Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Вопрос о культурных факторах, влияющих на модернизационные процессы, обсуждается достаточно давно. При этом ключевой остается проблема, существуют ли универсальные культурные концепты, способствующие общественному развитию, или же все процессы замыкаются на национальной специфике. Эти и другие смежные вопросы оказались в центре внимания участников XIX ежегодной Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), прошедшей в апреле 2011 года и получившей название «Культура, будущее России, ее место в мире». При этом, по словам Александра Архангельского , «под культурой понимались не только и не столько искусство, литература, театр, сколько вся сеть общественных институтов, порождающих, сохраняющих, изменяющих, разрушающих и снова создающих смыслы». Материалы Ассамблеи и легли в основу представленной на лекции книги «Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?»
 Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер?

Сергей Васильев
Бразилия: модернизация без национализма

Пример Бразилии необычайно важен; Бразилия сейчас - главный геополитический конкурент России. Потому что эта страна примерно такого же размера, сопоставимого уровня развития, а главное, сравнимого исторического опыта. На протяжении всего ХХ столетия она не могла выбраться из ряда ловушек развития, а в последнее 20 лет совершила институциональный прорыв; прорыв экономический, социальный, и если институциональная Россия в последнее десятилетие системно сползала назад, то Бразилия двигалась вперед. При этом само выражение «бразильский национализм» вызывает усмешку. Как вызвало бы усмешку выражение «американский национализм». Мы ведь никогда не говорим - американский национализм, мы говорим - американский империализм. Но про Бразилию даже этого сказать не можем.

Между тем, национализм в Бразилии существует. И я бы его определил как крайне конструктивный гражданский национализм с учетом нескольких факторов складывания бразильской нации. Бразилия имеет ту особенность, что в течение первых 200 лет колонизации она была забыта своей метрополией. Сначала Португалия была слишком занята на Востоке, потом Португалия была захвачена Испанией и нация сложилась как бы сама по себе. Европейцы-переселенцы, попавшие в совершенно другие условия, очень быстро отрывались от своих корней и уже через 200 лет чувствовали себя другой нацией, особенно с учетом того, что в XVII веке они в одиночку отбили голландское вторжение, оказывая сопротивление в течение 30 лет. После этого бразильская нация осознала себя как реальное и самостоятельное явление. Вследствие чего очень легко прошло освобождение от Португалии в XIX веке. Хотя часто раздел проходил в буквальном смысле слова по семьям. То есть один брат оказался бразильцем, а другой оказался португальцем.

Второй бразильский фактор, очень важный (и этого не было в Соединенных Штатах Америки), - изначально сформировавшаяся чрезвычайная расовая толерантность. Она связана вот с чем. Во-первых, в Бразилии происходила массовая метизация - вовлечение в реальную государственную и экономическую жизнь индейского населения; они проходили крещение, им давали христианские имена. И в нескольких штатах лингвофранко была на базе индейского языка. Бразилия не знала такого печального опыта, как массовое изгнание индейцев в резервации - опять же, в отличие от США. И второй фактор заключается в том, что мулаты очень быстро втягивались в гражданское общество. Дети от смешанных браков сразу становились свободными. Но и этого мало. Масштабы добровольного отпуска рабов на свободу превосходят всякие прецеденты в других странах. То есть к моменту отмены рабства уже сформировался средний класс из мулатов. Это важное обстоятельство, во многом объясняющее, почему бытового расизма в Бразилии не было и нет. Хотя надо сказать, что в отношении карьеры он просматривается: в высшем классе буржуа вы мулатов не увидите. А в высшей политической власти нет немцев. В парламенте я немецких фамилий вообще не вижу, хотя этнических немцев в Бразилии очень много.

Третий момент - это, я бы сказал, национализм элиты. Сегодня мы говорим о двоемыслии нашей элиты, по своим взглядам она националистическая, а детей отвозит за границу, капитал отгоняют туда же. А все бразильцы абсолютно уверены, что Бразилия -лучшая страна в мире. Они это подтверждают своим примером. Бразильской эмиграции практически нет - ни низшего класса, ни профессионального класса, ни высшего класса. Они жили, живут и будут жить в Бразилии. И это очень важно, потому что бразильская элита может ставить, ставит и всегда ставила долгосрочные цели для страны. Консенсус по поводу этих целей присутствовал 200 лет. Идея создать столицу в середине страны возникла в 1820 году. Конституция этой идеи была предложена в 1891 году, а реализован замысел был в 1960 году. Мы можем только позавидовать такой последовательности действий элиты.

