Прежде всего хотел бы поблагодарить Сергея Александровича Караганова и в целом руководство совета за приглашение и за выбор темы. Думаю, что актуальнее трудно
было бы сформулировать повестку дня сегодняшних заседаний. Время, в котором мы живем, - время больших вопросов. Если ими не заниматься, то и не понять, что
происходит вокруг нас. Культура - это первооснова национального бытия, своего рода пружина исторического процесса. Не случайно такой мыслитель, как Збигнев
Бжезинский, обращался к культурологическому методу О. Шпенглера, когда реагировал на политику Джорджа Буша-младшего призывом поставить вопрос о необходимости
выработки международным сообществом общего видения современной эпохи.
Мы разделяем такой подход. История - это реализация конкретного культурного типа, реализация мироощущения. Есть такая русская пословица: «Посеешь характер -
пожнешь судьбу». Соответственно, применительно к России осмысление нашего внутреннего состояния, международного положения страны, внешней политики вполне
уместно начинать с культуры. Могут быть самые разные суждения, поэтому еще раз хочу отметить, что я сейчас выступаю не как министр, а как член СВОП. Хотя и не
очень часто принимаю участие в мероприятиях совета, но раз в год стараюсь здесь бывать.
У России, я в этом убежден, будущее есть. Это будущее - великое, как была и остается великой наша история. А.С. Пушкин писал, что историю нам дал Бог, и,
наверное, она не могла быть в принципе иной. Думаю, что в истории нет ничего случайного, она сама выбирает своих героев. Есть, конечно, развилки, когда возможны
различные варианты действий, но и в этих случаях во многом все решает культура и, наверное, эпоха, в которой происходят те или иные события.
Французская революция дала выход той энергии, которая копилась в обществе со второй половины правления Людовика XIV. Сходная энергия копилась в российском
обществе, которое большую часть XVII века дремало. Ответом на вызов петровской модернизации, которая и была выходом той копившейся энергии, по словам Л.Н.
Толстого, были гений А.С. Пушкина и вся русская культура XIX века. Когда мы вошли в европейскую политику при Петре Великом, страна была призвана играть свою
очень важную, я бы сказал, одну из ключевых ролей в поддержании европейского равновесия, как оно тогда понималось. И как оно продолжало пониматься вплоть до
биполярной эпохи и до холодной войны. Думаю, что миссия такого балансира, скорее всего, уже выполнена, что Европа более не нуждается в равновесии силы. Кстати,
исторический Запад тоже не так уж един, и это связано не только с теми проблемами, которые все больше проявляются в ходе европейского строительства, но и во
многом с мирным подъемом Германии, которая уже выходит из состояния, когда ее нужно держать «пониже».
Одна из черт нашего национального характера - это способность широко взглянуть на вещи. Русская интеллигенция всегда этим славилась. И, наверное, такая
широта натуры в равной степени объясняет и отрицательное, и положительное в нашем историческом опыте, в нашем историческом бытии, объясняет, в частности,
культурную глубину, когда на поверхности далеко не все видно. Давайте вспомним ту внутреннюю свободу, «кухонную» свободу, в которой жили многие из нас в
советское время и без которой, наверное, не было бы современной России. Думаю, что эта глубина отличает российский народ от тех, у кого вся картина
исчерпывается тем, что просто видит глаз.
Выскажу свое мнение: я уверен, что Россия - это особое культурно-государственное явление, и его абсолютное постижение стало бы концом России точно так же, как абсолютное постижение природы человека, видимо, означало бы конец человеческой цивилизации. Наверное, это
и имел в виду Ф.И. Тютчев, когда говорил, что умом Россию не понять. И.С. Тургенев, кстати, тоже говорил, когда переписывался с П.Я. Чаадаевым, о «текучести»,
«газообразности» русской жизни. Хотел бы выделить одну мысль Георгия Адамовича, который в сборнике «Одиночество и свобода» писал: «Все можно допустить, во всем
можно ошибиться, только не в этом, наверно: это, то есть гнет, казарма, насилие находилось и находится в жесточайшем разладе с самой сущностью России, с
«русской душой», как она отразилась в лучшем, что мы вспоминаем из прошлого». И он делает интересный вывод: «То, что нехотя, хмуро, угрюмо Запад постепенно
выпускает из рук, Россия должна бы когда-нибудь вернуть в преображенном виде, умудренная всем своим опытом, научившаяся многому такому, чего он и вообще
никогда не знал». Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи говорил о «всемирной отзывчивости России», о ее «всечеловеческом» призвании. Он
усматривал в этом надежду на восстановление единства европейской цивилизации, причем отнюдь не противопоставляя Россию Европе.
