В данном разделе мы не ставим задачу максимально полного
сценарного анализа политических изменений. Наша задача состоит лишь в
том, чтобы проследить, какое влияние на политические процессы могут
оказать текущие политические изменения, рассмотренные в первой части
доклада, и социальные тенденции, представленные во второй части.
Как мы показали в двух предыдущих частях, существующая
неконкурентная политическая система постепенно теряет способность к
саморазвитию и сталкивается с проблемами размывания политической базы
партии власти под влиянием социальной поляризации российского общества.
При этом наблюдается старение или разрушение ключевых политических
брендов и исчерпание их риторического ресурса. Традиционные механизмы
политического контроля утрачивают в новых условиях необходимую
гибкость и эффективность и способствуют дальнейшему ослаблению
системы.
Нарастание протестных настроений на социальных полюсах является
ключевым среднесрочным системным риском. Особенно опасен для системы
дальнейший рост внесистемного протестного потенциала среднего класса.
Он не представляет непосредственной угрозы сохранению политической
системы до тех пор, пока протестная активность среднего класса не
приобрела политического характера.
С учетом трудной предсказуемости протестных тенденций, в том числе
неясного потенциала вовлечения в открытые протесты многочисленного
молодежного населения крупнейших городов, могут быть рассмотрены два
среднесрочных сценария.
Первый среднесрочный сценарий возможен при дальнейшем
нарастании недовольства, когда протесты среднего класса перейдут в фазу
политического активизма. В этом случае возможно формирование массовых
политических партий снизу, что сделает вероятным проведение досрочных
парламентских выборов.
В случае появления спроса на эффективное партийное
представительство социальный капитал среднего класса в сочетании с
богатым опытом внесистемной самоорганизации, доступом к интернету,
СМИ и большими интеллектуальными возможностями позволит оформить
массовое политическое движение в короткие сроки.
Существующая система едва ли будет способна противостоять этому
давлению в ее ослабленном состоянии, со стареющими брендами и
устаревшим риторическим ресурсом, низким потенциалом самоадаптации,
недостаточно гибкими механизмами политического контроля.
В этом сценарии вероятно проведение, как минимум, досрочных
парламентских и, с меньшей вероятностью, - президентских выборов.
Результатом более свободных парламентских выборов станет существенное
расширение формального политического представительства среднего класса
через вновь созданные политические партии. Однако более существенным
итогом послужит то, что противоположный социальный полюс реализует
свое количественное электоральное преимущество, вследствие которого
большинство в Думе получат левые партии.
Правительство, сформированное исходя из итогов таких выборов,
вынуждено будет в условиях медленного экономического роста проводить
активную перераспределительную политику, не отвечающую интересам
среднего класса. Представители среднего класса вынуждены будут активно
использовать внесистемные ресурсы давления для предотвращения наименее
приемлемых для них мер. В результате политический процесс рискует
перейти в плоскость затяжных позиционных конфликтов, парализующих
работу исполнительной власти, о чем мы более подробно писали во второй
части доклада.
Более того, если гипотетически представить, что в России будут
проведены по-настоящему открытые и конкурентные президентские выборы,
то численное превосходство левого электората открывает возможность для
победы радикального левопопулистского лидера, как это неоднократно
случалось в аналогичных обстоятельствах в странах Латинской Америки и
странах переходной экономики (например, Уго Чавес в Венесуэле, Эво
Моралес в Боливии, Александр Лукашенко в Белоруссии). Такой исход
способен замедлить модернизацию политической системы и экономики и
чреват обострением политических конфликтов на почве внесистемного
сопротивления среднего класса.
Следует отметить, что российская политическая элита едва ли
позитивно отнесется к подобному сценарию. Внутри нее появились признаки
умеренной конвергенции, обусловленной сходным опытом существования в
рамках рыночной экономики и вытекающим из него согласием по многим
вопросам экономической и социальной политики. Поляризация общества и
партий будет искусственно растягивать политическую элиту на полюса,
вступая в противоречие с ее внутренними тенденциями конвергенции.
В этих условиях сохранение тандема, в котором премьер-министр
апеллирует преимущественно к среднему классу, президент – к
противоположному социальному полюсу, может оказаться полезным
балансирующим механизмом. Возможно, именно это имел в виду социолог
Леонтий Бызов, который говорил, что в России может быть устойчивой
только одна политическая конструкция: правоцентристское правительство и
левоцентристский президент. Такой механизм может в какой-то мере помочь
компенсировать дисфункциональность позиционных конфликтов между
социальными полюсами, возникающих из-за асимметрии их политического
влияния.
Однако, учитывая старение персонального бренда Путина и
практически полную утрату политического бренда Медведевым, а также
общую слабость риторического ресурса власти, эффективная работа тандема
«президент и премьер-министр» в столь жесткой, неудобной и непривычной
для них политической обстановке возможна лишь в случае хотя бы
частичного и к тому же удачного обновления его персонального состава. В
рамках сложившихся системных ограничений такое обновление
представляется пока проблематичным.
В этой связи эффективность президента и премьер-министра в
преодолении дисфункциональных политических конфликтов между двумя
социальными полюсами, скорее всего, окажется недостаточной.
Следовательно, в сценарии ускоренной политизации среднего класса
возрастет вероятность масштабных политических кризисов с
непредсказуемыми последствиями, о которых мы отчасти уже говорили в
нашем предыдущем докладе.
Второй среднесрочный сценарий связан с возможным замедлением или
даже затуханием роста протестной активности на обоих политических
полюсах. В этом случае внесистемное давление на власть будет ослабевать. В
отсутствие такого давления ограниченный потенциал системы к
саморазвитию приведет к консервации ее основных особенностей на
среднесрочную перспективу. В этом случае процесс глубокой политической
трансформации будет перенесен на конец следующего десятилетия и будет
происходить под влиянием долгосрочных структурных сдвигов в российском
обществе, о возможных политических последствиях которых речь идет в
следующем пункте.
|