Четвертый момент, о котором я хотел бы сказать, имеющий отношение к культуре. Элита, конечно, была всегда обеспокоена крайней дифференциацией - социальной, этнической, расовой, образовательной и культурной. Если мы посмотрим на бразильскую культуру, то увидим, что культурные образцы очень быстро движутся снизу вверх и сверху вниз. Например, культы африканских богов стали частью общей бразильской культуры. Праздники богини Еманджи и прочее. Карнавал - это вообще апофеоз культуры мулатов, который стал общенациональным фактором. Скажем, главное блюдо бразильцев, фейжада, на самом деле - это блюдо рабов. То есть вся элита спокойно в субботу ест весьма непривлекательное блюдо. Нравится не нравится, а ест. Потому что кухня - это элемент культурного единства. Элита понимает, что в такой разнородной стране она должна обеспечить сплошную, целостную культуру во всех ее проявлениях, от эстетического до бытового.

Последнее, о чем скажу - наверное, все это знают без меня. Есть принципиальная позиция производителей бразильских сериалов. В каждом сериале должно быть три семьи. Одна - из бедных слоев, вторая - из среднего класса, а третья - из богатых слоев. Это для того, чтобы вся страна смотрела сериалы. И для того, чтобы ощущала себя единой.

Содержание

Александр Архангельский
Между гарантией и шансом (Предисловие)
1. Русская культурная матрица: тормоз на пути развития или его опора?
Сергей Лавров
Культура, будущее России и ее место в мире
Даниил Дондурей
О так называемых российских культурных матрицах
Дмитрий Быков
Два в одном и третий лишний
Павел Пожигайло
Матрица. Этика. Путь.
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Леонид Григорьев
Виталий Третьяков
Анатолий Вишневский
Георгий Сатаров
Константин Затулин
Ольга Крыштановская
Андрей Клепач
ОСОБАЯ ПАПКА
Владимир Хотиненко:
«В современной культуре нет сияющих вершин»
2. Модернизация через культуру: неизбежность национализма?
Виталий Куренной
Национализм как форма современности
Екатерина Гениева
Неизбежность национализма = неизбежность тупика
Максим Соколов
Между звериным национализмом и национализмом просвещенным
Сергей Чапнин
Церковь, культура, русский национализм
Сергей Васильев
Бразилия: модернизация без национализма
Контекст: фрагменты дискуссии
Сергей Цыпляев
Игорь Бунин
Вячеслав Никонов
Андрей Зубов
Владимир Ворожцов
Алексей Малашенко
Евгений Кожокин
Алексей Подберезкин
Павел Лунгин
ОСОБАЯ ПАПКА
Валерий Тишков:
«О триединстве современной культуры»
ОСОБАЯ ПАПКА
Виталий Куренной:
«В основе этнических конфликтов – столкновение городской и негородской культур»
3. Школа как политический институт культурной модернизации
Евгений Ямбург
Не стратегия, а бухгалтерия
Александр Привалов
Почему учителя молчат?
Михаил Шнейдер
Необходимость долгого взгляда
Контекст: фрагменты дискуссии
Георгий Бовт
Дмитрий Быков
Анатолий Адамишин
Леонид Григорьев
Константин Эггерт
ОСОБАЯ ПАПКА
Павел Лунгин:
«Культура снимает с людей скафандры одиночества»
4. Русский язык как следствие модернизации и как форпост традиции
Вячеслав Никонов
Русский язык русского мира
Ирина Левонтина
Лингвистический оптимизм
Максим Кронгауз
Язык – нереформируемая сущность
Контекст: фрагменты дискуссии
Александр Музыкантский
Вячеслав Никонов
Валерий Тишков
Игорь Милославский
Андрей Климов
Владимир Рубанов
Евгений Кожокин
Леонид Григорьев
Александр Архангельский
Виталий Третьяков
Алексей Малашенко
Юрий Кобаладзе
Вячеслав Никонов
Александр Мордовин
Анатолий Вишневский
Михаил Шмаков
Максим Кронгауз
Ирина Левонтина
ОСОБАЯ ПАПКА
Даниил Дондурей:
«В России сейчас не культуротворческая ситуация»
ОСОБАЯ ПАПКА Александр Архангельский:
«Мир управляется не одними только интересами»

Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012