Россия, кстати, со времен Петра практически всегда разделяла судьбу Европы. Вместе со всеми она вступила в сумеречный этап развития континента, причем
период между двумя мировыми войнами, в силу сумбурности европейской политики, неспособности европейской мысли дать ответы на вызовы времени, я бы считал
возможным считать начальным этапом холодной войны с ее санитарными кордонами и выборочными по классовому признаку гарантиями безопасности. Думаю, что мыслить
категориями какого-то особого, неевропейского пути России - значило бы отказываться от огромной части нашей собственной истории, начиная с того же Петра.
Давайте не будем забывать, что творчество А.С. Пушкина было не только самобытным, выражавшим народный дух, но и одновременно находилось под сильным влиянием
европейской культуры.
Русская культурная матрица, думаю, вполне совместима с ценностями европейской цивилизации, если не отрывать эту матрицу и саму европейскую цивилизацию от
христианских корней. Все мы помним, что в Евросоюзе, когда еще писалась конституция, которая потом трансформировалась в Лиссабонский договор, было принято
политическое решение - не упоминать о христианских корнях Европы. Но, не уважая свою собственную историю, в том числе религиозные корни, трудно уважать
религиозные убеждения других. И мы в этом убеждаемся, когда видим, что происходит с так называемым мультикультурализмом.
Всегда, когда того требовали обстоятельства - в эпохи реформ, в эпохи суровых испытаний - российское общество выдвигало людей самого разного звания,
которые реализовывали ценности развития, обновления, ценности индивидуальной ответственности. При этом они исходили прежде всего из патриотических побуждений,
брали на себя ответственность за судьбы страны. Так было и при Петре, при Екатерине, так было, когда боролись с Наполеоном, Гитлером, в Первую мировую. Но
одновременно это проявление патриотизма все равно шло в русле общеевропейских интересов, когда, например, в начале Первой мировой руководство Генштаба сделало
все, чтобы не позволить сорвать уже объявленную мобилизацию и без опоздания начать боевые действия в Восточной Пруссии. И это во многом шло в русле интересов
всего европейского континента.
В основе наших достижений в истории всегда присутствовала опора на национальную культурную традицию, и именно так было в те периоды, когда страна
возрождалась. Кем бы мы были сейчас, если бы не имели доступа к русской классической литературе? Тот же Ф.И. Тютчев писал: «Русский народ является
христианским благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которые составляют основу его нравственной природы». Кстати, он последовательно
выступал против цензуры и говорил, цитирую: «Везде, где свободы прений нет в достаточной мере, нельзя, совсем невозможно достичь чего-либо ни в нравственном,
ни в умственном отношении».
Безусловно, мы говорим о европейских ценностях, и христианство - это одна из таких ценностей. Убежден, что нужен общий ценностный знаменатель для
современного мира. В ООН, в Совете по правам человека, в ЮНЕСКО мы выступаем за то, чтобы правозащитные дискуссии учитывали, помогали углубленно понимать
такие традиционные ценности, как достоинство, ответственность, свобода - ценности, которые, как я понимаю, разделяются всем нормальным человечеством. Ни
реформации, ни революции, ни просвещение, ни материализм, ни социализм не уберегли Европу от ее катастроф, прежде всего трагедий XX века, которые Россия была
обречена разделить со всеми другими европейскими странами. Опять напомню Ф.И. Тютчева, который писал, что реформация с водой выплеснула и «ребенка» - само
христианское учение. К этой теме он неоднократно возвращался, и думаю, что сейчас она тоже весьма актуальна.
Другой важный момент - это вопросы так называемой политической целесообразности, об использовании которой в Советском Союзе мы прекрасно помним и которую
активно применяют американские администрации. О ней говорил еще М. Робеспьер, который называл ее «политической моралью». Политическая мораль в виде политической
целесообразности по-прежнему активно употребляется во внешней политике, прежде всего нашими западными партнерами. Если хотите, я бы это сравнил с попыткой
управлять правдой. Ясно, что у нас тоже есть такое искушение, порой оно появляется, но заверяю вас, что мы стараемся его в себе побороть.
Напомню о высказывании Мадлен Олбрайт, которая в одной из своих книг говорит о необходимости для Запада обратиться к столь же глубоким вопросам, к которым
обращаются другие культуры и цивилизации, и прямо называет такие трансцендентные вопросы, как история, самобытность и вера. Думаю, нам это хорошо понятно.
Когда сталкиваешься с фанатизмом типа сожжения Корана во Флориде и потом видишь последствия этого «акта самовыражения», то невольно задаешься вопросом: в
каком веке мы живем? Кстати, понимание того, что дехристианизация Европы - это уже светский перебор, постепенно приходит, и в качестве примера приведу решение
Европейского суда по правам человека по так называемому делу «Лаутси против Италии», где Россия выступала одной из сторон, и наша правда победила.
