Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Движущие силы и перспективы политической трансформации России

Доклад Фонда «Центр стратегических разработок» в сотрудничестве с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
 Движущие силы и перспективы политической трансформации России

1.7. Экономические причины роста политической напряженности

В предыдущем докладе мы указывали на отсутствие явных социологических свидетельств того, что именно экономический кризис послужил причиной начавшегося падения доверия к власти. Но в последнее время появились признаки того, что дальнейшее падение поддержки властей может быть обусловлено в том числе и экономическими причинами.

Согласно опросам, проведенным Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 2010 г. в странах развивающихся рынков Европы и Средней Азии и в 5 странах Западной Европы, мировой финансово- экономический кризис привел в большинстве стран к усилению недовольства населения существующей политической и экономической системой. При этом в странах - новых членах ЕС, которые дальше всего продвинулись в осуществлении рыночных реформ и формировании институтов политической демократии, заметно ухудшилось как отношение к рыночной экономике, так и к основным демократическим институтам (Рис. 1.10. и 1.11.). Напротив, в странах СНГ с неконкурентными политическими институтами и неразвитой рыночной экономикой повысился спрос на демократию и рынок.

В отличие от большинства других стран региона, в России в 2010 г. особых изменений по сравнению с докризисным периодом не наблюдалось ни в отношении к рынку, ни в отношении к демократии. Эти результаты хорошо согласуются с представленными в первом докладе ЦСР результатами наших собственных социологических исследований, проводившихся в середине 2010 г.

Рис. 1.10. Поддержка свободного рынка в странах Западной Европы и странах с переходной экономикой

Источник: LiTS, 2006 и 2010.

Для каждой страны этот график показывает долю населения, которая безоговорочно поддерживает свободный рынок. Горизонтальная линия показывает среднее значение за 2010 г. для стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Швеция и Великобритания).

Поддержка рынков снижается среди стран - новых членов Евросоюза.

Рис. 1.11. Поддержка демократии в странах Западной Европы и странах с переходной экономикой

Источник: LiTS, 2006 и 2010.

Для каждой страны этот график показывает долю населения, которая безоговорочно поддерживает демократию. Горизонтальная линия показывает среднее значение за 2010 г. для стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Швеция и Великобритания).

Поддержка демократии в регионе стран с переходной экономикой ниже, чем в среднем в Западной Европе % респондентов <за демократию>

Но в 2011 г. в России тоже наметились изменения. Об этом свидетельствует не только появившийся массовый спрос на политические перемены, но и последние обследования ФОМ, которые указывают на рост доли респондентов, считающих, что западная и/или советская экономическая система являются более справедливыми, чем современная российская (Рис. 1.12. и 1.13.). Представленные данные свидетельствуют не только о негативном отношении к сложившейся в России системе «бюрократического капитализма», но и о продолжающейся социальной поляризации.

Рис. 1.12. и 1.13. Сравнительная оценка справедливости российского, западного и советского общества

Источник: ФОМ

Данные вышеупомянутого обследования ЕБРР подтверждают, что в России экономический кризис нанес чувствительные удары по обоим социальным полюсам. Согласно данным этого обследования (Рис. 1.14.), снижение потребления в Западной Европе в основном затронуло предметы роскоши, в то время как в других странах, наряду с еще более высокой частотой сокращения потребления предметов роскоши, наблюдалось более частое сокращение потребления (почти в 4 раза) базовых продуктов питания. В России частота сокращения потребления базовых продуктов питания и предметов роскоши оказалась примерно на одном уровне, затронув около одной трети домохозяйств каждая. Судя по всему, и малообеспеченные слои населения, и городской средний класс были вынуждены ограничивать потребление, что, по-видимому, способствовало усилению разочарования в существующей экономической и политической системе.

Рис. 1.14. Частота утвердительных ответов домохозяйств по вопросам о снижении потребления

Катализатором политических изменений могут послужить и внешние факторы. Глубокий экономический кризис в Белоруссии уже привел к резкому ослаблению президента Лукашенко и к утрате им поддержки со стороны населения. Если белорусский кризис перейдет в политическую плоскость и завершится отстранением Лукашенко, это может привести к дальнейшей радикализации общественного мнения в России, повысив вероятность развития по пути политической конфронтации.

Недавние экономические решения властей тоже могут привести к усилению политической напряженности. С 2012 г. по инициативе президента Медведева планируется начать резкое повышение военных расходов. Политическая целесообразность такой меры серьезные сомнения.

