«Интеграционная дилемма» на постсоветском пространстве дала о себе
знать только в последние несколько лет и, несомненно, не обречена на то,
чтобы длиться вечно. Однако она, вероятно, является наиболее трудно
устранимой и потому долговременной причиной продолжения игры с нулевой
суммой с участием России, США, ЕС и постсоветских государств.
Соединенные Штаты, Евросоюз и НАТО, с одной стороны, и Россия, ОДКБ, ШОС
и ЕврАзЭС (Таможенный союз), с другой, могли бы и дальше вести себя так,
словно противоположной стороны не существует. В подобных условиях при
возникновении очередной проблемы стороны вновь прибегнут к знакомым до
боли взаимным упрекам и инсинуациям.
Есть, однако, и альтернативный сценарий. Все эти игроки, наряду с
другими членами евроатлантического сообщества, могли бы начать
систематический диалог на высоком уровне, чтобы «установить мосты» между
интеграционными проектами и, возможно, выработать план их постепенного
объединения.
Процесс такого рода был запущен в рамках ОБСЕ на греческом острове
Корфу в июне 2009 года, но уже к 2011 году он завершился безрезультатно.
Начало «процесса Корфу» было отчасти обусловлено призывом президента
Медведева принять Договор о европейской безопасности, проект которого он
выдвинул в октябре 2008 года. Предложение, поступившее из Москвы, было
холодно встречено в Вашингтоне и многих европейских столицах. В
частности, реакция США в изложении государственного секретаря Хиллари
Клинтон («Мы считаем, что лучше всего добиваться этих общих целей в
рамках уже имеющихся организаций, таких как ОБСЕ и Совет Россия-НАТО,
нежели чем заключать новые договоры, как предложила Россия, поскольку
для этого потребуется длительный и громоздкий процесс».)
показала, что Вашингтону еще только предстоит оценить и взвесить
негативные побочные последствия «интеграционной дилеммы».
Возможно, такой договор был бы непрактичным или нежелательным, однако
без «длительного и громоздкого процесса» преодолеть «интеграционную
дилемму» невозможно. И уж точно никакого решения не удастся достичь,
если обе стороны продолжат нынешнюю политику.
В сегодняшних политических условиях даже начало процесса создания
общих альянсов и интеграционных институтов («большого шатра»)
представляется маловероятным, не говоря уже о возможностях его успешного
завершения. Однако от этого грандиозная задача не становится менее
актуальной.
В краткосрочной перспективе даже при сохранении «интеграционной
дилеммы» США и Россия могли бы адаптировать нынешнюю политику таким
образом, чтобы она отвечала их национальным интересам и была выгодна
постсоветским государствам. Но даже если Вашингтон и Москва смогут выйти
из игры с нулевой суммой на постсоветском пространстве, определенная
степень конкуренции между ними все равно сохранится — особенно в сфере
бизнеса. Вместе с тем подобная конструктивная конкуренция будет
отличаться от нынешней в нескольких немаловажных аспектах: она не станет
тормозить процессы трансформации в постсоветских странах, не поставит
под угрозу другие области российско-американского сотрудничества и
позволит Москве и Вашингтону наладить взаимное доверие в достаточной
мере, чтобы добиваться прогресса в этих областях. В случае перехода
российско-американского соревнования в «здоровую» форму также стало бы
очевидно, насколько существующие мотивы и методы конкуренции между США и
Россией оторваны от реального положения вещей в регионе. Если трезво
взглянуть на представителей постсоветских стран, наработавших за
двадцать лет богатый опыт манипулирования Москвой и Вашингтоном, и на
решимость Китая продвигать свои интересы на постсоветском пространстве
безотносительно намерений России или США, нынешняя
российско-американская игра с нулевой суммой предстанет в виде не более,
чем боя с тенью.
Выход из этой игры принес бы явные выгоды постсоветским государствам,
а также России и США. Снижение напряженности в российско-американских
отношениях позволило бы политическим лидерам постсоветских государств
сосредоточиться на решении социально-экономических проблем, с которыми
сталкиваются их страны. В 2011 году формальному суверенитету и
независимости одиннадцати постсоветских республик уже ничто не угрожает.
Однако все они в разной степени страдают из-за низкого качества
государственного управления, разъедающей общество коррупции,
экономического неравенства, деградации человеческого капитала, слабых
политических институтов, этнических конфликтов и неразвитости
гражданского общества. Игры с нулевой суммой, которые ведутся на
постсоветском пространстве Россией и США, не были причиной этих проблем,
но зачастую усугубляли их и уж точно не способствовали их решению. Если
бы Москва и Вашингтон нашли в себе силы сообща заняться проблемами
постсоветского региона, включая затянувшиеся конфликты на этнической
почве, местные элиты уже не могли бы убеждать общественность в том, что
в бедах их стран виноваты «внешние силы».
Более активное двустороннее и многостороннее сотрудничество позволило
бы США, России и другим странам региона лучше справиться с возможными
последствиями приближающегося сокращения контингентов США и НАТО в
Афганистане. Сегодня примерами эффективного многостороннего
сотрудничества являются лишь транзит военных и невоенных грузов, а также
несколько успешных совместных операций, направленных на противодействие
производству и распространению наркотиков. Когда же начнется
полномасштабный вывод американских войск, многостороннее сотрудничество
станет непременным условием стабильности в Афганистане и окружающем его
регионе. Вывод Международных сил содействия безопасности может породить
новые угрозы для региона и усугубить старые. При этом эффективное
региональное сотрудничество могло бы обеспечить стабильность,
необходимую для достижения устойчивого политического урегулирования в
Афганистане.
Снижение накала игры с нулевой суммой на постсоветском пространстве
как источника напряженности может привести к значительному улучшению
российско-американских отношений. Для России хотя бы частично потеряет
актуальность «гарантированное взаимное уничтожение» — ядерная стратегия
времен холодной войны. Соответственно, легче будет осуществлять контроль
над вооружениями и пресекать распространение ядерных материалов. Если бы
Вашингтон предпринял усилия, необходимые для выхода из игры с нулевой
суммой на постсоветском пространстве, Москва, для которой оно имеет
большое стратегическое значение, получила бы четкий сигнал относительно
американских намерений. (Российско-американское сотрудничество в
ограничении ядерных амбиций Ирана является «зеркальным отражением» этого
явления. Здесь солидарность Москвы с Вашингтоном послужила столь же
мощным сигналом ввиду особого значения, которое придается иранской
ядерной проблеме в США.) Говоря шире, урегулировав неконструктивные
противоречия на постсоветском пространстве, США и Россия смогли бы
высвободить ресурсы для ответа на актуальные вызовы и возможности XXI
века. Оборонные и экономические альянсы занялись бы поиском возможностей
обеспечить всеобщую безопасность и процветание вместо того, чтобы
продолжать нынешнее «перетягивание каната» в попытках переманить новых
членов.
Добиться такого исхода будет нелегко. Нам остается только надеяться,
что все заинтересованные стороны скорее раньше, чем позже найдут в себе
силы заняться решением этой проблемы.
|