Мы сейчас говорим о модернизации, об этом тоже нас президиум просит высказаться. Убежден, что она возможна только через высокую культуру, и никак иначе.
Модернизация должна укрепить ту основу, которая у нас существует в виде истории последних трех столетий. Но, конечно, модернизация модернизации рознь. По моему
глубокому убеждению, для России модернизация не должна и не может означать вестернизацию. Мы будем заимствовать часть общего наследия европейской цивилизации,
но ту часть, которая, кстати, была во многом создана при нашем участии и которую вобрал исторический опыт. Все остальное было отсеяно как неудавшийся
эксперимент. Насколько сложно вестернизироваться, показывает пример Японии. Конечно, Япония - не Россия, но пример ее вестернизации, причем неоднократной,
далеко не позитивен с точки зрения развития этой страны, которая сейчас находится в достаточно глубоком кризисе.
Единство европейской культуры, цивилизации - это то, что мы бы хотели видеть. В истории есть немало примеров, когда проявлялись элементы конвергенции. Это
было и в истории прошлого века с известной периодичностью - назовем реформы Ф. Рузвельта, весь межвоенный период, союзнические отношения в ходе Второй мировой
войны, разрядку и нынешний период, когда новая Россия приняла фундаментальные ценности рыночной экономики и широкопредставительной демократии. Кстати, частью
этих ценностей широкопредставительной демократии или, скажем, параллельным с ними продуктом западноевропейского развития периода холодной войны стала модель
социально ориентированного развития экономики, другими словами, социализация экономики, которая проходила во многом, если не прежде всего, как ответ на
социалистический вызов Советского Союза. Мы не должны стесняться того, что в нынешнюю модель, которая, наверное, наиболее успешна, в модель социально
ориентированной рыночной экономики мы внесли, пусть косвенно, но все-таки свой вклад.
Еще раз немного о Федоре Ивановиче Тютчеве. Он был против раскола Европы и говорил о том, что Восточная Европа - «законная сестра христианского Запада».
Отказ России в нравственной силе, которая собственно и является главным элементом того, что мы сейчас понимаем под «мягкой силой», был главным в отрицании
Западом европейских прав нашего государства. Но победы в отечественных войнах под Бородино, над Гитлером, безусловно, были нравственными победами, и отрицать
этого нельзя. Многие сейчас это просто замалчивают, как замалчивают и то, что в последней войне мы победили вопреки тоталитаризму, вопреки преступлениям
Сталина, то есть война освобождала освободителей. И Сталин это прекрасно понимал. Отсюда и то, что он стал «закручивать гайки» сразу после окончания войны.
Насчет современного российского общества. Хотел бы обратить внимание на статью Маши Липман, недавно вышедшую в Moscow Times, где она говорит, что русские
сегодня пользуются фактически безграничными индивидуальными свободами. Люди с энтузиазмом занимаются своими частными делами, не особенно обращая внимание на
сферу политики. Наверное, это очень счастливое состояние, когда человек доволен своей частной жизнью. Дальше она уже пишет по поводу политической активности
населения и, по сути дела, призывает к чему-то вроде социальной инженерии, говорит, что мы должны поскорее пойти на те реформы, которых от нас ждут вовне. Я
уверен, что этой аудитории не нужно говорить о том, сколько понадобилось Франции, включая два поражения в войнах, сначала со всей Европой, потом с Пруссией,
чтобы установить более или менее демократическую форму правления. Две мировые войны - это та цена, которую сама Европа целиком заплатила за нынешние ценности
демократии. Я убежден, что людям просто нужно время, чтобы назаниматься своими частными делами, наездиться, наесться. Интерес к политической жизни неизбежно
придет, когда человек будет себя ощущать достойно.
Мы, конечно, вносим внешнеполитический вклад в модернизацию, это прежде всего расширение пространства свободы в международных отношениях. С остальными
странами Евро-Атлантики нас объединяет очень много кризисных явлений, которые сейчас происходят, и та же мысль З. Бжезинского о том, чтобы сообща подумать над
содержанием современной эпохи, становится достаточно актуальной. В этой связи хотел бы сказать, что, если европейская цивилизация нуждается в новом
переформатировании, а, судя по всему, этот вопрос все больше и больше будет стучаться в дверь, во-первых - слава Богу, а во-вторых, это будет происходить в
условиях куда менее катастрофичных, чем те, в которых Европа менялась прежде. Это будут условия новые, уникальные, и ясно, что требуется интеллектуальная и
политическая открытость. Пока мы ее не видим со стороны наших партнеров. Отсутствие такой открытости лежит в основе очень многих недоразумений и проблем
евроатлантической политики последних двух десятилетий. Например, по-прежнему считают, что Россия должна вступить в Запад, как в колхоз, в партию. Не думаю,
что это реалистично. Хотя, конечно, нам самим надо вырабатывать такую парадигму действий, которая будет учитывать наши собственные интересы, но которая все в
большей степени будет учитывать и то, как себя ощущают наши западные партнеры.
