Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

«Коснувшись дна» осенью 2008 года, отношения между Россией и США значительно улучшились за прошедшие три года. Тем не менее ряд причин, которые привели к самому серьезному упадку российско-американского взаимодействия за два десятилетия, до сих пор не устранены. Главной и наиболее трудноразрешимой остается застарелая проблема отношений Москвы и Вашингтона со странами постсоветского пространства – одиннадцатью бывшими республиками СССР, не входящими в НАТО или Европейский союз.
 Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

Вступление

Отношения России и Соединенных Штатов со странами постсоветского пространства — одиннадцатью бывшими республиками СССР, не входящими в НАТО или Европейский союз — остаются одним из основных источников напряженности между Москвой и Вашингтоном со времен распада СССР. Эта напряженность является давним препятствием установлению доверия в российско-американских отношениях. Неоднократно в прошлом она обострялась и приводила стороны к открытому противостоянию. Она же продолжает осложнять российско-американскую «перезагрузку». Подобно мине замедленного действия, противоречия на постсоветском пространстве могут в любой момент подорвать отношения и, таким образом, серьезно затруднить сотрудничество между двумя странами по многим вопросам, невзирая на быстрые перемены в международном ландшафте, в результате которых сфера общих интересов постоянно расширяется.

Определенная конкуренция между США и Россией на постсоветском пространстве неизбежна: даже военные союзники, например, США и Франция, иногда преследуют в третьих странах различающиеся цели. Однако в своем стратегическом мышлении и внешнеполитических действиях Москва и Вашингтон нередко исходят из того, что противоречия между ними на постсоветском пространстве являются фундаментальными и потому непримиримыми.

Ошибочность данного тезиса показана в нашем докладе. На самом деле остроту российско-американских противоречий нельзя объяснить неотъемлемыми качествами, присущими той или иной стране, или даже свойствами системы международных отношений в целом. Эта острота доходит до аномально высокого уровня вследствие сочетания ряда взаимосвязанных факторов: реализуемых по инерции, но устаревших элементов политики, воздействия узких групп интересов и неадекватного представления о намерениях друг друга. Это не отвечает интересам ни США, ни России и, что немаловажно, препятствует стабильному развитию самих постсоветских государств.

Ситуативный характер проблем российско-американских отношений на постсоветском пространстве означает, что эти проблемы имеют решение. Оно, однако, не появится само по себе, не возникнет «автоматически». Чтобы выйти из игры с нулевой суммой в регионах вокруг России, политикам в Вашингтоне и Москве необходимо творчески подойти к «обезвреживанию мины». Требуются расширенные многоуровневые консультации, чтобы преодолеть непонимание позиций друг друга, последующая корректировка политики и — в долгосрочной перспективе — всеобъемлющий и многосторонний процесс с участием широкого круга стран. Результатом этого процесса должно стать совмещение или объединение конкурирующих интеграционных проектов в постсоветской Евразии. Вместе тем, в ходе формирования игры с положительной суммой суверенное право любой страны принимать независимые политические решения не должно никак ограничиваться.

Характер взаимодействия США и России на постсоветском пространстве существенно влияет на общее состояние российско-американских отношений, но одновременно и является отражением этого состояния. Другими словами, от степени сотрудничества между Вашингтоном и Москвой по глобальным и стратегическим вопросам (контроль над вооружениями, нераспространение ядерного оружия и т.д.) зависят возможности достижения согласия по проблемам постсоветского пространства.1

Нынешний уровень кооперации Москвы и Вашингтона в решении общемировых проблем на фоне «перезагрузки» свидетельствует о том, что у политиков двух стран появилось «окно возможности» для выхода из игры с нулевой суммой. Именно сегодня можно наладить конструктивное российско-американское взаимодействие на постсоветском пространстве. Решение этой задачи не сводится к поочередному урегулированию отдельных спорных вопросов, таких как затянувшиеся конфликты в ряде регионов. Требуется «системный подход», основанный на доброй воле и решимости руководства России и США преодолеть стойкое и негативное наследие времен холодной войны. Дело не сдвинется с мертвой точки, если страны не изменят своих представлений о намерениях друг друга в ряде ключевых регионов мира и прежде всего на постсоветском пространстве.


1 Некоторые российские обозреватели полагают, что разногласия между США и Россией по вопросам, связанным с постсоветским пространством, не позволяют России отказаться от ядерного сдерживания США. Не имея готовых к запуску ядерных ракет, считают они, амбиции Вашингтона обуздать не удастся. Cм., например: Alexei Fenenko, «Between MAD and Flexible Response», Russia in Global Affairs, April-June 2011, http://eng.globalaffairs.nunumber/Between-MAD-and-Flexible-Response-15242. Ряд комментариев, сделанных бывшими официальными лицами США, дают российским экспертам веские основания для подобных суждений. См., например, высказывание Майкла Уинна, государственного секретаря военно-воздушных сил США с ноября 2005 по июнь 2008 гг. в: David Axe, «Sacked Air Force Secretary: We Shoulda Sent Jets, Troops to Fight Russia», Wired Danger Room Blog, September 9, 2008, http:// www.wired.com/dangerroom/2008/09/sacked-air-forc/.

Содержание

Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Заключение
Что такое постсоветское пространство?
Выражение признательности
Сведения об авторах
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Грузинские конфликты
Смягчение негативных последствий конкуренции интеграционных проектов
Заключение
Выражение признательности
Сведения об авторах
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012