Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Вопрос о культурных факторах, влияющих на модернизационные процессы, обсуждается достаточно давно. При этом ключевой остается проблема, существуют ли универсальные культурные концепты, способствующие общественному развитию, или же все процессы замыкаются на национальной специфике. Эти и другие смежные вопросы оказались в центре внимания участников XIX ежегодной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), прошедшей в апреле 2011 года и получившей название «Культура, будущее России, ее место в мире». При этом, по словам Александра Архангельского , «под культурой понимались не только и не столько искусство, литература, театр, сколько вся сеть общественных институтов, порождающих, сохраняющих, изменяющих, разрушающих и снова создающих смыслы». Материалы Ассамблеи и легли в основу представленной на лекции книги «Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?»
 Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Ольга Крыштановская

- Когда мы говорим о культуре и культурной матрице, то сами действуем, простите, матрично. Наша матрица такая: плохо, очень плохо, ужасно, ужасно-ужасно и еще ужаснее. И вслед за этим революция. Авторство принадлежит нашей интеллигенции, а повторяют, как мантру, самые разные люди. Ужасно, нет выхода, потом революция, перезагрузка - и начинаем все сначала. Именно поэтому у нас образовалось специфическое отношение к прошлому. Все старое для нас плохо. При Сталине был плох царизм, в 90-е был плох Советский Союз, сталинизм, теперь - лихие 90-е... Все старое для нас плохо, ветхо и бедно. Но вспомните Пушкина или вспомните еще кого-то. Поверьте, это не так уж и плохо. И нам необходимо вырваться из поля тяготения интеллигентской матрицы, матрицы самовоспроизводящейся революции. Мне кажется, для России это принципиальная вещь. От заклинаний о том, что уже все ужасно и скоро-скоро уже грянет буря, перейти к привычке исправлять плохое не революционным путем. Это первое.

Второе. Трагедия происходит не в сфере образования. Это вопрос вторичный, которому почему-то сейчас стал придаваться первичный характер. Первично отношение к труду. У нас люди, которые не смогли или не захотели получить образование, как бы исчезли из нашей жизни. Мы когда последний раз вообще говорили о том, что у нас есть рабочий класс и люди, работающие на производствах? Возможно, это реакция на советское превозношение «гегемона». Но сейчас, если ты не хочешь получать высшее образование, ты просто неудачник. Ты никто. И труд как таковой не уважается. Уважается только образование, что ошибочно и опасно. И для того чтобы остановить это новое красное колесо, нам надо какие-то базовые вещи склеивать и давать им новую жизнь, перезагружать их без революции. Тогда восстановится этика и обнаружится, что у нас не так уж плохо, мы видим недостатки, но можем их исправлять.

Содержание

Александр Архангельский
Между гарантией и шансом (Предисловие)
1. Русская культурная матрица: тормоз на пути развития или его опора?
Сергей Лавров
Культура, будущее России и ее место в мире
Даниил Дондурей
О так называемых российских культурных матрицах
Дмитрий Быков
Два в одном и третий лишний
Павел Пожигайло
Матрица. Этика. Путь.
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Леонид Григорьев
Виталий Третьяков
Анатолий Вишневский
Георгий Сатаров
Константин Затулин
Ольга Крыштановская
Андрей Клепач
ОСОБАЯ ПАПКА
Владимир Хотиненко:
«В современной культуре нет сияющих вершин»
2. Модернизация через культуру: неизбежность национализма?
Виталий Куренной
Национализм как форма современности
Екатерина Гениева
Неизбежность национализма = неизбежность тупика
Максим Соколов
Между звериным национализмом и национализмом просвещенным
Сергей Чапнин
Церковь, культура, русский национализм
Сергей Васильев
Бразилия: модернизация без национализма
Контекст: фрагменты дискуссии
Сергей Цыпляев
Игорь Бунин
Вячеслав Никонов
Андрей Зубов
Владимир Ворожцов
Алексей Малашенко
Евгений Кожокин
Алексей Подберезкин
Павел Лунгин
ОСОБАЯ ПАПКА
Валерий Тишков:
«О триединстве современной культуры»
ОСОБАЯ ПАПКА
Виталий Куренной:
«В основе этнических конфликтов – столкновение городской и негородской культур»
3. Школа как политический институт культурной модернизации
Евгений Ямбург
Не стратегия, а бухгалтерия
Александр Привалов
Почему учителя молчат?
Михаил Шнейдер
Необходимость долгого взгляда
Контекст: фрагменты дискуссии
Георгий Бовт
Дмитрий Быков
Анатолий Адамишин
Леонид Григорьев
Константин Эггерт
ОСОБАЯ ПАПКА
Павел Лунгин:
«Культура снимает с людей скафандры одиночества»
4. Русский язык как следствие модернизации и как форпост традиции
Вячеслав Никонов
Русский язык русского мира
Ирина Левонтина
Лингвистический оптимизм
Максим Кронгауз
Язык – нереформируемая сущность
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Вячеслав Никонов
Валерий Тишков
Игорь Милославский
Андрей Климов
Владимир Рубанов
Евгений Кожокин
Леонид Григорьев
Александр Архангельский
Виталий Третьяков
Алексей Малашенко
Юрий Кобаладзе
Вячеслав Никонов
Александр Мордовин
Анатолий Вишневский
Михаил Шмаков
Максим Кронгауз
Ирина Левонтина
ОСОБАЯ ПАПКА
Даниил Дондурей:
«В России сейчас не культуротворческая ситуация»
ОСОБАЯ ПАПКА Александр Архангельский:
«Мир управляется не одними только интересами»

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012