При сохранении политической стабильности к президентским выборам
2018 г. в основном оформится электоральное доминирование среднего класса
и примыкающих к нему социальных групп. В результате возникнут
необходимые предпосылки для формирования устойчиво работающей
конкурентной политической системы, которая включает конкурентную
модель многопартийной парламентской демократии и открытую
конкурентную модель выборов президента.
В этих условиях свободные парламентские выборы будут обеспечивать
большинство только тем партиям, которые полностью или хотя бы частично
представляют интересы среднего класса. Победа левых партий на выборах
будет возможна только в случае их конвергенции к политическому центру,
представленному отчасти средним классом, а отчасти его периферией.
Похожий процесс обозначился в Великобритании в 1990-2000-х гг.
после периода обострения социальной и партийной поляризации в 1970-
1980-е гг. После тотальной идеологической конфронтации 1980-х гг. лейбористы и консерваторы 2010-х соревнуются в основном за то, чтобы
элегантнее сформулировать политическую повестку, которой ожидают от
них различные слои массового среднего класса.
В этих условиях впервые за тридцатилетнюю новейшую историю
России маловероятным станет приход к власти путем свободных
конкурентных президентских выборов левопопулисткого лидера типа Уго
Чавеса или Александра Лукашенко, способных надолго затормозить
социальное развитие и дестабилизировать экономику и общество.
В этих условиях могут быть рассмотрены два сценария системной
трансформации, каждый из которых в большей мере соответствует одному из
рассмотренных ранее.
В обоих сценариях формат тандема утрачивает первоначальную
актуальность. Выборы президента на конкурентной основе будут с высокой
вероятностью обеспечивать победу одного из кандидатов, апеллирующих к
среднему классу и способных проводить более или менее ответственную
экономическую и социальную политику, отвечающую его ключевым
интересам. Демократизация и усиление открытости процесса президентских
выборов станут актуальными уже на выборах 2018 г., подобно тому, как это
уже случилось в крупнейших странах Латинской Америки, включая Мексику
и Бразилию.
Задача апелляции одновременно к двум социальным полюсам и
обеспечение политического баланса между двумя социальными полюсами
сохранится. Но, в отличие от среднесрочной перспективы, она приобретет
подчиненное значение. В отличие от ситуации начала десятилетия, столь
ярко выраженная асимметрия политического влияния двух социальных
полюсов будет невозможна. На стороне массового среднего класса будет как
численное электоральное превосходство, так и потенциал неформального
влияния, поскольку его концентрация в крупных городах, социальный
капитал и влияние на СМИ останутся более значимыми, чем у
противоположного полюса.
Различия в двух сценариях просматриваются прежде всего в плане
развития партийной системы.
Первый долгосрочный сценарий соответствует первому среднесрочному
сценарию. Если к середине 2010-х гг. будет сформировано оппозиционное
партийное представительство среднего класса, то, скорее всего, партию
власти ожидает необратимое размывание ее центристской политической
базы. В конечном счете, это приведет к ее вытеснению на периферию
политического процесса и даже к распаду или поглощению, как это уже
неоднократно происходило с партией власти в новейшей российской
истории.
Второй долгосрочный сценарий возможен, если в первой половине 2010-
х гг. средний класс не сумеет оформить эффективное массовое партийное
представительство на альтернативной партии власти основе. В этом случае
у партии власти открывается возможность эволюции в сторону партии
среднего класса, предоставив электорат противоположного социального
полюса преимущественно левым оппозиционным партиям, но сохраняя при
этом твердые шансы на электоральное большинство – самостоятельно или в
коалиции с другими партиями, представляющими интересы среднего класса.
Однако реализация этого сценария будет затруднена неэффективным
кадровым составом депутатского корпуса «Единой России», его крайне
консервативной политической риторикой (еще более консервативной, чем у
первых лиц государства) и сложившимися в нем клановыми интересами.
|