Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

«Коснувшись дна» осенью 2008 года, отношения между Россией и США значительно улучшились за прошедшие три года. Тем не менее ряд причин, которые привели к самому серьезному упадку российско-американского взаимодействия за два десятилетия, до сих пор не устранены. Главной и наиболее трудноразрешимой остается застарелая проблема отношений Москвы и Вашингтона со странами постсоветского пространства – одиннадцатью бывшими республиками СССР, не входящими в НАТО или Европейский союз.
 Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

Влияние узких групп интересов

Российско-американское соперничество на постсоветском пространстве дополнительно подпитывается воздействием со стороны узких групп интересов, включая некоторые российские и американские бизнес-лобби, а также отдельные государственные органы, позволяющие себе отклоняться от «магистральной линии» руководства своей страны. Подходы данных субъектов редко отвечают национальным интересам двух стран.

Поскольку в глобальном контексте постсоветское пространство имеет для внешней политики США не первостепенное значение, официальному Вашингтону зачастую трудно определиться с мотивами американского участия в делах этой группы регионов. В подобных условиях у влиятельных бизнесменов или правительственных ведомств появляются возможности поставить политику США на службу собственным интересам. В свою очередь, Москва зачастую не дистанцируется от неконструктивных действий отдельных российских предприятий или государственных структур с «особыми интересами» и не задействует имеющиеся властные рычаги для их сдерживания.

Реализуя свои «особые интересы», узкие субъекты политического процесса в обеих странах часто стремятся представить противоположную сторону в качестве непримиримого противника с неутолимым «аппетитом». В России они выставляют российско-американские договоренности по региональной повестке дня (и даже попытки их выработать) в качестве опасной уступки Вашингтону,16 а в США — как «умиротворение» Москвы.17

Российские и американские деловые круги также пытаются временами представить проблемы своего бизнеса на постсоветском пространстве как угрозу национальной безопасности, соответственно, России или США. Например, частные компании, участвующие в проекте «Набукко», нередко пускаются в политические спекуляции по поводу того, что провал проекта приведет к появлению новой «угрозы евроатлантической безопасности».18

Этнические диаспоры из бывших советских республик играют в США заметную роль в дебатах об американской политике в отношении России и окружающих ее государств. Многие политики, активисты, лоббисты и эксперты, являющиеся выходцами из этих регионов, иногда действуют, исходя из убеждения в том, что Россия унаследовала амбиции Советского Союза, подавлявшего стремление стран, где жили их предки, к собственной государственности. Их эмоции и воззрения можно и нужно понять, поскольку многие из этих людей или их родственников были однажды вынуждены бежать из своих стран, спасаясь от преследования со стороны советского режима.

Свои узкие цели на постсоветском пространстве зачастую преследуют и некоторые государственные органы. Так, спецслужбы, очевидно, не изменили отношения друг к другу со времен окончания холодной войны, что приводит к межгосударственным трениям. Некоторые другие ведомства порождают проблемы или усиливают дух соперничества непреднамеренно. Например, заключение Агентством материально-технического снабжения Министерства обороны США непрозрачных контрактов на поставку топлива для базы ВВС в Манасе в 2010 году стало одним из факторов, дестабилизировавших политическую ситуацию в Киргизии и обостривших российско-американские отношения.19

Руководство постсоветских государств иногда также повышало ставки в российско-американской игре с нулевой суммой, сталкивая Москву и Вашингтон ради собственной политической или экономической выгоды и укрепления власти в своих странах. Это происходило как в процессе каждодневного взаимодействия на официальном уровне, когда предпринимались попытки максимально увеличить свободу маневра посредством вбивания клиньев между Москвой и Вашингтоном, так и в переломные моменты, когда некоторые постсоветские государства меняли свою внешнеполитическую ориентацию и «лояльность», чтобы добиться от нового «патрона» политической поддержки и материальной помощи. Ярким примером является Узбекистан, политическое руководство которого несколько раз изменяло свою позицию: вступало в ОДКБ, затем выходило из этой организации, однако в конце концов возвращалось. Другой урок «вбивания клиньев» преподал президент Беларуси Александр Лукашенко, который удержался у власти в конце 2010 года, используя конкуренцию между Россией и Западом за влияние на его страну.


16 Яркий пример субъекта узких интересов, пытавшегося воздействовать на российскую внешнюю политику — бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он неоднократно спекулировал на крайне политизированной и эмоционально окрашенной теме Крымского полуострова. Громко заявляя о том, что Украина должна «вернуть» России Крым (и особенно город Севастополь, где находится арендуемая у Украины база российского Черноморского флота), Лужков стремился усилить свой авторитет в обществе и позиционироваться в качестве политического деятеля националистического толка, несмотря на то что мандат мэра ограничивал его компетенцию исключительно вопросами, связанными с управлением Москвой. Среди прочих целей, пламенная риторика Лужкова была направлена на то, чтобы отвлечь внимание общества от вопиющей коррупции и неэффективности управления Москвой. В своих заявлениях Лужков регулярно использовал геополитическую терминологию: «Севастополь — это российский город и военно-морская база, которая обеспечивает геостратегический баланс в южной России. Потерять ее — значит потерять юг России». Ю.М. Лужков, «Россия не должна уходить из Севастополя», FOR-UA, 22 июля 2010 г., http://for-ua.org/politics/2010/07/22/171054.html. Другие примеры высказываний Лужкова о Крыме см. в материале «Luzhkov Again Raises Russian Right to Sevastopol», Jamestown Foundation, Eurasia Daily Monitor, August 9, 2010, http://wwwjamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=36729.

17 Например, представитель подрядчика, поставлявшего авиационное топливо на базу в Манасе, оправдывал сложные схемы поставок желанием избежать прямых соглашений с российскими поставщиками: «Мы перехитрили их. Я ветеран холодной войны и горжусь этим. Мы берем верх над русскими уже четыре или пять лет». См.: U.S. House of Representatives Committee on Oversight and Government Reform Subcommittee on National Security and Foreign Affairs, «Mystery at Manas», December 2010, http://democrats.oversight.house.gov/images/stories/subcommittees/NS_Subcommittee/Mystery_at_Manas/Mystery_at_Manas.pdf, p. 45.

18 Советник консорциума, реализующего проект газопровода «Набукко» утверждал, что провал проекта «равносилен геополитической катастрофе». Цит. по: Rawi Abdelal, «The Profits of Power: Commercial Realpolitik in Eurasia», Harvard Business School Working Paper, March 2011, http://hbswk.hbs.edu/item/6505.html.

19 U.S. House of Representatives, Committee on Oversight and Government Reform, Subcommittee on National Security and Foreign Affairs, «Mystery at Manas»

Содержание

Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Заключение
Что такое постсоветское пространство?
Выражение признательности
Сведения об авторах
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Грузинские конфликты
Смягчение негативных последствий конкуренции интеграционных проектов
Заключение
Выражение признательности
Сведения об авторах
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012