. А отсутствие разработанного языка, на
котором можно обсуждать эту тематику, конечно никак не способствует разрешению назревающих здесь
проблем.
В завершении я выскажу свою точку зрения на решение этой проблемы в нашей стране. В то время как в
Европе и в мире в XIX-XX веке активно шло формирование национальных государств, мы продолжали
быть имперским пространством. Россия — опоздавшее национальное государство. Но даже Европе до
сих пор идет далеко не безболезненное формирование подобия моноэтнических государственных
образований из остатков прежних империй. Неизбежен ли и для России такой путь формирования
моноэтнической государственности? — Это возможно или через распад, или посредством жесткой и
далеко не толерантной — как нам известно и из истории Европы, и из политики нынешних стран Балтии,
— этнизации своего государства. Мне представляется, что Россия должна идти другим, цивилизованным
путем — путем формирования гражданско-правового национализма. Основанного на лояльности
конституции и приверженности собственной общественной и государственной инфраструктуре. Такой
национализм прагматичен, он апеллирует к разуму, а не к эмоции. И он не требует столь дорогих
политических жертв с непонятным исходом, как национализм, основанный на этнической идее.
|