Здесь я хотел бы поблагодарить Сергея Александровича Караганова за его статью «России везет». Она достаточно прагматична и, по-моему, совершенно прикладная
в том, что касается наших дальнейших внешнеполитических действий. Но если мы возвратимся к теме объединения Европы на основе общих ценностей, то мы хотим,
чтобы у каждой личности было достоинство, хотим, чтобы эти достоинства были признаны равными для всех личностей. Наверное, и равенство государств должно не
только декларироваться в различных документах, но и применяться на практике. В данном случае нас интересует прежде всего Европа, в которой мы живем. Философия
неравенства - одна из главных проблем в наших отношениях с Западом. Причем она продвигается с Запада к нам, и нам дают понять, иногда косвенно, иногда в лоб,
что отношения равенства возможны только между государствами, исповедующими общие ценности, то есть российская демократия, молодая, еще не окрепшая, постоянно
развивающаяся методом проб и ошибок, должна быть сертифицирована извне. Эта логика присутствует и в нашем диалоге с Евросоюзом, и в наших отношениях с НАТО,
которые все больше и больше начинают вовлекаться в «демократизаторские» дискуссии. Эта же философия присутствует в ОБСЕ, где страны Евросоюза выступают единым
блоком вопреки всем договоренностям о том, на каких основах должен развиваться общеевропейский процесс. Принцип «одна страна - один голос», конечно, выражается
в действующем в ОБСЕ правиле консенсуса, но по вопросам, которые требуют согласования и выхода на общеприемлемые практические договоренности, Европа выступает
блоком, как учитель, который экзаменует учеников, оказавшихся с ним в одном помещении.
Мне кажется, отсутствие структуры, которая Европу объединяла бы (а ОБСЕ пока по большому счету Европу разъединяет), мешает Европе в отношениях со многими
другими, Западной Европе в отношениях с нами и Европе - с остальным миром. Мы эту проблему хотели бы все-таки решать, обеспечивать нашу
культурно-цивилизационную совместимость с остальным миром, это абсолютно естественный процесс. Все это требует расширительного толкования ценностей Европы,
включая и плюрализм мнений, и право на инакомыслие, в том числе инакомыслие в международных делах. Я имею в виду ту обструкцию в СМИ многих западноевропейских
стран, которой подверглась Германия, проголосовав в Совете Безопасности по Ливии не так, как проголосовали США и другие ведущие страны Запада. Я убежден, что в
корне ошибочен тезис о присоединении России к Западу, как если бы мы должны были просто взять и сказать: все, мы теперь будем действовать только как вы! Не
забудем о том, что и сам Запад в таком состоянии, когда даже если бы и была такая задача, не очень хочется присоединяться. Поэтому речь должна идти о встречном
движении, а не о вливании нас в них.
Думаю, что модернизационное партнерство, которое мы сейчас продвигаем в отношениях с Евросоюзом, с отдельными странами Европы, с Соединенными Штатами - это
как раз очень неплохой инструмент, который должен помочь двигаться навстречу друг другу. Модернизация - не исключительно российский проект, он в такой же мере
общеевропейский. Напрашивается параллель с реформами Петра, который тоже свои модернизационные программы реализовывал с привлечением остальной Европы.
Инициативы, которые мы выдвигаем, - это и Договор о европейской безопасности, когда все должны быть равно защищены, у всех должны быть равные гарантии безопасности, это и наша инициатива по противоракетной обороне, которая на практике предлагает доказать, что наши
западные партнеры будут готовы обеспечить неделимость безопасности. Доказать не на словах, не в декларациях, как это было сделано, а в реальном проекте,
который, если будет реализован с гарантиями ненаправленности этих систем против кого-либо из европейских, евроатлантических государств, станет прорывом к
качественно новым отношениям. Иначе все будет организовано на основе той логики, которой сейчас придерживаются в альянсе, а именно - внутри НАТО гарантии
безопасности юридические, а для остальных мы будем обещать, что мы вас тоже будем как бы учитывать в дальнейшем.
Все эти инициативы - не просто громогласная попытка напомнить о себе, это действительно вещи, от решения которых в ту или другую сторону во многом будет
зависеть, куда пойдет история. У нас сейчас действительно есть исторически беспрецедентное окно возможностей. Как мы его используем, пока предсказать трудно.
Мы стараемся делать все, чтобы это окно не захлопнулось. Сергей Александрович Караганов призывает нас в своих трудах напрягать мозги и волю. Спасибо. |