Население не предъявляет спроса на масштабное увеличение военных расходов. Наоборот, участники наших фокус-групп постоянно высказывали сомнения в целесообразности повышения военных расходов, в том числе в связи с коррумпированностью военных закупок. Отношение к повышению военных расходов разительно отличается от отношения к повышению пенсий, которое население в большинстве своем активно поддерживало. Число граждан, которые непосредственно получат выгоду от повышения военных расходов, примерно в 35 раз меньше, чем число пенсионеров, а дополнительных средств на эти цели ежегодно будет выделяться почти столько же, что и на финансирование повышенных пенсий – около 2 трлн рублей в год или почти 4% ВВП. Как и в случае с повышением пенсий, для 29 финансирования дополнительных военных расходов, скорее всего, придется увеличить налоги (например, поднять ставку НДС до одного из самых высоких значений в Европе). Эта мера, без сомнения, вызовет сопротивление бизнеса и широких слоев населения.

Часто звучит мнение, что, повышая военные расходы, власть укрепляет свои позиции перед лицом нарастающего политического кризиса. Но в России армия не подходит в качестве инструмента для подавления мирных протестов населения. Последний раз попытка использовать ее в этих целях была предпринята ГКЧП и закончилась полной неудачей.

В данном случае мы имеем пример дорогостоящего решения, которое является не только неоправданным экономически, но и рискованным с политической точки зрения.

Таким образом, экономика уже не выполняет сдерживающую или нейтральную роль по отношению к политическим конфликтам. Появляется все больше признаков того, что экономические факторы вносят дополнительный вклад в нарастание политической напряженности и в усиление политического кризиса.

Содержание

Введение
Часть 1. Текущие изменения в политической системе, влияющие на ход политической трансформации
Часть 2. Социальная поляризация и ее долгосрочные последствия
1.3. Проблема обновления риторического ресурса
1.4. Снижение эффективности партийного манипулирования
1.5. Представительство оппозиционных групп и протестные настроения
Часть 3. Перспективы политической трансформации
1.6. Роль пассивного большинства в ускорении политических изменений
1.7. Экономические причины роста политической напряженности
1.1. Рокировка тандема и ее политические последствия
Основные выводы
2.1. Исследования и оценки среднего класса в России в 1990-2000-х гг.
2.2. Становление биполярной структуры общества во второй половине 2000-х гг.
2.3. Два поколения бэби-бумеров и их роль в изменении социальной структуры
1.2. Старение политических брендов
Введение
Часть 1. Текущие изменения в политической системе, влияющие на ход политической трансформации
Часть 2. Социальная поляризация и ее долгосрочные последствия
Часть 3. Перспективы политической трансформации
1.1. Рокировка тандема и ее политические последствия
1.2. Старение политических брендов
1.3. Проблема обновления риторического ресурса
1.4. Снижение эффективности партийного манипулирования
Введение
Часть 1. Текущие изменения в политической системе, влияющие на ход политической трансформации
Часть 2. Социальная поляризация и ее долгосрочные последствия
Часть 3. Перспективы политической трансформации
1.1. Рокировка тандема и ее политические последствия
2.1. Исследования и оценки среднего класса в России в 1990-2000-х гг.
2.2. Становление биполярной структуры общества во второй половине 2000-х гг.
2.3. Два поколения бэби-бумеров и их роль в изменении социальной структуры
1.2. Старение политических брендов
1.3. Проблема обновления риторического ресурса
1.4. Снижение эффективности партийного манипулирования
Основные выводы
Основные выводы
1.5. Представительство оппозиционных групп и протестные настроения
1.6. Роль пассивного большинства в ускорении политических изменений
1.7. Экономические причины роста политической напряженности
Основные выводы
Введение
Часть 1. Текущие изменения в политической системе, влияющие на ход политической трансформации
1.1. Рокировка тандема и ее политические последствия
1.2. Старение политических брендов
1.3. Проблема обновления риторического ресурса
1.4. Снижение эффективности партийного манипулирования
1.5. Представительство оппозиционных групп и протестные настроения
1.6. Роль пассивного большинства в ускорении политических изменений
1.7. Экономические причины роста политической напряженности
Основные выводы
Часть 2. Социальная поляризация и ее долгосрочные последствия
2.1. Исследования и оценки среднего класса в России в 1990-2000-х гг.
2.2. Становление биполярной структуры общества во второй половине 2000-х гг.
Основные выводы
2.3. Два поколения бэби-бумеров и их роль в изменении социальной структуры
Основные выводы
Часть 3. Перспективы политической трансформации
3.1. Среднесрочные политические изменения
3.2. Долгосрочные политические изменения в условиях политической стабильности
Основные выводы

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012