Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

«Коснувшись дна» осенью 2008 года, отношения между Россией и США значительно улучшились за прошедшие три года. Тем не менее ряд причин, которые привели к самому серьезному упадку российско-американского взаимодействия за два десятилетия, до сих пор не устранены. Главной и наиболее трудноразрешимой остается застарелая проблема отношений Москвы и Вашингтона со странами постсоветского пространства – одиннадцатью бывшими республиками СССР, не входящими в НАТО или Европейский союз.
 Российско-американские отношения на постсоветском пространстве. Как преодолеть игру с нулевой суммой?

Грузинские конфликты

По принципиальным вопросам, касающимся грузинских конфликтов, позиции России и США резко расходятся. Это касается государственных границ Грузии, статуса Абхазии и Южной Осетии, а также значения соглашения о прекращении огня, положившего конец вооруженному конфликту в августе 2008 года. Москва и Вашингтон не могут даже достичь общего понимания того, кто является «сторонами конфликта».37 Многим наблюдателям кажется, что из всех проблем постсоветского пространства взаимодействие США с Россией по урегулированию грузинских конфликтов наладится в последнюю очередь.

Тем не менее в мировой практике существует образец такого улучшения. Его легко увидеть, рассмотрев роль Кипра в американо-турецких отношениях и особенности взаимодействия Турции с Кипром. С точки зрения принципиальных разногласий, здесь прослеживается почти точная аналогия с грузинскими конфликтами — в частности, по вопросу о границах и статусе Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК). Вторжение Турции на Кипр в 1974 году, последующая военная оккупация и признание независимости северной части Кипра — ТРСК — создали для отношений Вашингтона и Анкары проблему, которую стороны в целом сумели решить. Несмотря на сохраняющиеся разногласия, спор между двумя странами не подорвал их сотрудничество по другим вопросам. Более того, они продолжают быть членами одного военно-политического альянса.

Турция остается единственной страной в мире, признавшей ТРСК в качестве независимого государства. Несмотря на это, Анкара дала согласие на присутствие в зоне конфликта миротворческого контингента ООН. Перед тем как в 2004 году жители Республики Кипр отвергли на референдуме возможность объединения с ТРСК, Турция также дала понять, что в случае добровольного воссоединения острова может изменить позицию по вопросу статуса и границ и вывести с Кипра турецкие войска. С учетом успешного референдума на севере, подобный шаг не был бы воспринят турецкими киприотами как предательство их интересов. Даже после провала референдума местному населению предоставляется значительная свобода передвижения и не существует явной угрозы применения военной силы любой из сторон. Хотя США никогда не занимали нейтральную позицию в дебатах о статусе ТРСК и не поддерживали военную оккупацию северной части острова Турцией, американские официальные лица в публичных выступлениях прибегают к примирительной риторике, признавая существование этнического конфликта между греческой и турецкой общинами острова. Они также поддерживают контакты с жителями и представителями властей ТРСК.38

В целях содействия разрешению грузинских конфликтов, Вашингтону и Москве стоило бы предпринять шаги, аналогичные вышеописанным, чего до недавнего времени они делать не желали. Во-первых, России и США было бы целесообразно объявить «перемирие» в споре о статусе. В течение нескольких месяцев после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года Москва активно призывала другие страны последовать ее примеру, используя в том числе и финансовые стимулы. Добившись лишь минимальных успехов (удалось убедить Венесуэлу, Науру и Никарагуа), Россия, вероятно, свернула этот проект. В таких условиях Москва могла бы выступить с заявлением о том, что действительно отказалась от попыток убеждения других государств. В свою очередь, Вашингтону стоило бы в сотрудничестве с Москвой перейти к работе по смягчению практических проблем гуманитарного характера и вызовов безопасности, порожденных грузинскими конфликтами.

Во-вторых, Россия и США могли бы не только открыто обсуждать вопросы, по которым между ними имеются принципиальные расхождения, но и сообща работать по направлениям, не требующим согласия в отношении статуса Абхазии и Южной Осетии и представляющим взаимный интерес. Например, Москва и Вашингтон могли бы достичь более высокой степени прозрачности в вопросах военного присутствия в зоне грузинских конфликтов.

В-третьих, России и США было бы целесообразно отказаться от заявлений в стиле, вошедшем в привычку на протяжении 2008-2011 годов. Москва могла бы постараться смягчать тон в моменты, когда хотелось бы клеймить «режим Саакашвили», а Вашингтону, вероятно, не стоило бы выступать с осуждением любого визита российских официальных лиц в Абхазию и Южную Осетию.


37 Подробный анализ нынешних отличий приводится в докладе: Samuel Charap and Cory Welt, A More Proactive U.S. Approach to the Georgia Conflicts, Center for American Progress report, February 2011, http://ampr.gs/georgiaconflicts. См. также русскую версию этого доклада: С.Чарап, К.Вельт. План первоочередных шагов по преодолению последствий грузинских конфликтов // Проблемы безопасности на Южном Кавказе: российско-грузинские отношения и перспективы долгосрочного урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов / Под ред. Н. Силаева. М.: МГИМО (У) МИД России. Август 2011 http://www.bit.ly/n7GORW

38 Сравните высказывания, сделанные по этим вопросам одним и тем же высокопоставленным американским дипломатом в 2008 году: 1) «Соединенные Штаты остаются твердо приверженными плану оказания всяческой поддержки усилиям ООН, направленным на достижение справедливого и долгосрочного урегулирования на Кипре... Мы уверены, что две общины должны сами выработать решение проблемы многолетнего раскола острова» и 2) «Москва вмешалась во внутренние дела Грузии под ложным предлогом защиты российских «граждан» и «миротворцев» в Южной Осетии. Истинная цель военной операции России заключалась в устранении демократически избранного правительства Грузии и в изменении грузинских границ. Россия всячески поддерживала руководство Южной Осетии и Абхазии, создавая тем самым предпосылки будущего конфликта». Соответственно: 1) Matt Bryza (Мэтт Брайза) «Invigorating the U.S.-Turkey Strategic Partnership Speech delivered in Washington, DC, June 24, 2008, http://www.disam.dsca.mil/pubs/Indexes/Vol%2030_4/Matt%20Bryza.pdf и 2) Matt Bryza, «Russia, Georgia, and the Return of Power Politics», Testimony before the Commission on Security and Cooperation in Europe, Washington, DC, September 10, 2008, http://www.america.gov/st/texttrans-english/2008/September/20080911114025eaifas0.9974481.html

Содержание

Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Заключение
Что такое постсоветское пространство?
Выражение признательности
Сведения об авторах
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений
Краткое содержание
Вступление
Что такое постсоветское пространство?
Почему постсоветское пространство стало проблемой для российско-американских отношений?
Инерция политических подходов
Влияние узких групп интересов
Проблемы взаимного восприятия
Последствия напряженности на постсоветском пространстве для российско-американских отношений и постсоветских государств
Рекомендации по выходу из игры с нулевой суммой
Примеры
Грузинские конфликты
Смягчение негативных последствий конкуренции интеграционных проектов
Заключение
Выражение признательности
Сведения об авторах
Рабочая группа по будущему российско-американских отношений

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012