Наряду со старением политических брендов, сложившаяся политическая
система сталкивается с проблемой старения риторического ресурса и
сложившегося формата политических коммуникаций властей и населения.
Аналогичные процессы наблюдались еще в советское время. В период между
1917 и 1970 гг. коммунистическая идеология и риторика неоднократно
обновлялась и периодически служила мобилизующим фактором, способным
вызывать позитивный отклик у широких масс населения. В 1970-1980-х гг.,
когда российское общество быстро входило в стадию массового потребления
и создавало спрос на новые формы публичного диалога, обновление
риторического контента власти, наоборот, практически прекратилось.
Старая система политических коммуникаций быстро исчерпала себя. Она
полностью утратила мобилизующую способность и превратилась в предмет
раздражения и высмеивания. 15 Популярность политических анекдотов стала
признаком неадекватности политических коммуникаций.
Попытка обновления риторического ресурса в период перестройки
оказалась успешной лишь отчасти. Риторике власти пришлось конкурировать
с риторикой неформальной общественной оппозиции, которая оказалась
успешнее в поиске мобилизующего контента. В конечном счете, мобилизующая
сила альтернативной риторики и коммуникаций обеспечила падение
коммунистической системы.
Но в условиях кризиса начала 1990-х эта новая риторика тоже быстро
исчерпала себя, вызвав массовое отторжение. С тех пор российское
общество прошло еще через несколько этапов риторического обновления и
кризисов политических коммуникаций в результате их старения.
Последний такой цикл привел к власти Владимира Путина, который смог
успешно обновить риторический ряд лидера страны, а также способствовал
первоначальному успеху риторики партии власти. Но во второй половине
2000-х гг. наступило привыкание к этой риторике, и с тех пор она уже не
вызывает эмоционального отклика.
Одна из ее уязвимых сторон состояла в том, что эта риторика
формировалась в относительно однородном обществе, где из-за кризиса
1990-х идеологический полюс среднего класса был ослаблен по отношению к
другим социальным слоям. В 2000-е гг. этот средний класс укрепился и
усилил влияние, но традиционная риторика Владимира Путина и партии
власти не отвечала его ожиданиям, поскольку была адресована другим
социальным слоям. Попытка использовать для этой цели риторику Дмитрия
Медведева завершилась после рокировки тандема.
Массовое распространение политической сатиры в интернете, а также
возрождение жанра политических анекдотов, который, казалось, сошел на
нет в начале правления Путина, - опасный для власти симптом исчерпания
ресурса политических коммуникаций и безуспешности попыток его
обновления. Риторический стиль власти состарился и вызывает негативные
реакции. Наступила волна отторжения.
Для того чтобы начать новую волну диалога с обществом, властям нужно
кардинально обновить коммуникативный ряд. Но обновление коммуникативного
ряда невозможно без обновления персоналий. Сейчас на верхних этажах
власти практически не осталось успешных коммуникаторов. Один и тот же
человек на протяжении своей жизни очень редко может удачно сменить тон
публичного общения, так чтобы каждый раз оказаться на гребне новой волны
общественных ожиданий. В свое время У.Черчиллю нечто похожее удалось. Но
редкие исключения лишь подтверждают правило. Нащупать новый стиль
коммуникации – задача непростая, которая решается путем многочисленных
проб и ошибок множества конкретных людей. Чтобы это произошло в системе
нынешней власти, она должна обеспечить эффективный отбор и быстрое
выдвижение на вершину наиболее успешных коммуникаторов. Но сложившийся
принцип ее работы прямо противоположен: на протяжении десяти лет она
целенаправленно отсекала любых успешных коммуникаторов, за исключением
Путина и нескольких его ближайших сторонников, чей риторический ресурс
уже исчерпан.
Неизбежное обновление риторического ресурса столкнется со сложностью,
с которой российская власть не сталкивалась уже почти столетие, а именно
с невозможностью обращаться с единым политическим посланием ко всему
российскому народу. Формирование в обществе двух противостоящих
политических полюсов потребует диверсификации политического контента,
которая, в свою очередь, невозможна без политической конкуренции.
Поскольку существующая российская власть, сделавшая ставку на
создание единого риторического центра, вряд ли сможет справиться с этой
задачей, более вероятным становится повторение риторического сценария
эпохи перестройки, когда успешный поиск нового коммуникативного ряда
сосредоточится либо во внесистемных форматах (наличие интернета
существенно упрощает и ускоряет эту задачу), либо в рамках перестройки
оппозиционных партий (например, если в КПРФ начнется омоложение
руководства). В обоих случаях возможности конкуренции потенциальных
лидеров и быстрого отбора актуальных риторических стилей несравненно
шире, чем в рамках вертикали власти.
|