Отношения России и Соединенных Штатов со странами постсоветского
пространства — одиннадцатью бывшими республиками СССР, не входящими в
НАТО или Европейский союз — остаются одним из основных источников
напряженности между Москвой и Вашингтоном со времен распада СССР. Эта
напряженность является давним препятствием установлению доверия в
российско-американских отношениях. Неоднократно в прошлом она
обострялась и приводила стороны к открытому противостоянию. Она же
продолжает осложнять российско-американскую «перезагрузку». Подобно мине
замедленного действия, противоречия на постсоветском пространстве могут
в любой момент подорвать отношения и, таким образом, серьезно затруднить
сотрудничество между двумя странами по многим вопросам, невзирая на
быстрые перемены в международном ландшафте, в результате которых сфера
общих интересов постоянно расширяется.
Определенная конкуренция между США и Россией на постсоветском
пространстве неизбежна: даже военные союзники, например, США и Франция,
иногда преследуют в третьих странах различающиеся цели. Однако в своем
стратегическом мышлении и внешнеполитических действиях Москва и
Вашингтон нередко исходят из того, что противоречия между ними на
постсоветском пространстве являются фундаментальными и потому
непримиримыми.
Ошибочность данного тезиса показана в нашем докладе. На самом деле
остроту российско-американских противоречий нельзя объяснить
неотъемлемыми качествами, присущими той или иной стране, или даже
свойствами системы международных отношений в целом. Эта острота доходит
до аномально высокого уровня вследствие сочетания ряда взаимосвязанных
факторов: реализуемых по инерции, но устаревших элементов политики,
воздействия узких групп интересов и неадекватного представления о
намерениях друг друга. Это не отвечает интересам ни США, ни России и,
что немаловажно, препятствует стабильному развитию самих постсоветских
государств.
Ситуативный характер проблем российско-американских отношений на
постсоветском пространстве означает, что эти проблемы имеют решение.
Оно, однако, не появится само по себе, не возникнет «автоматически».
Чтобы выйти из игры с нулевой суммой в регионах вокруг России, политикам
в Вашингтоне и Москве необходимо творчески подойти к «обезвреживанию
мины». Требуются расширенные многоуровневые консультации, чтобы
преодолеть непонимание позиций друг друга, последующая корректировка
политики и — в долгосрочной перспективе — всеобъемлющий и многосторонний
процесс с участием широкого круга стран. Результатом этого процесса
должно стать совмещение или объединение конкурирующих интеграционных
проектов в постсоветской Евразии. Вместе тем, в ходе формирования игры с
положительной суммой суверенное право любой страны принимать независимые
политические решения не должно никак ограничиваться.
Характер взаимодействия США и России на постсоветском пространстве
существенно влияет на общее состояние российско-американских отношений,
но одновременно и является отражением этого состояния. Другими словами,
от степени сотрудничества между Вашингтоном и Москвой по глобальным и
стратегическим вопросам (контроль над вооружениями, нераспространение
ядерного оружия и т.д.) зависят возможности достижения согласия по
проблемам постсоветского пространства.
Нынешний уровень кооперации Москвы и Вашингтона в решении общемировых
проблем на фоне «перезагрузки» свидетельствует о том, что у политиков
двух стран появилось «окно возможности» для выхода из игры с нулевой
суммой. Именно сегодня можно наладить конструктивное
российско-американское взаимодействие на постсоветском пространстве.
Решение этой задачи не сводится к поочередному урегулированию отдельных
спорных вопросов, таких как затянувшиеся конфликты в ряде регионов.
Требуется «системный подход», основанный на доброй воле и решимости
руководства России и США преодолеть стойкое и негативное наследие времен
холодной войны. Дело не сдвинется с мертвой точки, если страны не
изменят своих представлений о намерениях друг друга в ряде ключевых
регионов мира и прежде всего на постсоветском пространстве.
|