Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер? |
Вопрос о культурных факторах, влияющих на модернизационные процессы, обсуждается достаточно давно. При этом ключевой остается проблема, существуют ли универсальные культурные концепты, способствующие общественному развитию, или же все процессы замыкаются на национальной специфике. Эти и другие смежные вопросы оказались в центре внимания участников XIX ежегодной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), прошедшей в апреле 2011 года и получившей название «Культура, будущее России, ее место в мире». При этом, по словам Александра Архангельского , «под культурой понимались не только и не столько искусство, литература, театр, сколько вся сеть общественных институтов, порождающих, сохраняющих, изменяющих, разрушающих и снова создающих смыслы». Материалы Ассамблеи и легли в основу представленной на лекции книги «Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?» |
Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер? |
2. Модернизация через культуру: неизбежность национализма? |
Основные вопросы раздела:
- Все констатируют, что Россия вступила в неизбежный период всплеска русского национализма. Это только отрицательное явление или необходимое условие
возрождения страны? «Мертвая вода», которая соединяет разрубленное тело?
- «Манежная площадь» была эксцессом или закономерным явлением? Связано ли оно с агрессивно-обостренным спросом на свою культуру, в том числе правовую, или
только с протестом против присутствия «чужаков»?
- Почему русское национальное самосознание (в отличие от украинского, грузинского, чеченского и др.) не «проснулось» сразу после распада империи, а напомнило
о себе только через 20 лет? Почему основным носителем национально-обостренного чувства является молодежь?
- Не предстоит ли нам пройти через столкновения разных на-ционализмов, чреватые распадом государственности?
- Можно ли сопоставлять русский постимперский национализм с французским национализмом 1960-х годов, с другими примерами постимперского всплеска национальных чувств?
- Какое влияние на восприятие России в мире окажет этот «национально окрашенный» этап развития нашей цивилизации? Не повредит ли он интернационализации
политики, интегрированию российской науки в мировой контекст?
- Не приведет ли всплеск национализма к политике самоизоляции, к ослаблению интеграционных процессов и снижению политического веса России в мировом
сообществе? Умеет ли культура «работать» с национализмом, обеззараживать его, выводить из агрессивного состояния, насыщать созидательными смыслами? Можем ли
мы опереться на культурный, политический, экономический опыт стран, которые раньше нас столкнулись с аналогичными проблемами?
- Там, где культура выдвигается в качестве главного мотора модернизации и магнита для инвестиций, в центре всех процессов оказывается именно актуальная универсалистская культура, а национально-традиционная сдвигается на обочину. Случайно ли это?
- Возможно ли возрождение через возвращение, например, к «золотому» XIX веку, понимаемому широко, как наша викторианская эпоха, от Екатерины Великой до
начала XX столетия? Возможно ли создать постимперскую картину мира, в которой национальному и космополитическому полюсам найдется смысловой противовес?
- Какую роль будет играть в этих процессах Церковь? Сможет ли она стать неформальным арбитром или займет одну из сторон в национально-культурном и
социально-политическом конфликте? Будет ли сотрудничать с современной русской культурой? Насколько вероятна вспышка «нового атеизма» в молодой интеллектуальной
среде?
- Остается ли Россия плавильным котлом культур населяющих этносов? Какие уроки может и должна извлечь Россия из кризиса политики мультикультурализма в
Западной Европе? Какую роль будет играть такая ценность, как толерантность? Она укоренена в нашей культурной традиции? Она может быть встроена в нее?
|
|
|