Как большинство маркетинговых продуктов, политический бренд проходит
стадии жизненного цикла: подъем популярности, стабилизацию и упадок
(Рис. 1.1. ). Эти стадии хорошо видны на примере динамики рейтингов
В.Путина, Д.Медведева и «Единой России» (Рис. 1.2), к которым
можно добавить Ю.Лужкова (среди москвичей) (Рис. 1.3, 1.4) и
А.Лукашенко (Рис. 1.5).
Рис. 1.1. Жизненные стадии политического продукта
Рис. 1.2. Рейтинги доверия В.Путина, Д.Медведева, партии «Единая Россия» (по данным ФОМ)
Рис. 1.3. Отношение москвичей к мэру Москвы Ю.Лужкову (по данным Левада-Центра)
Рис. 1.4. Отношение москвичей к мэру Москвы Ю.Лужкову (по данным ФОМ)
Рис. 1.5. Динамика электорального рейтинга А.Лукашенко (по данным НИСЭПИ, Белоруссия)
Во всех перечисленных случаях видны одинаковые закономерности.
После вступления этих лидеров в публичную политику начинался быстрый
подъем их популярности, что достигалось не только благодаря успехам
проводимой политики, но и эффективной риторике, которую каждому из них
в тот период удалось интуитивно найти.
Затем наступает пик популярности, когда рейтинги одобрения выходят
на «плато». На этой стадии сторонниками политика становятся 60-70%
избирателей, а прочие избиратели в своей массе не являются их
противниками. Последнее утверждение было проверено нами эмпирически в
конце 90-х и начале «нулевых» годов на примере Лужкова и Путина. Мы
специально собирали фокус-группы, состоявшие из респондентов, которые
заявляли, что не будут голосовать за этих людей. Гипотеза исследования
состояла в том, что эти люди могут быть носителями какой-то
альтернативной точки зрения, выявление которой казалось нам интересным.
Но наша гипотеза не подтвердилась, поскольку респонденты не сказали
ничего внятного и меняли свою точку зрения по ходу обсуждения. Это были
странные, размытые маргинальные группы.
Между тем, среди поддерживающих Лужкова и/или Путина (по-
видимому, это относится и к Лукашенко) в этот период возникает довольно
много не просто сторонников, а буквально «фанатов» соответствующих лиц.
Причем много - 3-4 человека на фокус-группу. «Фанаты» возникали во всех
слоях населения, т.е. во всех возрастных, гендерных, образовательных и
поселенческих сегментах (может быть, только среди молодежи в тот период
их было меньше).
Первым признаком старения политического бренда в маркетинговом
смысле этого слова является исчезновение «фанатов». Электоральные
рейтинги остаются по-прежнему высоки, в фокус-группах говорятся почти те
же одобрительные слова, но мотивация и эмоциональная интенсивность
ослабевают. Одним из проявлений этого как раз и является исчезновение
«фанатов». Одновременно впервые начинает звучать тезис об отсутствии
альтернативы.
В дальнейшем мотивация продолжает падать и тезис об отсутствии
альтернативы звучит все чаще. В этот период из-за падения мотивации
начинает падать реальная явка на выборах, которая все больше
компенсируется приписками. Возникают "ножницы" между рейтингом и
реальным голосованием из-за падения явки. Но падение мотивации
одновременно приводит к тому, что ни у кого нет стремления бороться с
приписками. Да и зачем бороться, если люди на этом этапе в принципе не
против Лужкова или Путина, просто им «неохота» идти на выборы.
В конкурентной политической среде на этапе падения мотивации
начинаются активные публичные атаки на прежде "тефлонового" политика.
Начинается политическая борьба, у которой есть два возможных исхода:
либо политик восстанавливает свои позиции путем ребрендинга, либо его
популярность падает до тех пор, пока он не уходит с политической арены.
В неконкурентной политической среде все более раздвигаются
"ножницы" между рейтингом и явкой. Здесь впервые появляется
необходимость в силовом подавлении протестных групп, поначалу очень
немногочисленных. В дальнейшем эта необходимость усиливается.
Наконец, и рейтинг начинает падать. На этой стадии у политика
появляется довольно злой антиэлекторат, который не голосует уже не из-за
пассивности, а из-за отсутствия альтернативы (неявка становится
протестной). Что же касается сторонников, выражающих доверие из-за
отсутствия альтернативы, то падение мотивации заходит столь далеко, что в
критической ситуации политик уже не может рассчитывать на активную
поддержку с их стороны.
Все это хорошо видно на примере Лужкова. По данным Левада-Центра,
его рейтинг среди москвичей во второй половине «нулевых» годов снизился
с 60-65% до 30-35%. На пике популярности любая попытка отставки
Лужкова, несомненно, вызвала бы массовые протесты его «фанатов»,
которые потянули бы за собой и более пассивный электорат. Федеральная
власть это хорошо понимала и всегда уступала в конфликтных ситуациях. А
после падения рейтинга в момент отставки никто не выразил никакого
протеста.
Последующее развитие событий хорошо видно на примере Лукашенко.
О том, что происходит на завершающей стадии политического цикла, можно
судить по следующему недавнему сообщению в новостях.
Профессор социологии, директор независимого института социально-
экономических и политических исследований Олег Манаев задержан в
центре белорусской столицы, передает РИА "Новости". Манаев, проходя по
площади Победы, был остановлен сотрудниками милиции и препровожден в
ближайший опорный пункт. На вопрос агентства люди, задерживающие
Манаева, дали пояснение, что у них "указание задержать этого человека".
На прошлой неделе институт опубликовал свои социологические
исследования, согласно которым рейтинг президента Белоруссии Александра
Лукашенко за девять месяцев текущего года упал до 20,5%, достигнув
исторического минимума за всю 17-летнюю историю мониторинга -
говорится в опубликованном документе. После президентских выборов в
декабре прошлого года рейтинг Лукашенко составлял 53%, хотя
избирательная комиссия объявила о его победе с гораздо более
впечатляющим результатом.
Жизненный цикл персонального бренда Путина развивается по тем же
законам. «Фанаты» Путина исчезли в фокус-группах уже давно
(ориентировочно в 2005 г.). Затем рейтинг рос из-за безальтернативности, но
мотивация продолжала уменьшаться. С лета 2010 г. рейтинг доверия Путину
начал падать. Одновременно начал падать и рейтинг партии «Единая
Россия», который был и остается производным от рейтинга Путина.
Наряду с падением численности электората появился злой
антиэлекторат, численность и мотивации которого возрастают.
Свидетельством этого является распространение в интернете сатирических
роликов и политических анекдотов, вызывающих в памяти поздние
советские времена.
Теоретически, дальнейшее старение бренда может быть
приостановлено путем ребрендинга, но в текущих условиях его возможности
ограничены, в том числе препятствиями на пути обновления
коммуникативного ресурса.
|