Система партийного манипулирования, являющаяся неотъемлемой
чертой существующей вертикали власти, первоначально формировалась как
гибкая и неформализованная система, позволяющая быстро формулировать,
принимать и реализовывать решения с учетом текущей политической
обстановки. Залогом ее успешности на этапе формирования вертикали власти
была быстрота реакции, низкая забюрократизированность и способность к
рискованной импровизации, ломающей политические стереотипы.
Но длительный период сравнительно успешного функционирования на
основе повторяющихся практик потребовал вовлечения все более широкого
круга политиков, чиновников и консультантов, что в свою очередь привело к
формализации процессов и развитию административных рутин. Неизбежной
ценой такой институционализации стало снижение толерантности к риску,
адаптивности и способности к импровизации. Результативность системы
стала падать, как только она столкнулась с принципиально новыми для себя
политическими последствиями социальной поляризации.
Усилившаяся поляризация требует предоставления большей свободы
действий подконтрольным оппозиционным политикам и партиям, а это
повышает риск перераспределения в их пользу голосов от партии власти.
Снижение готовности к риску привело к неудаче попытки оживить правую
партию с участием Михаила Прохорова – его склонность к самостоятельным
действиям оказалась чрезмерной. По сходным причинам началось
вытеснение «Справедливой России» с левого фланга. Политическое
представительство социальных полюсов опасно сужается, в результате чего
растет потенциал их внесистемного давления на власть.
Бюрократическая инерционность отчетливо проявилась в организации
текущей предвыборной кампании «Единой России». В рамках кампании
сохраняется традиционная установка на достижение 60-70% голосов для
партии власти на выборах. Соответствующие целевые индикаторы
устанавливаются региональным администрациям и партийному аппарату. В
изменившемся общественно-политическом климате подобный тактический
успех может привести к стратегическому поражению. 70% голосов ЕР
большинством населения, скорее всего, будет воспринято не как
свидетельство популярности партии, а как доказательство нечестности
выборов. Даже достижение 40% может вызвать сомнения. И лишь при
уровне 25-30% голосов результаты выборов могут быть восприняты как
легитимные.
Если нелегитимность выборов станет общепризнанным фактом, новая
Дума утратит значение как политический институт, даже если «Единая
Россия» получит в ней конституционное большинство. В стратегическом
плане для власти гораздо важнее иметь легитимную Думу, которая может
стать частью общественного диалога в процессе политической
трансформации. Но в рамках инерционных политических практик решение
стратегических задач вытесняется на второй план.
В новых политических условиях система партийного манипулирования
утратила свою первоначальную функциональность. Из действенного
инструмента политического контроля она все более превращается в
дополнительный источник системных рисков. Она препятствует адаптации
власти к новым условиям и увеличивает потенциал саморазрушения
политической системы.
|