«Коснувшись дна» осенью 2008 года, отношения между Россией и США значительно улучшились за прошедшие три года. Тем не менее ряд
причин, которые привели к самому серьезному упадку российско-американского взаимодействия за два десятилетия, до сих пор не устранены. Главной и наиболее
трудноразрешимой остается застарелая проблема отношений Москвы и Вашингтона со странами постсоветского пространства — одиннадцатью бывшими республиками СССР, не
входящими в НАТО или Европейский союз.
Проведя первое комплексное исследование данного вопроса, авторы доклада пришли к выводу о принципиальной ошибочности
главной предпосылки, которой в России и США часто руководствуются политики и эксперты, формирующие или анализирующие политику своих стран на постсоветском
пространстве. Данная предпосылка заключается в том, что между двумя странами якобы имеются принципиальные, «структурные», а значит непримиримые
расхождения относительно постсоветских регионов. В действительности упорная игра с нулевой суммой, разворачивающаяся между Россией и США на постсоветском
пространстве, не вызвана какими-либо внутренними особенностями данных стран или системы международных отношений в целом. Она возникает вследствие ситуативных
факторов — в основном преходящих обстоятельств. Несмотря на эту ситуативность, игра с нулевой суммой на постсоветском пространстве не только остается главной
причиной регулярных конфликтов между Россией и США, но и вредит самим постсоветским республикам.
В исследовании выявлены три источника напряженности, характерной для российско-американских отношений на постсоветском пространстве.
• Инерция в политике. Многие разногласия между Россией и США в отношении
постсоветской Евразии объясняются инерцией политики прошлых эпох. Жесткий нажим на постсоветские государства, практикуемый Россией, отчасти связан с наследием
подходов союзного центра к республикам советских времен. Стремление же Вашингтона любой ценой укреплять суверенитет бывших советских республик в начале 1990-х
впоследствии трансформировалось в противодействие любым формам российского влияния на постсоветском пространстве. Зависимость от избранной в прошлом траектории
также проявляется в том, что Россия и США поддерживают различные и зачастую взаимоисключающие военно-политические блоки и проекты экономической интеграции на
постсоветском пространстве. Подобная динамика объясняется отсутствием проектов панъевропейской интеграции, а также тем, что западные институты, неуклонно
расширявшиеся в 1990-е и 2000-е годы, были фактически закрыты для России. Это привело к возникновению так называемой интеграционной дилеммы, подтолкнувшей
Москву к созданию собственных интеграционных проектов.
• Влияние узких интересов. Соперничество между США и Россией на постсоветском пространстве также усиливается в результате действия узких
групп интересов, таких как бизнес-лобби и отдельные государственные ведомства с обеих сторон. Их действия, редко соответствующие национальным интересам двух
стран, часто приводили к дополнительным трениям между Москвой и Вашингтоном.
• Неверное восприятие взаимных намерений. Слишком часто наблюдатели с обеих
сторон судят о роли и политике России и США на постсоветском пространстве, исходя из фундаментальной предпосылки: усиление влияния одной стороны неизбежно
наносит ущерб национальным интересам другой стороны. (На деле эта предпосылка не подкрепляется убедительными практическими доказательствами.) Многие в США
расценивают влияние России на ее постсоветских соседей как угрозу суверенитету и независимости этих государств, а также препятствие для их демократизации. В
России же некоторые политики видят призрак сдерживания в любых попытках США взаимодействовать с постсоветскими странами.
В силу данных причин Москва и Вашингтон
склонны рассматривать свое взаимодействие на постсоветском пространстве преимущественно как игру с нулевой суммой. Почти все страны постсоветской Евразии
познали на горьком опыте последних двух десятилетий, что США и Россия предпочитают уравновешивать влияние друг друга, а не искать взаимовыгодные решения,
которые также могли бы принести пользу конкретной постсоветской стране. Действия, спровоцированные российско-американской конкуренцией, зачастую тормозят
политическое и экономическое развитие постсоветских государств и приводят к консервации неразрешенных конфликтов.
Москва и Вашингтон сегодня стоят перед
выбором: либо по-максималистски стремиться «победить» соперника в регионе, что будет означать скатывание к конфронтации, на грани которой они стояли
в 2008 году, либо искать решения, которые пошли бы на пользу как России и США, так и государствам постсоветского пространства. При этом «большие
сделки» по разграничению «сфер влияния», которые с воодушевлением пропагандируются одними деятелями, а другими решительно осуждаются,
представляют собой лишь фигуры речи, а не реальные варианты политического выбора.
В настоящем докладе предлагаются следующие шесть мер, которые могли бы
облегчить выход из тупиковой на первый взгляд ситуации:
• Повышение прозрачности. России и США стоило бы регулярно обмениваться информацией о своей
деятельности на постсоветском пространстве посредством прямых межправительственных контактов, чтобы избежать недоразумений и просчетов.
• Регулярные
двусторонние консультации по проблемам региона.Российским и американским официальным лицам, отвечающим за политику своих стран на постсоветском
пространстве, было бы целесообразно проводить регулярные рабочие консультации порегиональным вопросам, а дипломатам из России и США, работающим в постсоветских странах — наладить коммуникацию между собой с привлечением в
случае необходимости официальных представителей страны, в которой размещено посольство.
• Снижение «градуса» публичной риторики. Высказывания
и оценки российских и американских официальных лиц зачастую носят излишне резкий и эмоциональный характер, провоцируя контрпродуктивную реакцию. Государственным
чиновникам можно рекомендовать избегать подобных публичных высказываний.
• Учет внутриполитических условий. Российским официальным лицам имеет смысл
учитывать внутриполитические и культурные особенности США, и наоборот. Государственные чиновники чаще всего не могут благосклонно относиться к тем предложениям
и инициативам, которые резко осуждаются во внутриполитических кругах их стран.
• Публичное оглашение намерения искать взаимо приемлемые решения.
Российскому и американскому руководству было бы целесообразно открыто декларировать свою приверженность поиску таких решений проблем постсоветского
пространства, которые были бы выгодны для всех вовлеченных сторон, включая Россию и США.
• Обуздание узких групп интересов. Политическим деятелям имело
бы смысл постоянно проявлять бдительность в отношении влияния на государственную политику со стороны различных групп интересов. Когда возникает необходимость,
попытки такого влияния было бы целесообразно по возможности пресекать.
В докладе специально проанализированы два наглядных примера расхождений между Москвой и
Вашингтоном: по поводу грузинских конфликтов и конкурирующих интеграционных проектов. На их материале авторы показывают, каким образом шесть вышеупомянутых
рекомендаций могут применяться на практике ради улучшения качества взаимодействия между Россией и США на постсоветском пространстве.
Даже если все рекомендуемые
меры будут реализованы, конкуренция между Россией и США (особенно на уровне корпораций из двух стран) на постсоветском пространстве вряд ли полностью исчезнет.
Тем не менее предлагаемые шаги могли бы содействовать устранению одного из основных источников напряженности в российско-американских отношениях, из-за которого
Москва и Вашингтон не раз оказывались на грани конфронтации. Это также принесло бы рассматриваемые в заключительном разделе выгоды как России с США, так и всем
остальным государствам постсоветского пространства.
|