Основные вопросы раздела:
- После завершения цифровизации и окончательного дробления информационного мира школа станет единственным общественным институтом, охватывающим всю территорию страны и объединяющим всех граждан независимо от национальности, имущественного ценза, религиозной и социальной принадлежности. Значит ли это, что перед ней встают не только образовательные, но и политические задачи? Если да, то каковы они? Если нет, то какой институт отвечает за формирование общегражданского сознания, общей ценностной шкалы и системы культурных кодов? К какой социокультурной реальности готовит сегодняшнего выпускника современная российская школа?
- Общеизвестна формула Бисмарка: «Франко-германскую войну выиграл гимназический учитель». Сможет ли российский учитель сформировать постсоветскую нацию? При каких условиях?
- Может ли школа сформировать сознание активного участника модернизационных процессов, не порывающего со своей культурной матрицей?
- Может ли (и должна ли) школа воспитывать современного человека через погружение в традиционные гуманитарные дисциплины (литература, история)? Является ли всё четче проявляющаяся тенденция размывания гуманитарного слоя в процессе школьного преподавания осознанной политикой, или это следствие чего-то иного?
- Что несут в себе новые стандарты образования?
- Как следует оценивать введение новых предметов с национально-культурной и религиозно-просветительской направленностью - ОПК, «Россия в мире»? В какой мере они будут влиять на сознание нового поколения россиян?
- Есть ли у школы право актуализировать те или иные образы, лейтмотивы, сюжеты, выявляя и подчеркивая в русской культурной матрице то, что наиболее необходимо деятельному человеку XXI столетия? Имеет ли школа право выполнять подобный социальный заказ, или это противоречит ее суверенным задачам?
- Какие культурно-политические практики, использованные другими странами в сфере школьного образования, могут быть применены в России?
|