Российско-американское соперничество на постсоветском пространстве
дополнительно подпитывается воздействием со стороны узких групп
интересов, включая некоторые российские и американские бизнес-лобби, а
также отдельные государственные органы, позволяющие себе отклоняться от
«магистральной линии» руководства своей страны. Подходы данных субъектов
редко отвечают национальным интересам двух стран.
Поскольку в глобальном контексте постсоветское
пространство имеет для внешней политики США не первостепенное значение,
официальному Вашингтону зачастую трудно определиться с мотивами
американского участия в делах этой группы регионов. В подобных условиях
у влиятельных бизнесменов или правительственных ведомств появляются
возможности поставить политику США на службу собственным интересам. В
свою очередь, Москва зачастую не дистанцируется от неконструктивных
действий отдельных российских предприятий или государственных структур с
«особыми интересами» и не задействует имеющиеся властные рычаги для их
сдерживания.
Реализуя свои «особые интересы», узкие
субъекты политического процесса в обеих странах часто стремятся
представить противоположную сторону в качестве непримиримого противника
с неутолимым «аппетитом». В России они выставляют российско-американские
договоренности по региональной повестке дня (и даже попытки их
выработать) в качестве опасной уступки Вашингтону, а в США
— как «умиротворение» Москвы.
Российские и американские деловые круги также пытаются временами
представить проблемы своего бизнеса на постсоветском пространстве как
угрозу национальной безопасности, соответственно, России или США.
Например, частные компании, участвующие в проекте «Набукко», нередко
пускаются в политические спекуляции по поводу того, что провал проекта
приведет к появлению новой «угрозы евроатлантической безопасности».
Этнические диаспоры из бывших советских республик играют в США
заметную роль в дебатах об американской политике в отношении России и
окружающих ее государств. Многие политики, активисты, лоббисты и
эксперты, являющиеся выходцами из этих регионов, иногда действуют,
исходя из убеждения в том, что Россия унаследовала амбиции Советского
Союза, подавлявшего стремление стран, где жили их предки, к собственной
государственности. Их эмоции и воззрения можно и нужно понять, поскольку
многие из этих людей или их родственников были однажды вынуждены бежать
из своих стран, спасаясь от преследования со стороны советского режима.
Свои узкие цели на постсоветском пространстве зачастую преследуют и
некоторые государственные органы. Так, спецслужбы, очевидно, не изменили
отношения друг к другу со времен окончания холодной войны, что приводит
к межгосударственным трениям. Некоторые другие ведомства порождают
проблемы или усиливают дух соперничества непреднамеренно. Например,
заключение Агентством материально-технического снабжения Министерства
обороны США непрозрачных контрактов на поставку топлива для базы ВВС в
Манасе в 2010 году стало одним из факторов, дестабилизировавших
политическую ситуацию в Киргизии и обостривших российско-американские
отношения.
Руководство постсоветских государств иногда также повышало ставки в
российско-американской игре с нулевой суммой, сталкивая Москву и
Вашингтон ради собственной политической или экономической выгоды и
укрепления власти в своих странах. Это происходило как в процессе
каждодневного взаимодействия на официальном уровне, когда
предпринимались попытки максимально увеличить свободу маневра
посредством вбивания клиньев между Москвой и Вашингтоном, так и в
переломные моменты, когда некоторые постсоветские государства меняли
свою внешнеполитическую ориентацию и «лояльность», чтобы добиться от
нового «патрона» политической поддержки и материальной помощи. Ярким
примером является Узбекистан, политическое руководство которого
несколько раз изменяло свою позицию: вступало в ОДКБ, затем выходило из
этой организации, однако в конце концов возвращалось. Другой урок
«вбивания клиньев» преподал президент Беларуси Александр Лукашенко,
который удержался у власти в конце 2010 года, используя конкуренцию
между Россией и Западом за влияние на его страну.
|